Формирование правового сознания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.

Задачи исследования:
Дать характеристику правовой культуры;
Проанализировать особенности формирования правовой культуры учащихся СПО;
Создать программу формирования правовой культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры школьников 5
1.1 Правовой статус ребенка 5
1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников 7
1.3 Права ребенка в сфере образования 10
Глава 2. Реализация педагогических условий правового образования школьников. 14
2.1 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности правового образования учащихся школы. 14
2.2 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников 21
2.3 Осуществление правового образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе. 24
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зание прав как правовая защищенность личности.docx

— 68.05 Кб (Скачать файл)

Содержание программы.

Тема: Права и обязанности,  право на жизнь.

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Цель. Познакомить детей с Декларацией прав человек, Конвенцией о правах ребёнка (её адаптированным содержанием), показать значимость документа для каждого человек, ребёнка.

Основные понятия: Декларация, Конвенция, право, обязанность, ребёнок,

совершеннолетий.

Мероприятия и формы: беседа, игра «Права».

Цель: Формирование осознания, что человек и его права являются высшей ценностью, убеждения  в необходимости знания законов и их соблюдения.

 

Основные понятия: право, обязанность,

ответственность,  ребёнок, взрослость.

Мероприятия и формы: беседа, игра «Пантомима», рисунок, дискуссия.

 

Цель: Конституция РФ- основной закон РФ, общечеловеческие законы, государственные (федеральные), областные (краевые), муниципальные.

 

Основные понятия: иерархия законодательная

 

 

Мероприятия и формы: беседа, знакомство с документами.


 

 

Тема: Я - гражданин России (право на гражданство).

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Цель. Довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт; воспитывать чувство гордости своим гражданством.

 

.

Основные понятия: гражданин России: флаг РФ, гимн, герб, свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын отечества.

 

 

 

Мероприятия и формы: беседа, знакомство с символикой страны.

Цель. Сформировать правовое понятие «гражданин РФ», ознакомить с основным документом гражданина РФ – паспортом, процедурой получения, работой государственной структурой – УФМС РФ.

Основные понятия: гражданство РФ, флаг РФ, гимн, герб, паспорт, УФМС.

 

 

 

 

 

Мероприятия и формы: беседа, экскурсия в УФМС.

Цель. Дать понятия – органы законодательной и исполнительной, судебной  власти

 

 

 

 

Основные понятия: Парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Арбитражный Суд.

Мероприятия и формы: беседа


 

Тема: Семь-Я (право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу)

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Цель. Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Основные понятия: имя, отчество, фамилия, тёзка, свидетельство о рождении.

Мероприятия и формы: беседа, игра «Как кого зовут».

 

Цель. Закрепить представление о родственных связях (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат, муж, жена, отношения в семье).  Право знать своих родителей и право на их заботу.

Основные понятия: семья, забота, сочувствие, поколение.

 

Мероприятия и формы: беседа, сочинение-эссе «Я – …мама, папа, сестра, брат, муж, жена, ребёнок, дедушка, бабушка…»

Цель: Дать понятия – регистрация рождения-смерти, брака-развода, представление о работе  государственной структуры – ЗАГСе.

 

 

Основные понятия:  регистрация рождения-смерти, брака-развода, ЗАГС.

Мероприятия и формы: экскурсия в ЗАГС.


 

Мой дом – моя крепость (право на жильё и его неприкосновенность).

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

 Цель: Познакомить детей с правом на жильё и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития.  

 Основные понятия: адрес, неприкосновенность,  жильё, порядок, беспорядок, жилище службы спасения.

 

Мероприятия и формы: беседа, игра «Мой адрес», «Спасатель»

 

 Цель:  сформировать представление о коммунальных службах города, обеспечивающих жизнедеятельность человека – свет, газ, вода, отопление, ремонт., стоимости коммунальных услуг.

Основные понятия: квитанция, оплата, коммунальные услуги.

 

 

Мероприятия и формы: беседа, дискуссия, игра «Я буду жить в … - я буду платить…»

Цель: сформировать представление «моё жильё» - закреплённое, полученное по льготной очереди, сохранность жилья.

 

 

 

Основные понятия: получение жилья, лицевой счёт, ордер, домовая книга, муниципальное-собственность.

Мероприятия и формы:

Экскурсия в жилотдел администрации, коммунальные службы города.


 

 

Тема: Труд.

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Цель: Познакомить детей с разнообразием  профессий. Воспитывать уважение к  людям разных профессий 

 

Основные понятия: рабочий, служащий

 

 

 

Мероприятия и формы: презентация «Мир профессий»

 

Цель: Познакомить детей с разнообразием профессий. Воспитывать уважение к людям разным профессий.

 

Основные понятия: рабочий, служащий, место работы

 

 

 

Мероприятия и формы: экскурсии на предприятия

Цель: Познакомить детей с разнообразием профессий. Воспитывать уважение к людям разным профессий.

 

Основные понятия: постоянная, временная занятость, трудовой договор, трудовая книжка, ИНН, свидетельство ПФ

Мероприятия и формы: беседа


 

 

 

Тема: Труд (право на труд).

Цель: Познакомить детей с разнообразием  профессий. Воспитывать уважение к  людям разных профессий 

 

Основные понятия: рабочий, служащий

 

 

 

Мероприятия и формы:

деловая игра «Биржа труда»

Цель: Познакомить детей с разнообразием профессий. Воспитывать уважение к людям разным профессий.

 

Основные понятия: рабочий, служащий, место работы

 

 

 

Мероприятия и формы: деловая игра «Биржа труда»

Цель: Познакомить детей с правилами устройства на работу.

 

 

Основные понятия: постоянная, временная занятость, трудовой договор, трудовая книжка, ИНН, свидетельство ПФ

Мероприятия и формы: беседа, деловая игра «Биржа труда»


 

 

 

 

 

Тема: Здоровье (право на охрану здоровья и медицинское обслуживание)

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Цель: Развить представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Помочь детям осознать роль государства в охране и укреплении здоровья. Воспитывать потребность детей  в ежедневном выполнении правил личной гигиены.

Основные понятия: медицинское обслуживание, личная гигиена, охрана здоровья, больница, поликлиника.

 

Мероприятия и формы: беседа, игра .

 

 

Цель: Формировать убеждение о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Профилактическая работа по теме «Наркотики, ВИЧ/СПИД»

 

 

 

Основные понятия: наркотическая зависимость, ВИЧ/СПИД

 

 

 

Мероприятия и формы: просмотр фильма «Город без солнца», обсуждение.

Цель: Формировать практические навыки  поведения при временной нетрудоспособности.

 

 

 

 

 

 

Основные понятия: временная нетрудоспособность, больничный лист, поликлиника, медицинский полис.

Мероприятия и формы: беседа с мед.работником, ознакомление с документами.


 

 

 

Тема: Образование (право  на образование)

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Цель. Показать значимость,

необходимость в жизни каждого  человека образования, повысить мотивацию  обучения.

Основные понятия: школа, академия, университет, образование, грамотный, азбука.

 

Мероприятия и формы: беседа, игра «Школа»

 

 

Цель: Формировать понятие ступеней обучения, знакомить с учебными заведениями города

 

Основные понятия: профессиональное образование - начальное, среднее, высшее.

 

Мероприятия и формы: экскурсии в учебные профессиональные заведения города

Цель: Установить связь школьного, профессионального образования, работы по полученной специальности.

 

Основные понятия: ЦЗН, МБТ, вакансия, абитуриент, студент, формы обучения.

 

Мероприятия и формы: экскурсия в Центр занятости, тестирование, индивидуальные беседы.


 

Возрастные рамки курса

Данная программа ориентирована  на учащихся 5-8 классов, так как: 
- в этом возрасте у детей еще не сложились устойчивые жизненные стереотипы, они только вырабатывают свою жизненную позицию, поэтому курс, посвященный правам человека, может помочь им в этом.

- данная программа является  продолжением пропедевтического  курса “Я и мои права”, разработанного  для начальной школы Молодежным  центром прав человека и правовой  культуры. Однако это не исключает  возможность начинать преподавание  курса “Права человека” с  5 класса, так как большинство  понятий, введенных в начальной  школе, изучается в средней  школе на более высоком уровне.

- для старших классов разработано уже несколько курсов, посвященных знакомству с конкретными правовыми системами (Мушинский “Основы правоведения”, Алексеев “Государство и право” и др.). Для более успешного их изучения в среднем звене должна быть заложена база - представления о метаправе современной юриспруденции - естественных правах человека. 

Заключение

Таким образом, вопрос обучения прав человека в общеобразовательных  школах - это обязанность государства  по выполнению принятых на себя обязательств по международным договорам.

Кроме того, к этому обязывает и состояние  с обеспечение прав ребенка в  школах Российской Федерации. Комитет ООН о правах ребенка, созданный в соответствии с 43-й статьей Конвенцией о правах ребенка, рассмотрев периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах, в своих «Заключительных замечаниях» 1999 года рекомендовал включить вопрос о правах человека, в том числе о правах детей, в учебную школьную программу в качестве отдельного предмета [16].

По нашему мнению, обучение правам человека является средством воспитания школьников в  духе уважения прав человека в рамках правового воспитания в общеобразовательных  учреждениях. При этом следует согласиться  с мнением А.А. Пронина, что права  человека - это особый предмет, выходящий  за рамки традиционно изучаемых  правовых дисциплин [22].

Преподавание  прав человека в общеобразовательных  учреждениях, в сущности, выступает  как одна из духовных гарантий прав человека, обеспечивающих их реальность.

В рекомендациях  Совета Европы от 14 мая 1985 года № R (85) 7 о преподавании и изучении прав человека в школе отмечено, что на протяжении всего периода школьного обучения молодежь должна знакомиться с правами  человека в рамках своей подготовки к жизни в обществе плюралистической демократии [4].

В соответствии с Рекомендациями главной целью  изучения прав человека в школе является понимание и принятие обучающимися понятий справедливости, равенства, свободы, мира, достоинства, прав и демократии. Уже на ступени начального общего образования рекомендуется знакомить  школьников с понятиями, связанными с правами человека. На этом этапе обучения дети могут приобрести опыт ненасильственного урегулирования конфликтов и уважения прав другого человека. На уровне основного и среднего образования возможно ознакомление школьников с более абстрактными понятиями прав человека, такими, которые подразумевают понятие философских, политических и юридических концепций, при изучении таких предметов как история, география, социальные науки, языки и литература и пр.

 

 

Список литературы

  1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 2010. 215 с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // П.с. «Консультант плюс»
  3. «Декларация прав ребёнка» (Принята 20.11.1959 Резолюцией (xiv) на 841 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // П.с. «Консультант плюс».
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья. М., 2012. 608 с.
  5. Зайцев Е.А., Сёмина Л.И. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса (Справка-анализ нормативной базы) М., 2011. 109 с.
  6. Закон Российской Федерации от 10.06.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // П. с. «Консультант плюс».
  7. Закон Российской Федерации “Об образовании” в редакции от 13.01.96 г., ст. 55 (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150). «Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.
  8. «Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.
  9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // П. с. «Консультант плюс».
  10. Мушинский В.О. Основы правоведения (учебник для основной школы). М.: Междунар. отношения, 2011. - с.23 - 27.
  11. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 168 «Вопросы федерального агентства по образованию» // П. с. «Консультант плюс».
  12. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 159 «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» // П. с. «Консультант плюс».
  13. Права человека - твои и мои (в школьную библиотеку). Книга первая. Материалы конференции «Права человека и школа в открытом обществе». М., 2011. 151 с.
  14. Права человека - твои и мои (семинары учителей). Книга вторая. Материалы конференции «Права ребёнка и школа в открытом обществе». М., 2011. 368 с.
  15. Рекомендации о положении учителей (05.10.66) специальной межправительственной конференции по вопросу о статусе учителей ЮНЕСКО.
  16. Сироткин С. Старшеклассникам о праве и правах человека. М., 2012. 160
  17. Теория государства и права: учебник для вузов. /Под ред. проф. В.М. Корельского. М., 2011.
  18. Федеральный Закон от 01.08.1996 г. № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» // П. с. «Консультант плюс».
  19. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // П.с. «Консультант плюс».
  20. Федеральный Закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» // П. с. «Консультант плюс».
  21. Энциклопедия права. М., 2009 г. - с. 159Эрделевский А.М. Право ребёнка на выражение мнения // Законность 2010, № 6. С. 29 - 32.
  22. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803.

Информация о работе Формирование правового сознания учащихся