Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Дошкольная Педагогика.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  Образования и науки России

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Ульяновский  государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им.И.Н.Ульянова»)

 

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики

 

 

Контрольная работа по курсу:

«Дошкольная педагогика»

 

 

Формирование предпосылок  учебной деятельности в дошкольном возрасте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнила:

     студентка  группы ДПП-12

Голубцова Валентина.

 

 

 

                                                Ульяновск 2013г.

                                                                       Мотивация определяет направленность

                                                                         личности и побуждения к деятельности

                                                                                                                  (А.Н. Леонтьев).

Введение

Становление мотивационной  сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной  сферы. Среди разнообразных мотивов  дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Следует отметить, что познавательная мотивация складывается и первоначально  существует в интерпсихической форме, то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход в интрапсихическую форму, и познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.

Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации  внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых  можно выделить: познавательный интерес, познавательную деятельность, творческость (креативность), познавательную активность, любознательность – "curiosity”.

Исследования показывают, что наибольшая степень эмоциональной  вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей в ситуациях  совместного действия со сверстником  и взрослым, а наименьшая – в  ситуации индивидуальной деятельности. Однако, сверстники и взрослый по-разному влияют на проявления познавательной мотивации старшего дошкольника. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше. Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается феномен "эмоционального заражения” друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательную задачу.

 

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность  ребенка в деятельность (сосредоточенность  на задании; экспрессивно-мимические  проявления интереса; положительный  эмоциональный фон; эмоциональные  «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность  не отвлекаться на посторонние  раздражители и доводить деятельность  до конца);

3. степень инициативности  ребенка (наличие вопросов, реплик  относительно выполнения задания,  собственных предложений, замечаний,  просьб о помощи, а также диалога  с партнером о содержании деятельности).

  1. В дошкольные годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Так как игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста, то в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного поведения. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

 

 

Среди многообразия игр, сюжетно-ролевые  занимают особое место, так как содержат большие возможности для развития ребёнка. В игре ребёнок овладевает прямым назначением вещей (лопатка, чтобы копать; кастрюля, чтобы варить; утюг, чтобы гладить бельё). В процессе сюжетно-ролевой игры происходит умственное развитие. Особенно ярко это выражается при выполнении действий замещения, когда ребёнок в игре «отрывает» значение от реального предмета и  «переносит» его на другой предмет (кегля становится куклой, кольцо - веночком, пузырёк замысловатой конфигурации - инопланетянином). В сюжетно-ролевой  игре ребёнок получает первые навыки автономного от взрослого взаимодействия с другими детьми, которые становятся исходной формой в развитии навыков  общения. Творческий самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры преображает  детскую жизнь, наполняет её радостью, сказочностью и волшебством.

Однако с конца 90-х годов 20 века педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, родители детей  отмечают, что произошли заметные изменения в детских играх. Прежде всего, отмечается, что дети стали  реже играть в коллективные игры (сюжетно-ролевые  игры и игры с правилами), снизилась  продолжительность таких игр, упростились  сюжеты ролевых игр (а некоторые  сюжеты и вовсе исчезли), хуже соблюдаются  правила игры. Выдвигаются различные предположения о причинах этого явления, но все они так или иначе обращены к внешним обстоятельствам жизни современных детей особенностям их семейного воспитания, условиям обучения и т.п.

-Как вы считаете, имеет  ли место данное высказывание? (Высказывания педагогов)

-Если «да», то почему  дети реже играют в сюжетно-ролевые  игры, и какие виды деятельности  для них более предпочтительны?

Педагогам предлагается проанализировать, чем непосредственно в их группе, в детском саду особенно любят  заниматься и занимаются дети по собственному желанию, а не по рекомендации педагога.

Психологические исследования, посвящённые современному состоянию  детской игры, убедительно показывают, что подавляющее большинство  современных дошкольников имеют  более низкий уровень развития сюжетно-ролевой  игры, нежели их сверстники середины прошлого века. Наблюдения за свободной детской  деятельностью обнаружили, что значительная часть дошкольников (около 40 %) в свободное  время не играют, а занимаются рисованием, конструированием, рассматриванием  книжек, предметными действиями с  машинками, мячом и пр. В свободное  время дети бегают, лазают, качаются на качелях, катаются на самокатах и  велосипедах, но очень редко и  мало играют. Чаще всего игра организуется по инициативе взрослого и продолжается до тех пор, пока взрослый принимает  в ней участие.

В качестве другой причины  «ухода» игры из жизни современных  дошкольников выдвигается предположение, что дети не знают игр, а взрослые не играют с ними, заменяя игру развивающими занятиями.

Действительно, педагоги и  психологи отмечают, что раннее обучение детей во всех формах стало нормой сегодняшней жизни. Переоценка взрослыми  значимости познавательного развития ребёнка привело к смещению центра тяжести детской жизни на обучение и «полезные» развивающие занятия. Воспитатели детских садов, практические психологи отмечают, что у детей  нет фактически времени на игру: обилие развивающих учебных занятий  вытеснило игру из жизни дошкольников. В.С. Собкин и Е.А.Марич приходят к печальному выводу о том, что игра со всей очевидностью вытесняется из целевых задач дошкольного воспитания. По их данным, лишь каждый десятый воспитатель включает в круг своих обязанностей организацию игровой деятельности с детьми, в то время как каждый пятый воспитатель приоритетной считает учебную деятельность дошкольников.

 

 

И так, давайте подведём итог: каковы причины снижения игровой  активности современных школьников?

1. Дети не знают, во  что играть, не знают игр.

2.Дети не знают в  «кого» играть.

3.У детей нет времени  на игру.

Говоря о значении игры для психического развития ребёнка  необходимо отметить, что уровень  развития игры напрямую зависит от уровня развития воображения у ребёнка. Именно в возрасте 4-6 лет воображение  начинает играть ведущую роль в познавательном развитии и у ребёнка появляется способность к созданию мнимой ситуации. Именно этот фактор является показательным  и свидетельствует о начале активного  познания и готовности ребёнка к  игре.

Одной из причин ухода сюжетной игры из жизни современных детей  стало как это звучит не парадоксально развитие игрушки, приблизившее её к реальным объектам окружающего мира и отнявшее таким образом у игры право на создание мнимой ситуации. Реалистичность игровой ситуации лишает игру всякого смысла, не оставляя места для той условности, мнимости, которая и делает игру игрой, а не учебным занятием по освоению правил поведения в той или иной социальной ситуации. Игра в этом случае не отвечает одной из важнейших потребностей познавательного развития детей дошкольного возраста - представлять, воображать, фантазировать.

Уважаемые коллеги! Помогая  становлению детских игр, воспитатель  должен уделять внимание активизации  творческих проявлений детей, активно  участвовать в игре в качестве друга, партнёра, не стремиться наполнить  игру максимальным количеством игрушек  фабричного производства, а предоставлять  свободу выбора детям.

  1. Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

 

 

Вводимые федеральные  государственные требования определённо  должны изменить роль педагога в системе  образования, а соответственно и  задачи деятельности воспитателя. Я  считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет  развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию  к обучению.

 

Основные принципы при организации познавательной деятельности:

1. Эмоциональная вовлеченность  взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если  взрослый сам с интересом погружен  в какую-либо деятельность, может  происходить передача личностных  смыслов деятельности ребенку.  Он видит, что можно получать  удовольствие от интеллектуальных  усилий, переживать «красоту решения»  проблемы. В работе предполагается  не только «активность присвоения»  со стороны ребенка, но и  «активность отдачи» со стороны  взрослого

2. Стимуляция любознательности  ребенка. В работе следует использовать  оригинальные игрушки и материалы,  которые могут вызвать интерес,  удивление, заключать в себе  загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки,  магниты, рассматривание картинок  с изображением экзотических  животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы  от взрослого ребенку. Важно  не только заинтересовать ребенка,  но и научить его ставить  себе цели в процессе познавательной  деятельности и самостоятельно  находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и  любопытства. Взрослый стремился  не только передать инициативу  ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские  замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.  Если дети прерывают занятие,  которое они сами выбрали, то  взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было  задумано ребенком.

Формирование умственной активности непосредственно связано  с выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают  для ребенка как самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. На занятиях в детском саду происходит постепенный переход от выполнения заданий, облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов  деятельности, к выполнению заданий  собственно познавательного характера. На фронтальных и подгрупповых занятиях предпочитаю использовать интегрированный  подход, обеспечивая смену детской  деятельности, что в свою очередь  способствует активности участия каждого  ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление  и дефицит внимания.

Дети любят занятия, на которых они являются участниками  обучающего процесса, тогда они активно  и с желанием выполняют все  предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения...

Мне представляется наиболее интересным и менее разработанным  для формирования учебной мотивации  метод моделирования игровых  проблемно-практических ситуаций. В  разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:

Информация о работе Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте