Формирование правового сознания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.

Задачи исследования:
Дать характеристику правовой культуры;
Проанализировать особенности формирования правовой культуры учащихся СПО;
Создать программу формирования правовой культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5
1.1 Правовой статус ребенка 5
1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7
1.3 Права ребенка в сфере образования 10
Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14
2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14
2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21
2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зание прав как правовая защищенность личности.docx

— 68.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5

1.1 Правовой статус ребенка 5

1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7

1.3 Права ребенка в сфере образования 10

Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14

2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14

2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21

2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24

Заключение 32

Список литературы 34

 

 

Введение

Правовые знания нужны  всем людям не сами по себе, а как  основа поведения в разных жизненных  ситуациях. Актуальность правового  просвещения очевидна – она обусловлена  современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать  у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных  проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми. Основная линия в современной политике – построение демократического государства, а основная линия обучения и воспитания – развитие гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, которая стала бы полноценной единицей этого самого демократического общества. Как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Сегодня дети в силу стечения тяжелых жизненных, экономических, семейных обстоятельств, часто оставаясь один на один с этими проблемами, вынуждены сами заботиться о своих правах и свободах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь.

Согласно официальной статистике, полученной от Министерства социальной политики, на протяжении 2012 года насилию в семье было подвержено около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них - погибают; 60% - сироты, достигшие трехлетнего возраста, - попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность». Дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, по незнанию своей ответственности за содеянное (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ребенка в 2009 - 2012 гг.»). Вышеуказанные факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка детьми, и  родителями, и другим категориям граждан [2].

Актуальность темы заключается  в необходимости разъяснения  правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными  правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих  прав, чем взрослые люди. У ребенка  нет физической, психологической  и правовой зрелости, он слабо защищен  в условиях социума и  зависит  от опеки взрослых. Поэтому права  детей в чем-то глубже, шире и  значительнее,  чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви  и понимании, семейной и социальной заботе и общество обязано обеспечивать защиту детей наравне с другими  категориями граждан.

Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.

Объектом нашего исследования является правовая культура.

Предмет: формирование правовой культуры учащихся СПО.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику правовой культуры;
  2. Проанализировать особенности формирования правовой культуры учащихся СПО;
  3. Создать программу формирования правовой культуры.

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования правовой культуры школьников

1.1 Правовой статус ребенка

Вступление  в силу Конвенции о правах ребенка  стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное  сообщество признало особые потребности  и уязвимость детей. Первым выражением международной озабоченности положением детей было принятие в 1923 г. Советом  созданной незадолго до этого  неправительственной организации  Международный союз спасения детей  Декларации о правах ребенка (Женевской). В 1959 г. была принята новая Декларация, которая послужила основой для  подготовки Конвенции о правах ребенка. Конвенция о правах ребёнка утвердила  ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них - признание ребёнка  полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих  родителей, опекунов или попечителей [6].

Определяя правовой статус ребёнка необходимо уточнить, что в Российской Федерации  принимается за начало человеческой жизни. В соответствии с международной  гуманитарной практикой определять, когда заканчивается жизнь человека должно государство. Момент начала, т. е. возникновение жизни в Российской Федерации обозначен, однако, не в  нормативном акте, а в ведомственной  инструкции Министерства Здравоохранения, согласно которой право на жизнь  имеет семимесячный ребёнок весом  более 1000 грамм и длиной тела не менее 35 сантиметров.

Под ребёнком (детьми) понимается «любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, т. е. до совершеннолетия» [8].

Аналогичное определение «ребёнка» содержится и в пункте 1 статьи 54 Семейного  Кодекса Российской Федерации.

Российское  законодательство разделяет детей  на две возрастные группы, которые  обладают различными объемами гражданской  дееспособности («Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 лет»):

А) Малолетние - дети в возрасте до 14 лет.

За детей  в возрасте до 6 лет все сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Такое же правило применяется  и для детей в возрасте от 6 до 14 лет, за исключением сделок, которые  они вправе совершать самостоятельно, т. е. мелких бытовых сделок, а также  сделок, направленных на безвозмездное  получение выгоды и при этом не требующих нотариального удостоверения.

Б) Дети от 14 до 18 лет.

Они обладают наибольшим объемом дееспособности. Большинство сделок они вправе совершать  с письменного согласия своих  законных представителей - родителей, усыновителей, попечителей. Без их согласия несовершеннолетние вправе распоряжаться  своим заработком, стипендией или  иными доходами, осуществлять авторские  права, вносить вклады в кредитные  учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и некоторые  другие сделки.

С принятием  нового Семейного Кодекса Российской Федерации стала шире и гражданско-процессуальная дееспособность ребёнка. Согласно пункту 2 статьи 56 Семейного Кодекса Российской федерации ребёнок, чьи права  и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой  в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд [8].

Несовершеннолетнее  лицо не утрачивает статус ребёнка  и в тех двух случаях, когда  оно в соответствии с гражданским  Кодексом Российской Федерации до наступления  совершеннолетия (18 лет) приобретает  полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского Кодекса) и в случае эмансипации (пункт 1 статьи 27 Гражданского Кодекса).

Рассмотрев  правовой статус ребёнка, необходимо отметить, что способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения ребёнка, а способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребёнок - самостоятельный субъект  права; самостоятельная личность, наделённая соответствующими правами, способная  в определённой мере к их самостоятельному осуществлению и защите.

 

1.2 Понятие и значение правового  воспитания школьников

Правовое  образование - это целенаправленный процесс правового воспитания и  обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

Правовое  воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.

Правовое  воспитание - это формирование правового  сознания и поведения юного гражданина, которое определяется характером и  политикой государства и тесно  связано с гражданским воспитанием.

Правовая  норма - идеальная модель должного поведения  человека в обществе. Не являясь  в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой  закона, его особый статус закреплён  во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и  Международной Конвенции о правах ребёнка (1989). Взаимодействие права  и ребёнка осуществляется, через  родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки право  послушного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности [10].

Правосознание представляет собой теоретически усвоенные  правовые знания, сформированные правовые эмоции, убеждения и правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения. Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности  ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в  соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности.

Исследования  показали, что значительная часть  школьников практически не знакома  с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему  государства, совершенно безграмотна  в области отправления своих  прав и обязанностей как субъектов  правоотношений, складывающихся в обществе.

Михаил  Федотов, глава совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека считает, что стране нужны молодые  люди с высоким уровнем гражданственности  и правовой культуры, которая должна формироваться с первого класса. Важно, чтобы вся система школьного  образования была пронизана идеями уважения прав человека. Многие школьники  имеют смутное представление  о правах. Они должны знать не только свои детские права, но и те, которые им пригодятся во взрослой жизни» [11].

Знание  правовых норм само по себе не может  предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Именно в этом возрасте закладываются  не только основы знаний, но и формируются  нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.

На Всероссийской  научно-практической конференции «Проблемы  правового образования в общеобразовательных  учреждениях». (апрель, 2010) в которой приняли участие представители образовательных учреждений и научных организаций, государственных органов управления и общественных организаций, отмечены важность роли права в социализации учащихся и неудовлетворительный уровень правового просвещения в российских школах.

В мае 2011 г. Президент Российской Федерации  Д. Медведев утвердил Основы государственной  политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания  граждан. Особое внимание в этом документе, уделяется формированию правосознания  и правовой грамотности подрастающего  поколения [20].

Знакомство  учащихся с правовыми аспектами  особенно важно для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершённых детьми и подростками. Правовое воспитание должно воспитывать в детях интерес  к праву, уважение к закону, формировать  привычки выполнять правовые предписания.

Социологические исследования показывают, что для  достаточно большой группы подростков характерно негативное отношение как  к праву вообще, так и к некоторым  конкретным правовым нормам: в своих  взглядах и высказываниях они  оценивают их как «неправильные», не соответствующие современным  нормам поведения людей в обществе, а потому, мол, невыполнимые.

Правовой  нигилизм как социальное явление  имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения  к роли и значению права через  скептическое отношение к его  потенциальным возможностям до полного  неверия в право и явно негативного отношения к нему и нарушения. В результате в молодежной среде широко распространены такие явления, как наркомания, алкоголизм, преступность, проституция, самоубийства.

Серьезную тревогу в обществе вызывает резкий рост криминализации среди несовершеннолетних, поскольку это затрагивает как  судьбы этих подростков, так и перспективы  общественной безопасности. Статистика МВД говорит о том, что за последние пять лет преступность существенно возросла и помолодела. За последние годы на 32% увеличилась преступность несовершеннолетних, причем умышленные убийства, групповой бандитизм и разбой возросли до 61%. Наркомания и пьянство в понимании нового поколения уже являются нормой [13].

Информация о работе Формирование правового сознания учащихся