Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Педагог также занимает немаловажную роль в воспитании ребенка, в связи с этим он должен учитывать не только его личные пристрастия, но и атмосферу в которой ребенок проживает, воспитывается. Бывали случаи, когда учитель становился «вторым родителем» для ребенка, но об этом будет сказано чуть позже.
При взаимодействии педагога и ребенка, первый в свою очередь обязан хорошо знать особенности психологического развития детей из неполных семей. Ведь такие дети более подвержены стрессам, более ранимы, эмоциональны.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

Огромную роль в выборе форм и методов работы с родителями играет изучение семей: их социального статуса, состава, особенностей семейного воспитания. Положительные результаты можно получить только тогда, когда педагог глубоко и систематически изучает семьи учащихся, деликатно и с уважением относится к родителям и детям, знает и максимально использует воспитательный потенциал семьи.

Можно сделать вывод, совместная работа семьи и школы по воспитанию личности младшего школьника, несомненно, эффективна и продуктивна, но лишь при условии, что такая работа будет вестись планомерно, организовано и целенаправленно в течение всего времени обучения ребёнка в школе.

В наше время отношения школы и семьи складываются по определённым шаблонам. Они всем нам известны. Вот некоторые из них. Родители сдали детей в школу – и с рук долой, другие уверены, что знание – это товар, который можно купить в школе, как в магазине. Третьи считают, что для них школа – это источник неприятностей, а учителя – какие-то деспоты, творящие произвол.

Но нельзя сводить всю сложность отношений семьи и школы к шаблонам. Сегодня в семье идёт переориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие рыночные отношения. А наша школа призвана защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило и будет жить человечество.

Обобщая всё, что сказано выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки).

Педагог в первую очередь должен учитывать личностные особенности ребенка. Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Такие дети чаще раздражаются, более эмоциональны, вспыльчивы, несдержанны и менее уверены в себе, чем дети из полных семей.

3.2 Взаимодействие педагога с  детьми из неполных семей

неполный семья ребенок педагог

Ребенок из неполной семьи является наиболее проблематичным и уязвимым в воспитательном плане. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг, авторитет старших менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимают важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивные межличностные взаимоотношения.

Педагог по сути является неотъемлемой частью семьи, еще одним родителем, который играет немаловажную роль в воспитании ребенка, поэтому он должен учитывать его личные особенности, то есть опираться на личностно-ориентированный подход в образовании.

Цель личностно-ориентированного образования – найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для достойной человеческой жизни, для безопасного взаимопонимания с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Реализация этой цели есть достижение нового качества образования, чтобы его достичь, необходимо глубоко осмысливать новые направления, требующие нового мышления. [11]

Переход к личностно-ориентированному образованию зависит от учителя – его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. В этом случае учитель должен удовлетворять следующим требованиям:

o иметь  ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

o проявлять  гуманную педагогическую позицию;

o заботиться  об экологии детства, сохранении  духовного и физического здоровья  детей;

o уметь  создавать и постоянно обогащать  культурно-информационную и предметно-развивающую  среду;

o уметь  работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую  направленность;

o владеть  разнообразными педагогическими  технологиями, уметь придать им  личностно развивающую направленность;

o проявлять  заботу о развитии и поддержке  индивидуальности каждого ребенка.

Для реализации такой системы отношений работникам образования необходим достаточно высокий уровень общей и педагогической культуры. Повышение уровня индивидуальной культуры учителя должно сочетаться с работой по созданию культурно-педагогической среды школы, такой культурной среды, в которой охраняется и воспроизводится целостный мир детства, обеспечивается психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности детей, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка. Всему этому учителя необходимо учить. Здесь нужна спланированная, хорошо организованная работа не только внешних служб, но и самого учителя. Ведь работая с детьми обязательно нужно учитывать, что в наше время очень много неполных семей, а дети этих семей чаще подвержены неврозам, более вспыльчивы и относятся к разряду «трудных» детей. Учитель должен научиться видеть ребенка, видеть его психологические и личностные потребности, постараться быть для него больше чем просто учителем, для развития индивидуальности ребенка.

3.3 Причины искаженных  взаимоотношений между педагогами  и детьми

Владимир Набоков любил повторять, что детей надо баловать, ибо неизвестно, какая судьба их ждет. Это значит, что детей следует хвалить. И как можно чаще. Шанс же на похвалу нужно дать всем учащимся. Каждый ребенок достоин похвалы. Слабый он или сильный, задира или тихоня, красавчик или нет – он ждет похвалы и признания так же, как и каждый из нас.

Теперь подумаем: а как хвалить? На этот вопрос трудно сразу найти ответ. Педагогика, как и всякое искусство, подчиняется законам интуиции и индивидуальности. И еще искренности. Настоящая похвала та, которая идет от души, а не от обязанности.

Только не следует злоупотреблять похвалой одних и тех же, пусть даже и очень достойных, на ваш взгляд, учеников. У обойденных вниманием учеников постепенно может сложится впечатление необъективности и незаслуженности таких поощрений. А у тех, кого часто хвалите, – чувство досады и недоумения.

Хвалить весь класс – тоже здорово. Это повышает личную самооценку каждого и объединяет детей в единое целое. Ребятам среднего возраста, для которых общение друг с другом – главное в школьной жизни, очень необходима такая похвала. Так что, готовых рецептов тут не найти. Все зависит от природы учителя, прозорливости и особенностей классного коллектива.

3.4 Компетентностный подход  к воспитанию

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Личностно ориентированный подход важен не только детям из неполных семей, но и всем воспитанникам и учащимся.

Концепция педагогической поддержки возможна только в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

a любовь  к ребенку, безусловное принятие  его как личности;

a приверженность  к диалоговым формам общения  с детьми;

a уважение  достоинства и доверие, вера в  возможности каждого ребенка;

a ожидание  успеха в решении проблемы, готовность  оказать содействие и прямую  помощь;

a признание  права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;

a поощрение  и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности  в сильных сторонах, стимулирование  самоанализа ребенка;

a умение  быть товарищем для ребенка, готовность  ничего не требовать взамен;

a самоанализ, постоянный самоконтроль и способность  изменить позицию и самооценку. [11]

3.5 Примерная программа работы  с детьми из неполных семей

Важнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны усилить оказание помощи семье в воспитании детей.

Главными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

a изучение  семей и условий семейного  воспитания,

a пропаганда  психолого-педагогических занятий,

a активизация  и коррекция семейного воспитания  через работу с родительским  активом, дифференцированная и индивидуальная  помощь родителям,

a обобщение  и распространение опыта успешного  семейного воспитания.

В работе с семьей педагоги руководствуются принципами :

1. Объективный  характер изучения семьи.

2. Комплексный  подход в изучении всех характеристик  семьи.

3. Выявление  специфических особенностей семьи  и использование их для усиления  ее воспитательного потенциала.

4. Анализ  реальной ситуации.

5. Двусторонний  характер изучения семьи (родители, дети).

6. Осуществление  изучения воспитательной деятельности  семьи с одновременным изучением  личности ребенка, его воспитанности.

7. Оптимистический  подход к семье.

8. Единство  изучения с практической реализацией  воспитательных возможностей семьи  и общества.

9. Установление  неиспользованных резервов семейного  воспитания.

Диагностика семьи

Цель : выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

Задачи :

1. Изучение  образа жизни семьи.

2. Выявление  особенностей ситуации семейного  воспитания.

3. Положение  детей в системе внутрисемейных  отношений.

4. Характеристика  нравственного микроклимата семьи, ее традиций.

5. Выявление  взаимоотношений семьи и школы.

6. Поиск  путей оптимизации педагогического  взаимодействия школы, семьи и  общества.

7. Установление  неиспользованных резервов семейного  воспитания.

Форма работы с семьей

Лекторий «О вас и для вас, родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка; психосексуальное развитие детей и подростков; проблемы здоровья наших детей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемы общения родителей и детей; «дети и деньги»; ваш беспокойный подросток; знают ли они нас?

Цикл бесед по теме «Воспитание здоровых детей» - основы рационального питания; чтобы зубы не болели; беречь глаза; алкоголь и подростки; курение и здоровье; резервы нашего организма; нравственно-половое воспитание; первая любовь; физиологические особенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; СПИД – медико-биологические и социальные аспекты болезни; критические ситуации, сексуальное насилие и принуждение; уметь властвовать собой (или беседы о здоровой и больной личности); экология и здоровье ребенка.

Деловые игры: эстафета семейного воспитания; архитектура семьи; заповеди семейного воспитания.

«Круглые столы»: «Трудные дети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителей и детей – живой источник установления отношений сотрудничества и взаимопонимания».

Семейные вечера: дети + родители; вечер – портрет семьи.

Семейные праздники: «День здоровья», «Новый год – семейный праздник».

Создание банка развлекательных игр «Дом и я играют вместе»: турнир знатоков этикета; час тихого чтения; корзина грецких орехов (решение трудных проблем ребенка); дерево, посаженное тобою; приглашение к чаю; пять минут поэзии; издание журнала «Ручеек» (самодеятельные стихи); смешинка; конверт дружеских вопросов; день добрых сюрпризов; мой друг магнитофон; у зеркала.

Примерный перечень мероприятий по программе

a Диагностика  семей.

a Социологическое  обследование родительского контингента.

a Организация  содействия родителей школе.

a Праздники  микрорайона «Масленица», «Рождество», «Троица» и др.

a Операции  «Живая земля», «Будь здорова  …».

a Конференция  микрорайона «Социум и воспитание».

a Педагогический  совет «Взаимодействие школы  с родителями как частью социума».

a Создание  возрастных объединений: «Старший  брат», «Старшая сестра», «Бабушка».

a День  открытых дверей в школе.

a Программа  медико-социальной помощи семьям.

a Информационный  стенд «О Вас и для Вас, родители».

a Конкурс  досуговых программ родителей.

a Собрание (конференция) мужчин микрорайона (отцов).

a Семейные  субботы.

a Проведение  собраний родителей детей разного  возраста по домам.

a Школа  родителей будущих первоклассников.

a Деловая  игра «Эстафета семейного воспитания».

a «Круглые  столы»: «Семья сегодня»; «Родители  и дети: противостояние или сотрудничество».

a Вечер  – портрет семьи.

Помощь в организации семейных праздников, фестивалей, конкурсов. Например, встречи в «Семейной гостиной»; День матери; «Одаренные дети и их родители»; «Семьи-юбиляры» (совместно с комитетом по культуре). Это могут быть конкурсы семейных проектов: «История семьи и семейные реликвии», «Обустройство своей улицы, дома», «Русская игрушка».

Информация о работе Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей