Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 13:39, лекция
Цель занятия: – познакомить студентов с теоретическими аспектами формирования предпосылок коммуникативных способов действий старших дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить и конкретизировать теоретические знания и представления студентов об «универсальных учебных действиях» и коммуникативных способах действий детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать умение анализировать характеристики этапов развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста .
3.Воспитывать педагогичекую позицию студентов для формирования коммуникативной компетентности.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Институт педагогики.
Конспект учебного занятия магистранта
на тему «Формирование предпосылок коммуникативных способов действий у детей старшего дошкольного возраста».
Студентки 2 курса, гр. МДО-22
Заочной формы обучения
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Магистерская программа:
дошкольное образование
Бекировой Гульчере Эмирвелиевны
Проверил: к. п. н., доцент Гущина Н.А.
Оценка________________________
Калуга
Цель занятия: – познакомить
студентов с теоретическими аспектами
формирования предпосылок коммуникативных
способов действий старших дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить и конкретизировать
теоретические знания и представления
студентов об «универсальных учебных
действиях» и коммуникативных способах
действий детей старшего дошкольного
возраста.
2. Развивать умение анализировать характеристики этапов развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста .
3.Воспитывать педагогичекию позицию студентов для формирования коммуникативной компетентности.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
использование ноутбука и проектора для представления презентации, раздаточный материал: ФГОС ДО,ФГОС НОО., раздаточный материал к семинару.
Структура занятия:
1).Организационная часть (5 мин)
2). Изложение нового материала (50 мин)
4). Первичное закрепление нового материала (15 мин)
5). Разъяснение задания к семинару (7 мин)
6.) Окончание занятия (3 мин)
План:
1. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на ступени перехода дошкольного и начального образования.
2. Этапы развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста.
3. Базовые предпосылки коммуникативных способов действий старших дошкольников к моменту поступления в школу.
4. Условия и средства формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста.
Ход занятия:
Организационная часть (приветствие (Чтобы настроить студентов на продуктивное общение, задать вопрос, снимавший напряжение и располагающий к обсуждению: согласны ли Вы с мнением, что у человека, который умеет общаться много друзей?), оценка готовности студентов к занятию, сообщение цели и плана занятия, установление связи содержания текущей лекции с предыдущей (показать актуальность изучения данной темы в рамках дисциплины);
Изложение нового материала
1. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на ступени перехода дошкольного и начального образования.
В настоящее время суть социального запроса к системе образования заключается в воспитании человека, способного вступать в диалог, понимать и присваивать разные позиции и ценности, обнаруживая собственную уникальность и идентичность, не противопоставляя себя другим. В законе образования Российской Федерации дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.[ Закон 273-ФЗ от29.12.2012 "Об образовании в РФ" 2015] [Глава VII] [Статья 64]]
В психологии и педагогике развитию речи и общения дошкольном возрасте, а также коммуникативной стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что хотя уровень развития реальной коммуникативной коммпетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. И это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.
Современная система начального общего образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. [ФГОСТ НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.] С начальной школы у детей необходимо сформировать «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», поддерживающих это умение. На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В него входят такие требования, как: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». [ФГОСТ НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября2009 г. № 373.]
В составе основных видов универсальных учебных действий в начальной школе выделяются коммуникативные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [Как проектировать ууд в начальной школе - А.Г.Асмолова стр.30]
Развитию и формированию комуникативных способ действий в дошкольном образовании уделяется большое внимание. Давайте рассмотрим ФГОС ДО и выделим всё,что касается коммуникативного развития ребенка. (изучение ФГОС ДО)
Таким образом изучив нормативный документ ФГОС ДО мы видим , что предпосылки коммуникативных действий закладываются в раннем возрасте. Ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, есть не, что иное как предпосылки формирования коммуникативных способ действия.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г Рузской, согласно которой термины «коммуникативная деятельность» и «общение» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстаёт как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. В структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:
1) потребностью во впечатлениях; (С появлением на свет, ребенок постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и информативнее объект, тем он для него привлекательнее. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно возрастает. Удовлетворить эту потребность дети могут лишь через посредство взрослых, так как возможности сделать это самостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в контакт со взрослыми — появляются познавательные мотивы общения.)
2) потребностью в активной деятельности; (Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.)
3) потребностью в признании и поддержке. (Потребность детей в признании и поддержке проявляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Характерной особенностью описываемого рода общения является его сосредоточенность на личности — самого ребенка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, познание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае можно говорить о личностных мотивах общения, удовлетворяемых в самом процессе общения).
Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. Но в каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим (М.И.Лисина, Л.Н.Галигузова 1979).
Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса (коммуникативной деятельности), адресованных другому человеку.
-экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
-предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);
-речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
По мнению Г.С Васильева (1973), коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление.Общение не существует без коммуникативной деятельности партнеров, но оно не сводится к их изолированно взятым коммуникативным деятельностям.
Можно сказать коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (Обуховский К., 1972, Леонтьев А.А., 1979, Абульханова-Славская К.А., 1981).
Каждый участник коммуникативной деятельности активен, т.е. выступает как субъект (Драгунова Т.В., 1967, Коломинский Я.Л., 1976) и является личностью (Бодалев А.А., 1965).
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Именно основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
В трудах Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.