Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа
Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.
Задачи исследования:
Дать характеристику правовой культуры;
Проанализировать особенности формирования правовой культуры учащихся СПО;
Создать программу формирования правовой культуры.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5
1.1 Правовой статус ребенка 5
1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7
1.3 Права ребенка в сфере образования 10
Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14
2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14
2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21
2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24
Заключение 32
Список литературы 34
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5
1.1 Правовой статус ребенка 5
1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7
1.3 Права ребенка в сфере образования 10
Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14
2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14
2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21
2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24
Заключение 32
Список литературы 34
Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми. Основная линия в современной политике – построение демократического государства, а основная линия обучения и воспитания – развитие гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, которая стала бы полноценной единицей этого самого демократического общества. Как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Сегодня дети в силу стечения тяжелых жизненных, экономических, семейных обстоятельств, часто оставаясь один на один с этими проблемами, вынуждены сами заботиться о своих правах и свободах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь.
Согласно официальной статистике, полученной от Министерства социальной политики, на протяжении 2012 года насилию в семье было подвержено около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них - погибают; 60% - сироты, достигшие трехлетнего возраста, - попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность». Дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, по незнанию своей ответственности за содеянное (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ребенка в 2009 - 2012 гг.»). Вышеуказанные факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка детьми, и родителями, и другим категориям граждан [2].
Актуальность темы заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической и правовой зрелости, он слабо защищен в условиях социума и зависит от опеки взрослых. Поэтому права детей в чем-то глубже, шире и значительнее, чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании, семейной и социальной заботе и общество обязано обеспечивать защиту детей наравне с другими категориями граждан.
Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.
Объектом нашего исследования является правовая культура.
Предмет: формирование правовой культуры учащихся СПО.
Задачи исследования:
Вступление
в силу Конвенции о правах ребенка
стало кульминацией почти 70-летней
борьбы за то, чтобы международное
сообщество признало особые потребности
и уязвимость детей. Первым выражением
международной озабоченности
Определяя
правовой статус ребёнка необходимо
уточнить, что в Российской Федерации
принимается за начало человеческой
жизни. В соответствии с международной
гуманитарной практикой определять,
когда заканчивается жизнь
Под ребёнком (детьми) понимается «любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, т. е. до совершеннолетия» [8].
Аналогичное
определение «ребёнка»
Российское законодательство разделяет детей на две возрастные группы, которые обладают различными объемами гражданской дееспособности («Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 лет»):
А) Малолетние - дети в возрасте до 14 лет.
За детей
в возрасте до 6 лет все сделки
совершают от их имени только их
родители, усыновители или опекуны.
Такое же правило применяется
и для детей в возрасте от 6
до 14 лет, за исключением сделок, которые
они вправе совершать самостоятельно,
т. е. мелких бытовых сделок, а также
сделок, направленных на безвозмездное
получение выгоды и при этом не
требующих нотариального
Б) Дети от 14 до 18 лет.
Они обладают наибольшим объемом дееспособности. Большинство сделок они вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей, попечителей. Без их согласия несовершеннолетние вправе распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки.
С принятием
нового Семейного Кодекса Российской
Федерации стала шире и гражданско-процессуальная
дееспособность ребёнка. Согласно пункту
2 статьи 56 Семейного Кодекса Российской
федерации ребёнок, чьи права
и законные интересы нарушены, вправе
самостоятельно обращаться за их защитой
в орган опеки и
Несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребёнка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с гражданским Кодексом Российской Федерации до наступления совершеннолетия (18 лет) приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского Кодекса) и в случае эмансипации (пункт 1 статьи 27 Гражданского Кодекса).
Рассмотрев правовой статус ребёнка, необходимо отметить, что способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения ребёнка, а способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия [7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребёнок - самостоятельный субъект права; самостоятельная личность, наделённая соответствующими правами, способная в определённой мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
Правовое образование - это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.
Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.
Правовое
воспитание - это формирование правового
сознания и поведения юного гражданина,
которое определяется характером и
политикой государства и тесно
связано с гражданским
Правовая
норма - идеальная модель должного поведения
человека в обществе. Не являясь
в полной мере дееспособным гражданином,
ребёнок находится под защитой
закона, его особый статус закреплён
во Всеобщей декларации прав человека
(1948), Декларации прав ребёнка (1959) и
Международной Конвенции о
Правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания, сформированные правовые эмоции, убеждения и правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения. Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности.
Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотна в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе.
Михаил
Федотов, глава совета при президенте
РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека
считает, что стране нужны молодые
люди с высоким уровнем
Знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Именно в этом возрасте закладываются не только основы знаний, но и формируются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.
На Всероссийской
научно-практической конференции «Проблемы
правового образования в
В мае 2011 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев утвердил Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Особое внимание в этом документе, уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения [20].
Знакомство учащихся с правовыми аспектами особенно важно для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершённых детьми и подростками. Правовое воспитание должно воспитывать в детях интерес к праву, уважение к закону, формировать привычки выполнять правовые предписания.
Социологические исследования показывают, что для достаточно большой группы подростков характерно негативное отношение как к праву вообще, так и к некоторым конкретным правовым нормам: в своих взглядах и высказываниях они оценивают их как «неправильные», не соответствующие современным нормам поведения людей в обществе, а потому, мол, невыполнимые.
Правовой
нигилизм как социальное явление
имеет различные формы
Серьезную тревогу в обществе вызывает резкий рост криминализации среди несовершеннолетних, поскольку это затрагивает как судьбы этих подростков, так и перспективы общественной безопасности. Статистика МВД говорит о том, что за последние пять лет преступность существенно возросла и помолодела. За последние годы на 32% увеличилась преступность несовершеннолетних, причем умышленные убийства, групповой бандитизм и разбой возросли до 61%. Наркомания и пьянство в понимании нового поколения уже являются нормой [13].
Информация о работе Формирование правового сознания учащихся