Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:21, курсовая работа
Педагог также занимает немаловажную роль в воспитании ребенка, в связи с этим он должен учитывать не только его личные пристрастия, но и атмосферу в которой ребенок проживает, воспитывается. Бывали случаи, когда учитель становился «вторым родителем» для ребенка, но об этом будет сказано чуть позже.
При взаимодействии педагога и ребенка, первый в свою очередь обязан хорошо знать особенности психологического развития детей из неполных семей. Ведь такие дети более подвержены стрессам, более ранимы, эмоциональны.
Огромную роль в выборе форм и методов работы с родителями играет изучение семей: их социального статуса, состава, особенностей семейного воспитания. Положительные результаты можно получить только тогда, когда педагог глубоко и систематически изучает семьи учащихся, деликатно и с уважением относится к родителям и детям, знает и максимально использует воспитательный потенциал семьи.
Можно сделать вывод, совместная работа семьи и школы по воспитанию личности младшего школьника, несомненно, эффективна и продуктивна, но лишь при условии, что такая работа будет вестись планомерно, организовано и целенаправленно в течение всего времени обучения ребёнка в школе.
В наше время отношения школы и семьи складываются по определённым шаблонам. Они всем нам известны. Вот некоторые из них. Родители сдали детей в школу – и с рук долой, другие уверены, что знание – это товар, который можно купить в школе, как в магазине. Третьи считают, что для них школа – это источник неприятностей, а учителя – какие-то деспоты, творящие произвол.
Но нельзя сводить всю сложность отношений семьи и школы к шаблонам. Сегодня в семье идёт переориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие рыночные отношения. А наша школа призвана защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило и будет жить человечество.
Обобщая всё, что сказано выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки).
Педагог в первую очередь должен учитывать личностные особенности ребенка. Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Такие дети чаще раздражаются, более эмоциональны, вспыльчивы, несдержанны и менее уверены в себе, чем дети из полных семей.
3.2 Взаимодействие педагога с детьми из неполных семей
неполный семья ребенок педагог
Ребенок из неполной семьи является наиболее проблематичным и уязвимым в воспитательном плане. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг, авторитет старших менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимают важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивные межличностные взаимоотношения.
Педагог по сути является неотъемлемой частью семьи, еще одним родителем, который играет немаловажную роль в воспитании ребенка, поэтому он должен учитывать его личные особенности, то есть опираться на личностно-ориентированный подход в образовании.
Цель личностно-ориентированного образования – найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для достойной человеческой жизни, для безопасного взаимопонимания с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Реализация этой цели есть достижение нового качества образования, чтобы его достичь, необходимо глубоко осмысливать новые направления, требующие нового мышления. [11]
Переход к личностно-ориентированному образованию зависит от учителя – его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. В этом случае учитель должен удовлетворять следующим требованиям:
o иметь
ценностное отношение к
o проявлять
гуманную педагогическую
o заботиться
об экологии детства, сохранении
духовного и физического
o уметь
создавать и постоянно
o уметь
работать с содержанием
o владеть
разнообразными
o проявлять
заботу о развитии и поддержке
индивидуальности каждого
Для реализации такой системы отношений работникам образования необходим достаточно высокий уровень общей и педагогической культуры. Повышение уровня индивидуальной культуры учителя должно сочетаться с работой по созданию культурно-педагогической среды школы, такой культурной среды, в которой охраняется и воспроизводится целостный мир детства, обеспечивается психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности детей, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка. Всему этому учителя необходимо учить. Здесь нужна спланированная, хорошо организованная работа не только внешних служб, но и самого учителя. Ведь работая с детьми обязательно нужно учитывать, что в наше время очень много неполных семей, а дети этих семей чаще подвержены неврозам, более вспыльчивы и относятся к разряду «трудных» детей. Учитель должен научиться видеть ребенка, видеть его психологические и личностные потребности, постараться быть для него больше чем просто учителем, для развития индивидуальности ребенка.
3.3 Причины искаженных
взаимоотношений между
Владимир Набоков любил повторять, что детей надо баловать, ибо неизвестно, какая судьба их ждет. Это значит, что детей следует хвалить. И как можно чаще. Шанс же на похвалу нужно дать всем учащимся. Каждый ребенок достоин похвалы. Слабый он или сильный, задира или тихоня, красавчик или нет – он ждет похвалы и признания так же, как и каждый из нас.
Теперь подумаем: а как хвалить? На этот вопрос трудно сразу найти ответ. Педагогика, как и всякое искусство, подчиняется законам интуиции и индивидуальности. И еще искренности. Настоящая похвала та, которая идет от души, а не от обязанности.
Только не следует злоупотреблять похвалой одних и тех же, пусть даже и очень достойных, на ваш взгляд, учеников. У обойденных вниманием учеников постепенно может сложится впечатление необъективности и незаслуженности таких поощрений. А у тех, кого часто хвалите, – чувство досады и недоумения.
Хвалить весь класс – тоже здорово. Это повышает личную самооценку каждого и объединяет детей в единое целое. Ребятам среднего возраста, для которых общение друг с другом – главное в школьной жизни, очень необходима такая похвала. Так что, готовых рецептов тут не найти. Все зависит от природы учителя, прозорливости и особенностей классного коллектива.
3.4 Компетентностный подход к воспитанию
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Личностно ориентированный подход важен не только детям из неполных семей, но и всем воспитанникам и учащимся.
Концепция педагогической поддержки возможна только в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
a любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности;
a приверженность к диалоговым формам общения с детьми;
a уважение достоинства и доверие, вера в возможности каждого ребенка;
a ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь;
a признание
права ребенка на свободу
a поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, стимулирование самоанализа ребенка;
a умение быть товарищем для ребенка, готовность ничего не требовать взамен;
a самоанализ,
постоянный самоконтроль и
3.5 Примерная программа работы с детьми из неполных семей
Важнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны усилить оказание помощи семье в воспитании детей.
Главными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:
a изучение семей и условий семейного воспитания,
a пропаганда
психолого-педагогических
a активизация
и коррекция семейного
a обобщение
и распространение опыта
В работе с семьей педагоги руководствуются принципами :
1. Объективный характер изучения семьи.
2. Комплексный
подход в изучении всех
3. Выявление
специфических особенностей
4. Анализ реальной ситуации.
5. Двусторонний характер изучения семьи (родители, дети).
6. Осуществление
изучения воспитательной
7. Оптимистический подход к семье.
8. Единство
изучения с практической
9. Установление
неиспользованных резервов
Диагностика семьи
Цель : выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Задачи :
1. Изучение образа жизни семьи.
2. Выявление
особенностей ситуации
3. Положение
детей в системе
4. Характеристика
нравственного микроклимата
5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
6. Поиск
путей оптимизации
7. Установление
неиспользованных резервов
Форма работы с семьей
Лекторий «О вас и для вас, родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка; психосексуальное развитие детей и подростков; проблемы здоровья наших детей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемы общения родителей и детей; «дети и деньги»; ваш беспокойный подросток; знают ли они нас?
Цикл бесед по теме «Воспитание здоровых детей» - основы рационального питания; чтобы зубы не болели; беречь глаза; алкоголь и подростки; курение и здоровье; резервы нашего организма; нравственно-половое воспитание; первая любовь; физиологические особенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; СПИД – медико-биологические и социальные аспекты болезни; критические ситуации, сексуальное насилие и принуждение; уметь властвовать собой (или беседы о здоровой и больной личности); экология и здоровье ребенка.
Деловые игры: эстафета семейного воспитания; архитектура семьи; заповеди семейного воспитания.
«Круглые столы»: «Трудные дети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителей и детей – живой источник установления отношений сотрудничества и взаимопонимания».
Семейные вечера: дети + родители; вечер – портрет семьи.
Семейные праздники: «День здоровья», «Новый год – семейный праздник».
Создание банка развлекательных игр «Дом и я играют вместе»: турнир знатоков этикета; час тихого чтения; корзина грецких орехов (решение трудных проблем ребенка); дерево, посаженное тобою; приглашение к чаю; пять минут поэзии; издание журнала «Ручеек» (самодеятельные стихи); смешинка; конверт дружеских вопросов; день добрых сюрпризов; мой друг магнитофон; у зеркала.
Примерный перечень мероприятий по программе
a Диагностика семей.
a Социологическое
обследование родительского
a Организация содействия родителей школе.
a Праздники микрорайона «Масленица», «Рождество», «Троица» и др.
a Операции «Живая земля», «Будь здорова …».
a Конференция
микрорайона «Социум и
a Педагогический
совет «Взаимодействие школы
с родителями как частью
a Создание возрастных объединений: «Старший брат», «Старшая сестра», «Бабушка».
a День открытых дверей в школе.
a Программа
медико-социальной помощи
a Информационный стенд «О Вас и для Вас, родители».
a Конкурс досуговых программ родителей.
a Собрание (конференция) мужчин микрорайона (отцов).
a Семейные субботы.
a Проведение
собраний родителей детей
a Школа
родителей будущих
a Деловая
игра «Эстафета семейного
a «Круглые
столы»: «Семья сегодня»; «Родители
и дети: противостояние или
a Вечер – портрет семьи.
Помощь в организации семейных праздников, фестивалей, конкурсов. Например, встречи в «Семейной гостиной»; День матери; «Одаренные дети и их родители»; «Семьи-юбиляры» (совместно с комитетом по культуре). Это могут быть конкурсы семейных проектов: «История семьи и семейные реликвии», «Обустройство своей улицы, дома», «Русская игрушка».