Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:40, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по I главе 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Состояние уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Перспективный план формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Анализ опытно-поисковой работы 45
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный педагогический университет
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультет дошкольного образования
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Курсовая работа
на тему:
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: студентка заочного отделения, 541 гр.
Багаутдинова Л.Ч.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Галкина Л.Н.
Челябинск, 2008
Оглавление
Введение
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Объект исследования – процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – рассмотреть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; работа с родителями.
Задачи работы:
Методологическая основа: теория восприятия (В.В.Зеньковский); психолого-педагогические исследования генезиса отражения пространства и пространственной ориентации (Ф.Н.Шемякин, Т.А.Мусейибова, Р.И.Говорова), формирование представлений о форме у дошкольников (В.П.Новикова, Т.А.Мусейибова, Л.А.Венгер); теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
Методы исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных.
База исследования. Опытно-поисковая работа проходила на базе МДОУ Детский сад №368 II категории в старшей группе «Ласточка».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Восприятие формы/очертания, включая характерную деталь фигуры и общую конфигурацию, обычно осуществляется живыми организмами посредством анализа признаков стимула, извлекаемых из сенсорного входа.
Нет единого мнения о том, что же такое форма или очертание. Поскольку предполагается, что контуры и края воспринимаются на ретинальном уровне, некоторые специалисты считают, что контур и края служат основой для восприятия сложной формы.
Конструкты зрительного восприятия допускают кодирование информации на ретинальном уровне и в других нервных центрах. Процесс обработки и анализа визуальной информации требует в качестве первой ступени фигуративного синтеза, описанного Ульриком Найссером в «Когнитивной психологии» (Cognitive psychology).
Фигуративный синтез - это способ перенесения стимульной информации из и конического образа и ее синтезирования в форму. Чтобы узнавание конфигурации или формы стало возможным, эта синтезированная информация переносится в память для порождения однозначно определяемой реакции.
Одной из важнейших проблем в области распознавания или восприятия изображений теоретики считают установление того, как организмы узнают формы или очертания независимо от размеров предмета, положения его образа на сетчатке, искажений вследствие плохой видимости, фрагментарности изображения, как например, на картинках или в мультфильме.
Два основных направления в теории восприятия - это теория извлечения признаков и теория сравнения с шаблоном. Большинство исследователей сходятся во мнении, что организмы реагируют на организацию дифференциальных признаков, как это продемонстрировал Уильям Аттел в экспериментах на людях по распознаванию размытых букв. Эти опыты описаны в его книге «Психология сенсорного кодирования» (The psychology of sensory coding).
В книге «Зрение и зрительное восприятие» (Vision and visual perception) Кларенс Грэхем указывает, что исследование восприятия формы включают «идентификацию и спецификацию условий, необходимых для называния, распознавания, указания или различения форм или их аспектов». Первый аспект восприятия формы, рассматриваемый автором, это восприятие контура [38, с.7].
Большинство исследований восприятия формы/очертаний основывается на базисных аспектах зрения, к которым относятся характеристики распределения яркости, производящие линии или полосы Маха, воспринимаемые признаки форм, фигуративные послеэффекты (включая влияние пространственных и временных факторов, смещение и эффекты наклона), изменения зрительной иллюзии, обусловленные непредусмотренными признаками, и оценка вертикали.
Рассматривая трехмерное восприятие, Джеймс Дж. Гибсон в книге «Экологический подход к зрительному восприятию» (The ecological approach to visual perception) отметил, что восприятие предмета может основываться только на восприятии формы. Гибсон считает, что признаки являются важными по той причине, «что значение имеет не форма как таковая, а параметры вариации формы» [21, с.11].
Хотя форма и очертания часто используются как синонимы, Леонард Зусне отмечал в своей работе «Зрительное восприятие формы» (Visual perception of form), что «форма» - это более общий термин, а «очертания» - более специфический. Он также указывал, что нет единого мнения о том, что следует понимать под формой, однако специфические операции побудили исследователей к использованию этого термина. Эти операции включают «материальную характеристику объекта в трехмерном пространстве, проекцию этого объекта на двумерную поверхность, его плоскостное рисуночное изображение, схематическое изображение контуров в одной плоскости или вычисление координат объекта в евклидовом пространстве».
Отечественные психологи также занимались изучением особенностей восприятия формы.
Формирование зрительного
образа - полисистемный процесс, включающий
анализ сенсорных признаков объектов,
отражающий их взаимосвязи и завершающийся
семантическим преобразованием. Первичный
сенсорный анализ обеспечивает выделение
признаков воздействующего на глаз объекта
(размер, контур, цвет, форма, детали и т.д.).
Это осуществляется с помощью перцептивных
действий в процессе ориентировочно-
Качество различимости признаков объектов оказывает существенное влияние на формирование перцептивной структуры образа (В.Г.Куликов, 1982; Л.П. Григорьева, 1984, 1996). Интегрирование признаков в целостный образ совершается в следствии визуального синтеза (М.С.Шехтер, 1981).
При нормальном зрении в процессе формирования и опознания зрительного образа со свойствами предметности, целостности и константности сочетаются сукцессивные и симультанные компоненты.
В.П.Зинченко (1988) выделяет два вида зрительного опознания. Первый вид - развёрнутый во времени сукцессивный процесс, включающий различные перцептивные действия, которые направлены на обнаружение и выделение информативных признаков. После их идентификации синтезирование происходит категоризации. Ко второму виду относится одноактное, мгновенное опознание.
Переход от первого ко второму виду осуществляется в результате формирования сенсорных и перцептивных эталонов, « оперативных единиц восприятия». Описанные виды опознания могут иметь место на всех этапах онтогенеза, у детей и у взрослых.
Восприятие конкретной предметной формы очень рано доступно ребёнку. Уже на втором году можно констатировать у детей узнавание знакомых предметов по контурам. В дальнейшем, в дошкольном возрасте даже довольно сложные контурные и силуэтные рисунки легко узнаются детьми. На основании проведённого исследования Шабалина можно с определённостью утверждать, что у дошкольников форма является уже одним из основных факторов распознания предметов.
Восприятие абстрактной геометрической формы, незнакомой ребёнку, представляет для него сначала значительные трудности. При предъявлении дошкольникам (3-7 лет) абстрактной геометрической формы они большей частью сначала «опредмечивают» её, т.е. дают ей наивно-предметное истолкование: треугольник – «карманчик»; круг – «колёсико»; четырёхугольник, пересечённый накрест перпендикулярными линиями, - «окошко»; треугольник, надставленный над четырёхугольником, - «дом» и т. д.
Таким образом, когда геометрическая форма недоступна ещё ребёнку как таковая, он по большей части при восприятии её отходит к предмету, а не к чувствоподобному диффузному впечатлению, как это утверждалось в психологической литературе. При этом младший дошкольник часто склонен непосредственно отожествлять неизвестную ему геометрическую форму с предметом. В дальнейшем ребёнок, начиная овладевать геометрической формой, уже не отожествляет её непосредственно с конкретной формой знакомого ему предмета, а воспринимает её как сходную с этой последней («это как бы окошко, карманчик» и т. п., - говорят дети): так начинается у него процесс абстракции формы.
В общем ходе развития восприятия предметной и геометрической формы наблюдается своеобразная диалектика: сначала геометрическая форма воспринимается, исходя из предметной; затем, по мере того как ребёнок несколько раньше или позже, в зависимости от характера образовательной работы, которая ведётся с ним в этом направлении, овладевает геометрической формой, уже обратно - конкретная форма предметов начинает определяться посредством более чёткой геометрической формы.
По мере того как ребёнок в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими свойствами тел, он научается различать геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб и т.д.). Для того чтобы ребёнок дошкольного возраста овладел элементарным знанием геометрических форм, требуется специальная и притом тщательная работа педагога, но оно во всяком случае не может быть признано вовсе недоступным ему.
Не подлежит сомнению, что абстрактная геометрическая форма сначала для дошкольников менее доходчива, чем, например, цвет. Целый ряд наблюдений и исследований это подтверждает. Однако никак нельзя всё же утверждать, как это делают представители лейпцигской школы, что дети дошкольного возраста вообще «слепы к форме».