Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:38, реферат
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.
Министерство Образования и науки России
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н.Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им.И.Н.Ульянова»)
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики
Контрольная работа по курсу:
«Дошкольная педагогика»
Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте.
студентка группы ДПП-12
Голубцова Валентина.
Введение
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Следует отметить, что познавательная мотивация складывается и первоначально существует в интерпсихической форме, то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход в интрапсихическую форму, и познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.
Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить: познавательный интерес, познавательную деятельность, творческость (креативность), познавательную активность, любознательность – "curiosity”.
Исследования показывают,
что наибольшая степень эмоциональной
вовлеченности, инициативности и целенаправленности
наблюдается у детей в
Показатели выраженности познавательной мотивации:
1. эмоциональная вовлеченность
ребенка в деятельность (сосредоточенность
на задании; экспрессивно-
2. целенаправленность
3. степень инициативности
ребенка (наличие вопросов, реплик
относительно выполнения
Среди многообразия игр, сюжетно-ролевые
занимают особое место, так как содержат
большие возможности для
Однако с конца 90-х годов 20 века педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, родители детей отмечают, что произошли заметные изменения в детских играх. Прежде всего, отмечается, что дети стали реже играть в коллективные игры (сюжетно-ролевые игры и игры с правилами), снизилась продолжительность таких игр, упростились сюжеты ролевых игр (а некоторые сюжеты и вовсе исчезли), хуже соблюдаются правила игры. Выдвигаются различные предположения о причинах этого явления, но все они так или иначе обращены к внешним обстоятельствам жизни современных детей особенностям их семейного воспитания, условиям обучения и т.п.
-Как вы считаете, имеет ли место данное высказывание? (Высказывания педагогов)
-Если «да», то почему
дети реже играют в сюжетно-
Педагогам предлагается проанализировать, чем непосредственно в их группе, в детском саду особенно любят заниматься и занимаются дети по собственному желанию, а не по рекомендации педагога.
Психологические исследования, посвящённые современному состоянию детской игры, убедительно показывают, что подавляющее большинство современных дошкольников имеют более низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры, нежели их сверстники середины прошлого века. Наблюдения за свободной детской деятельностью обнаружили, что значительная часть дошкольников (около 40 %) в свободное время не играют, а занимаются рисованием, конструированием, рассматриванием книжек, предметными действиями с машинками, мячом и пр. В свободное время дети бегают, лазают, качаются на качелях, катаются на самокатах и велосипедах, но очень редко и мало играют. Чаще всего игра организуется по инициативе взрослого и продолжается до тех пор, пока взрослый принимает в ней участие.
В качестве другой причины «ухода» игры из жизни современных дошкольников выдвигается предположение, что дети не знают игр, а взрослые не играют с ними, заменяя игру развивающими занятиями.
Действительно, педагоги и психологи отмечают, что раннее обучение детей во всех формах стало нормой сегодняшней жизни. Переоценка взрослыми значимости познавательного развития ребёнка привело к смещению центра тяжести детской жизни на обучение и «полезные» развивающие занятия. Воспитатели детских садов, практические психологи отмечают, что у детей нет фактически времени на игру: обилие развивающих учебных занятий вытеснило игру из жизни дошкольников. В.С. Собкин и Е.А.Марич приходят к печальному выводу о том, что игра со всей очевидностью вытесняется из целевых задач дошкольного воспитания. По их данным, лишь каждый десятый воспитатель включает в круг своих обязанностей организацию игровой деятельности с детьми, в то время как каждый пятый воспитатель приоритетной считает учебную деятельность дошкольников.
И так, давайте подведём итог: каковы причины снижения игровой активности современных школьников?
1. Дети не знают, во что играть, не знают игр.
2.Дети не знают в «кого» играть.
3.У детей нет времени на игру.
Говоря о значении игры для психического развития ребёнка необходимо отметить, что уровень развития игры напрямую зависит от уровня развития воображения у ребёнка. Именно в возрасте 4-6 лет воображение начинает играть ведущую роль в познавательном развитии и у ребёнка появляется способность к созданию мнимой ситуации. Именно этот фактор является показательным и свидетельствует о начале активного познания и готовности ребёнка к игре.
Одной из причин ухода сюжетной игры из жизни современных детей стало как это звучит не парадоксально развитие игрушки, приблизившее её к реальным объектам окружающего мира и отнявшее таким образом у игры право на создание мнимой ситуации. Реалистичность игровой ситуации лишает игру всякого смысла, не оставляя места для той условности, мнимости, которая и делает игру игрой, а не учебным занятием по освоению правил поведения в той или иной социальной ситуации. Игра в этом случае не отвечает одной из важнейших потребностей познавательного развития детей дошкольного возраста - представлять, воображать, фантазировать.
Уважаемые коллеги! Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, активно участвовать в игре в качестве друга, партнёра, не стремиться наполнить игру максимальным количеством игрушек фабричного производства, а предоставлять свободу выбора детям.
Вводимые федеральные
государственные требования определённо
должны изменить роль педагога в системе
образования, а соответственно и
задачи деятельности воспитателя. Я
считаю, педагог должен превратиться
из субъекта, который передаёт знания,
в профессионала, который научит
ребенка, как получить знания, поможет
развить у ребёнка
Основные принципы при организации познавательной деятельности:
1. Эмоциональная вовлеченность
взрослого в познавательную
2. Стимуляция любознательности
ребенка. В работе следует
3. Передача инициативы
от взрослого ребенку. Важно
не только заинтересовать
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
5. Поддержка детской активности,
исследовательского интереса и
любопытства. Взрослый
Формирование умственной
активности непосредственно связано
с выделением познавательных задач,
которые первоначально не выступают
для ребенка как
Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения...
Мне представляется наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:
Информация о работе Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте