Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 13:39, лекция
Цель занятия: – познакомить студентов с теоретическими аспектами формирования предпосылок коммуникативных способов действий старших дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить и конкретизировать теоретические знания и представления студентов об «универсальных учебных действиях» и коммуникативных способах действий детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать умение анализировать характеристики этапов развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста .
3.Воспитывать педагогичекую позицию студентов для формирования коммуникативной компетентности.
1. Одни чувствуют себя «хозяевами».
2. Другие оказались в подчинении у первых.
3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают).
4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.
Анализ
показывает следующие
- неспособность детей к социальной реализации.
- снижение речевой памяти.
- не способность детей к раскрепощению.
- недостаточность общей культуры поведения.
Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыков и необходимости разработки методических и практических рекомендаций как родителям , так и педагогам.
Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если учтены следующие условия :
- педагог осознаёт
значимость процесса
- педагогический
процесс осуществляется с
- работа будет
направлена на формирование
Рассмотрим современные подходы, средства и приемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.
Во-вторых, деятельность
ребенка должна быть по
В-третьих, важно организовать
деятельность ребенка так, чтобы
он преследовал цели, всегда немного
превосходящие его наличные
Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию начальных коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста решается интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом всех видов детской деятельности: ( игра, труд, продуктивная деятельность и др.), так и самостоятелльной деятельностью детей дошкольного возраста
Давайте рассмотрим влияние музыкальной деятельности на развитие коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.
Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
Арттерапия, в том числе музыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.
Наряду с этим существует
и активная индивидуальная
Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.
Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.
Таким образом , подведем итог вышесказанному. Формировать и развить коммуникативные способности эффективено в процессе разных видов деятельности и режимных моментов, а также необходимо учитывать социальные и психологические факторы влияния на развитие и формирование коммуникативных способностей .
Как Вы считаете, чтобы успешно формировать коммуникативные способности дошкольника, нужно ли педагогу владеть навыками(знать ) коммуникативной компетентности.
Разъяснение задания к семинару.
Семинарское занятие.
Коммуникативная коммпетентность педагога.
ЗАДАНИЕ1:
В процессе взаимодействия с ребенком коммуникативная компетентность взрослого проявляется в адекватности используемых вербальных и невербальных средств в разнообразных ситуациях общения; построении эффективного диалога с дошкольником организации поддерживающего взаимодействия, безопасной, здоровьесберегающей среды общения; обеспечении гармоничного развития познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной, нравственной сферы ребенка.
Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.
Сейчас я хочу
предложить вам небольшую игру.
Перед вами описания шести
воспитательских позиций, а также
сказочные герои, каждому из которых
соответствует одно из
Как Вы думаете, какая из данных педагогических позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной, стремящейся к общению, самостоятельной личности ребёнка и почему?
Таблица1.
Герой сказки. |
Коммуникативная педагогическая позиция | |
Карабас-Барабас. |
Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет. Он умён, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Как следствие, отсутствие у детей любознательности и эмоциональности. | |
Мальвина. |
Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, ни на минуту не оставляет детей без внимания и контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжуёт и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость действовать самостоятельно. | |
Спящая Красавица. |
Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание – повелевать маленькими Каями. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением. | |
Мери Поппинс. |
Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Главное – любит детей! | |
Снежная Королева. |
Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». Её общение с детьми носит абсолютно формальный характер, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему. | |
Наседка. |
В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его установок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Дети быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос. |
Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
Задание 2. На основании профессиональный стандарт педагога, вам необходимо :
1. Проанализируйте требования к компетентности педагога (учителя, выпускника вуза) по вашей специальности.
2.Проанализируйте краткий перечень личностных качеств, важных для педагога, применительно к вашей будущей специальности.
1) Устойчивое
хорошее самочувствие в ходе работы с
людьми(детьми).
2) Стремление
к общению с людьми(детьми).
3) Бескорыстное
включение в общественную, организаторскую
и другую подобную работу.
4) Способность
быстро понимать намерения, помыслы и
настроения других людей.
5) Способность
быстро разбираться во взаимоотношениях
людей.
6) Способность
мысленно ставить себя на место другого
человека.
7) Способность
хорошо помнить, держать в уме знания о
личных качествах многих и разных людей.
8) Способность
находить общий язык с разными людьми.
9) Способность
легко, без внутренней скованности, вступать
в общение с новыми людьми.
10) Стремление
проводить время со сверстниками или младшими,
когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь
делом или помочь им в чем-либо.
11) Умение улаживать
разногласия между сверстниками или старшими.
12) Умение убедить
сверстников или младших в целесообразности
того или иною плана действия.
Работа выполняется на отдельных листах,
с указанием источников.
Задание 3. Предлагается студентам найти, наглядно-тематическим и дидактическим материалом для создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, способствующей формированию социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников.
Работа в группах по 4 человека, на отдельных листах, с указанием источников.
Литература: