Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа
Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.
Задачи исследования:
Дать характеристику правовой культуры;
Проанализировать особенности формирования правовой культуры учащихся СПО;
Создать программу формирования правовой культуры.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5
1.1 Правовой статус ребенка 5
1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7
1.3 Права ребенка в сфере образования 10
Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14
2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14
2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21
2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24
Заключение 32
Список литературы 34
Содержание программы.
Тема: Права и обязанности, право на жизнь.
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Цель. Познакомить детей с Декларацией прав человек, Конвенцией о правах ребёнка (её адаптированным содержанием), показать значимость документа для каждого человек, ребёнка. Основные понятия: Декларация, Конвенция, право, обязанность, ребёнок, совершеннолетий. Мероприятия и формы: беседа, игра «Права». |
Цель: Формирование осознания, что человек и его права являются высшей ценностью, убеждения в необходимости знания законов и их соблюдения.
Основные понятия: право, обязанность, ответственность, ребёнок, взрослость. Мероприятия и формы: беседа, игра «Пантомима», рисунок, дискуссия.
|
Цель: Конституция РФ- основной закон РФ, общечеловеческие законы, государственные (федеральные), областные (краевые), муниципальные.
Основные понятия: иерархия законодательная
Мероприятия и формы: беседа, знакомство с документами. |
Тема: Я - гражданин России (право на гражданство).
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Цель. Довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт; воспитывать чувство гордости своим гражданством.
. Основные понятия: гражданин России: флаг РФ, гимн, герб, свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын отечества.
Мероприятия и формы: беседа, знакомство с символикой страны. |
Цель. Сформировать правовое понятие «гражданин РФ», ознакомить с основным документом гражданина РФ – паспортом, процедурой получения, работой государственной структурой – УФМС РФ. Основные понятия: гражданство РФ, флаг РФ, гимн, герб, паспорт, УФМС.
Мероприятия и формы: беседа, экскурсия в УФМС. |
Цель. Дать понятия – органы законодательной и исполнительной, судебной власти
Основные понятия: Парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Арбитражный Суд. Мероприятия и формы: беседа |
Тема: Семь-Я (право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу)
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Цель. Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека. Основные понятия: имя, отчество, фамилия, тёзка, свидетельство о рождении. Мероприятия и формы: беседа, игра «Как кого зовут».
|
Цель. Закрепить представление о родственных связях (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат, муж, жена, отношения в семье). Право знать своих родителей и право на их заботу. Основные понятия: семья, забота, сочувствие, поколение.
Мероприятия и формы: беседа, сочинение-эссе «Я – …мама, папа, сестра, брат, муж, жена, ребёнок, дедушка, бабушка…» |
Цель: Дать понятия – регистрация рождения-смерти, брака-развода, представление о работе государственной структуры – ЗАГСе.
Основные понятия: регистрация рождения-смерти, брака-развода, ЗАГС. Мероприятия и формы: экскурсия в ЗАГС. |
Мой дом – моя крепость
(право на жильё и его
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Цель: Познакомить детей с правом на жильё и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития. Основные понятия: адрес, неприкосновенность, жильё, порядок, беспорядок, жилище службы спасения.
Мероприятия и формы: беседа, игра «Мой адрес», «Спасатель»
|
Цель: сформировать представление о коммунальных службах города, обеспечивающих жизнедеятельность человека – свет, газ, вода, отопление, ремонт., стоимости коммунальных услуг. Основные понятия: квитанция, оплата, коммунальные услуги.
Мероприятия и формы: беседа, дискуссия, игра «Я буду жить в … - я буду платить…» |
Цель: сформировать представление «моё жильё» - закреплённое, полученное по льготной очереди, сохранность жилья.
Основные понятия: получение жилья, лицевой счёт, ордер, домовая книга, муниципальное-собственность. Мероприятия и формы: Экскурсия в жилотдел администрации, коммунальные службы города. |
Тема: Труд.
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Цель: Познакомить детей с
Основные понятия: рабочий, служащий
Мероприятия и формы: презентация «Мир профессий»
|
Цель: Познакомить детей с разнообразием профессий. Воспитывать уважение к людям разным профессий.
Основные понятия: рабочий, служащий, место работы
Мероприятия и формы: экскурсии на предприятия |
Цель: Познакомить детей с разнообразием профессий. Воспитывать уважение к людям разным профессий.
Основные понятия: постоянная, временная занятость, трудовой договор, трудовая книжка, ИНН, свидетельство ПФ Мероприятия и формы: беседа |
Тема: Труд (право на труд).
Цель: Познакомить детей с
Основные понятия: рабочий, служащий
Мероприятия и формы: деловая игра «Биржа труда» |
Цель: Познакомить детей с разнообразием профессий. Воспитывать уважение к людям разным профессий.
Основные понятия: рабочий, служащий, место работы
Мероприятия и формы: деловая игра «Биржа труда» |
Цель: Познакомить детей с правилами устройства на работу.
Основные понятия: постоянная, временная занятость, трудовой договор, трудовая книжка, ИНН, свидетельство ПФ Мероприятия и формы: беседа, деловая игра «Биржа труда» |
Тема: Здоровье (право на охрану здоровья и медицинское обслуживание)
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Цель: Развить представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Помочь детям осознать роль государства в охране и укреплении здоровья. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены. Основные понятия: медицинское обслуживание, личная гигиена, охрана здоровья, больница, поликлиника.
Мероприятия и формы: беседа, игра .
|
Цель: Формировать убеждение о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Профилактическая работа по теме «Наркотики, ВИЧ/СПИД»
Основные понятия: наркотическая зависимость, ВИЧ/СПИД
Мероприятия и формы: просмотр фильма «Город без солнца», обсуждение. |
Цель: Формировать практические навыки поведения при временной нетрудоспособности.
Основные понятия: временная нетрудоспособность, больничный лист, поликлиника, медицинский полис. Мероприятия и формы: беседа с мед.работником, ознакомление с документами. |
Тема: Образование (право на образование)
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Цель. Показать значимость, необходимость в жизни каждого человека образования, повысить мотивацию обучения. Основные понятия: школа, академия, университет, образование, грамотный, азбука.
Мероприятия и формы: беседа, игра «Школа»
|
Цель: Формировать понятие ступеней обучения, знакомить с учебными заведениями города
Основные понятия: профессиональное образование - начальное, среднее, высшее.
Мероприятия и формы: экскурсии в учебные профессиональные заведения города |
Цель: Установить связь школьного, профессионального образования, работы по полученной специальности.
Основные понятия: ЦЗН, МБТ, вакансия, абитуриент, студент, формы обучения.
Мероприятия и формы: экскурсия в Центр занятости, тестирование, индивидуальные беседы. |
Возрастные рамки курса
Данная программа
- в этом возрасте у детей еще не сложились
устойчивые жизненные стереотипы, они
только вырабатывают свою жизненную позицию,
поэтому курс, посвященный правам человека,
может помочь им в этом.
- данная программа является
продолжением
- для старших
классов разработано уже несколько курсов,
посвященных знакомству с конкретными
правовыми системами (Мушинский “Основы
правоведения”, Алексеев “Государство
и право” и др.). Для более успешного их
изучения в среднем звене должна быть
заложена база - представления о метаправе
современной юриспруденции - естественных
правах человека.
Таким образом, вопрос обучения прав человека в общеобразовательных школах - это обязанность государства по выполнению принятых на себя обязательств по международным договорам.
Кроме того, к этому обязывает и состояние с обеспечение прав ребенка в школах Российской Федерации. Комитет ООН о правах ребенка, созданный в соответствии с 43-й статьей Конвенцией о правах ребенка, рассмотрев периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах, в своих «Заключительных замечаниях» 1999 года рекомендовал включить вопрос о правах человека, в том числе о правах детей, в учебную школьную программу в качестве отдельного предмета [16].
По нашему мнению, обучение правам человека является средством воспитания школьников в духе уважения прав человека в рамках правового воспитания в общеобразовательных учреждениях. При этом следует согласиться с мнением А.А. Пронина, что права человека - это особый предмет, выходящий за рамки традиционно изучаемых правовых дисциплин [22].
Преподавание прав человека в общеобразовательных учреждениях, в сущности, выступает как одна из духовных гарантий прав человека, обеспечивающих их реальность.
В рекомендациях
Совета Европы от 14 мая 1985 года № R (85) 7
о преподавании и изучении прав человека
в школе отмечено, что на протяжении
всего периода школьного
В соответствии
с Рекомендациями главной целью
изучения прав человека в школе является
понимание и принятие обучающимися
понятий справедливости, равенства,
свободы, мира, достоинства, прав и демократии.
Уже на ступени начального общего
образования рекомендуется
Информация о работе Формирование правового сознания учащихся