Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:21, курсовая работа
Педагог также занимает немаловажную роль в воспитании ребенка, в связи с этим он должен учитывать не только его личные пристрастия, но и атмосферу в которой ребенок проживает, воспитывается. Бывали случаи, когда учитель становился «вторым родителем» для ребенка, но об этом будет сказано чуть позже.
При взаимодействии педагога и ребенка, первый в свою очередь обязан хорошо знать особенности психологического развития детей из неполных семей. Ведь такие дети более подвержены стрессам, более ранимы, эмоциональны.
Итак, преподаватель для ребенка из неполной семьи – это второй родитель. Он должен учитывать его психологические, физические, моральные и другие особенности. Для этого служит личностно ориентированный подход, который предусматривает ряд требований к преподавателю. Недостаточно быть просто педагогом, этому нужно учиться и учиться постоянно на протяжении всей педагогической деятельности, так как общество постоянно меняется, меняются его потребности, нравы, ценности, а следовательно меняются и дети. Личностно ориентированное образование актуализирует авторские характеристики педагогической деятельности, предъявляя повышенные требования к таким личностным качествам педагога, как осознание смысла своей профессии, выбор ценностей и целей, личная ответственность за детей, гуманистическая педагогическая позиция, творческое построение образовательно-познавательного процесса и др.
Заключение
Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях детям из таких семей требуется систематическая квалифицированная помощь.
Главной целью семьи является всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [11, с. 6]. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.
Сам факт, когда ребенок воспитывается одиноким родителем, не всегда способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него глубоких специфических черт. Дело в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности, которым необходимо уделить повышенное внимание. Конечно, нельзя считать идеалом, когда дети растут без отца или без матери, но уж если такое случилось, то воспитательные трудности можно снизить до самой минимальной меры. Педагог должен учитывать эти особенности, должна формироваться профессиональная готовность к взаимодействию с детьми из неполных семей. Чтобы оказать помощь таким детям, прежде всего нужно сформировать в преподавателе качественно новое мышление к воспитанию и образованию, таковым является личностно ориентированный подход, основываясь на котором педагог помогает социализации личности учащихся.
В современных условиях ребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависит будущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна [3].
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, а с другой – научно-теоретическою и практическую подготовку как основу профессионализма.
Подводя итог к сказанному, попробуем определить, что же является главным в работе будущего педагога.
Поддержать ребенка в трудную минуту – дело нелегкое. Прежде всего нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать. Будущий педагог работает с отдельным ребенком, подростком, а если и с группой, то небольшой. Работу с семьей он также строит с использованием индивидуального и личностного подходов, с учетом специфики конкретной семьи.
Основное назначение педагога – это социальная защита ребенка, подростка, содействие ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.
Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, по истине достоин всеобщей благости педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность [17, с. 3].
Таким образом, в данной работе изучены проблемы детей из неполных семей, отражены важность и необходимость решения этих проблем, определены содержание и формы работы педагога с детьми из неполных семей. Задачи можно считать решёнными и цель исследования считать достигнутой.
Список использованной литературы
1. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
2. Вишневский
Ю.Р. Практикум по социологии
3. Воронов
В.В. Педагогика [Текст] / В.В. Воронов, В.И.
Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина,
А.Ф. Меняев, П.И. Подкасистый, М.Л. Портнов,
Н.Е. Щуркова. Учебное пособие. –
М.: Педагогическое общество
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 416 с.
5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социс. – 2005. – №1, с 55-60.
6. Закон
Российской Федерации «Об
7. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей [Текст] / Т.С. Зубкова. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 95 с.
8. Ильина Т.А. Педагогика [Текст] / Т.А. Ильина. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2005. – 496 с.
9. Кахуто С.В. Организация и содержание работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания [Текст] / С.В. Кахуто // Работник социальной службы. – 2002. – №4. – С 11–12.
10. Лавриненко В.Н. Социология [Текст] / В.Н. Лавриненко. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2005. – 448 с.
11. Личностно
ориентированный подход в
12. Мухамедьянов
С.А. Практическая педагогика [Текст]
/ С.А. Мухамедьянов, Р.Х. Калимуллин. Учебное
пособие для бакалавров высших
педагогических учебных
13. Николаенко В.М. Психология и педагогика [Текст] / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. Учебное пособие. – М.% ИНФРА-М, 2000. – 175 с.
14. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко », 2007. – 476 с.
15. Павленок П.Д. Теория, история и методы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2006. – 560 с.
16. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты [Текст] / Учебное пособие. – М.: Мастерство, – 2001. – 78 с.
17. Сластенин
В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. Педагогика: учебное
пособие для студентов
18. Созонов
В.П. Организация воспитательной
работы в классе [Текст] / В.П. Сазонов.
Методическое пособие для
19. Социализация
личности учащихся и студентов
– одно из приоритетных
20. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. Педагогика: Учебник 6-е издание. – Минск, 2005. – 560 с.
21. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / И.А. Шептенко, Г.А. Воронина // под общ. ред. В.А Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.