Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 12:30, курсовая работа
Актуальность. Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях, что, в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей.
Введение
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей седьмого года жизни с трудом взрослых через профессию
1.1. Понятие трудового воспитания, трудовая деятельность, труд взрослых. Задачи формирования у старших дошкольников отношения к труду других людей и его развитие через профессии.
1.2. Возрастные особенности старших дошкольников, ознакомление с профессиями в этом возрасте в соответствии с образовательными программами.
1.3. Формы и методы ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых и с их профессиями.
Глава 2. Описание опыта работы воспитателя ДОО по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых и их профессиями.
Заключение
Приложение
Список литературы
Александровск-Сахалинский колледж (филиал)
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Цикловая комиссия
Психолого педагогических дисциплин
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях
Курсовая работа
по «Теоретические и методические основы трудового воспитания дошкольников»
студента 3 курса
отделения «Дошкольное воспитание»
Руководитель:
Томина Светлана Ивановна
Александровск-Сахалинский
2014
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей седьмого года жизни с трудом взрослых через профессию
Глава 2. Описание опыта работы воспитателя ДОО по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых и их профессиями.
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
Актуальность. Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях, что, в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей.
Значение трудового воспитания как одного из важнейших воспитательных средств общепризнано. Дошкольный возраст- период освоения трудовой деятельности. Исследования последних лет (В. И. Логинова, Е. Н. Герасимова, М. В. Крулехт) показали, что чем более высок уровень освоения трудовой деятельности, тем более благоприятны условия для развития детской личности.
Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста со взрослым человеком, в том числе и с их профессиями была предметом исследований многий ученых, таких как И.Д.Власова, Г.И.Гроренко, Г.И.Жуковская, В.И.Логинова, В.Н.Аванесова, Г.В.Урадовских, В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Г.Н.Година и других
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Традиционное содержание и методика трудового воспитания устарели, не обеспечивают полноценного приобщения дошкольника к современному миру, воспитания личностно-ценостного отношения к труду, полноценного развития ребенка, раскрытия в труде детской индивидуальности. Это требует иного подхода к трудовому воспитанию в детском саду, который, с нашей точки зрения, возможен на основе концепции целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности.
Согласно данной концепции, целью трудового воспитания в детском саду должна быть реализация потенциальных сущностных потребностей ребенка как растущего человека в целостном развитии специфических человеческих свойств- развитие ребенка как индивида, личности, субъекта элементарной трудовой деятельности и индивидуальности.
Трудовое воспитание призвано помочь дошкольнику войти в современный мир созданных человеком материальных и духовных ценностей, осознать себя, свое «Я» как субъекта посильной трудовой деятельности, научиться строить на гуманистической основе взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях.
Таким образом, овладение ребенком на протяжении дошкольного детства социальным опытом трудовой деятельности, специально зафиксированными способами ее осуществления в доступных видах труда, социальной сущностью труда как человеческой ценности обеспечивает его целостное развитие в едином процессе социализации- индивидуализации.
Параметры:
Объект - образовательный процесс
Предмет – представление детей о профессиях работников в ДОО.
Цель – формирование интереса к различным профессиям посредством ознакомления дошкольников с трудом сотрудников детского сада и его содержанием.
Задачи:
Формирование системных знаний о труде взрослых предполагает ознакомление дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной системообразующей связи понятия-преобразования человеком предмета труда (исходного материала) продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека.
Освоение знаний о направленности трудового процесса и его составе-сложная задача для дошкольника. Даже в старшем и подготовительной к школе группах, если этому не учили специально более половины детей не вычленяют результаты труда, трудовые действия и не осознают такие компоненты, как постановка цели и отбор материала.
В процессе труда у детей формируется привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а так же настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формирует умение создавать, ценить, беречь, т.е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Стремление к достижению цели ставит ребёнка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включённых в трудовую деятельность. Накапливаются системы знаний, развиваются дифференцированное восприятие, представления, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), речь. В процессе трудовой деятельности используется ранние полученные знания, что приводит к умению применять их на практике.
Существует тесная связь между игрой и трудом. В дошкольном возрасте труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых становится содержанием детской игры. Детей влечёт процесс, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям способствует возникновению трудовой деятельности. В начале она очень неустойчива и при определенных условиях снова переходит в игру.
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей шестого года жизни
с трудом взрослых через профессию
Труд – целенаправленная деятельность человека, реализующего его физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых на производстве' продуктом труда, продуктом производства.
Трудовое воспитание-это целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желание умение трудиться.
Центральная связь труда - преобразование его предмета в результат – моделируется в игровой деятельности в форме условного преобразования игрушек-материалов с помощью игрушек-инструментов в условный сюжетный результат, удовлетворяющий воображаемые потребности игровых персонажей. Связи коллективного руда людей разных профессий отражаются в игре с помощью ролевых взаимодействий, отношений, ролевого общения.
Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых ставит следующие задачи:
- дать детям
конкретные знания и
- развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
- формировать
у детей представления о
- научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Готовя старших дошкольников к тому, чтобы они в свое время – каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы – мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:
- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
- был готов трудиться сам – и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Они писали, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Информация о работе Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях