Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
в процессе подготовки дизайнеров…………………………………...………………5
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
§2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров………………………………………………………………………….……8
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров…………......11
§1. Понятие и структура творческого мышления…………………………….…….11
§2. Активизация творческого мышления……………………………………….…..14
Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера……………..18
§1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров…………....18
§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера…………………..…..23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………31
Реформа высшего образования, осуществляемая в настоящее время в России, направлена на его гуманитаризацию, что предполагает создание необходимых предпосылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Это прямо связано с реализацией задачи высшей школы - формирование личности, способной к творческой инновационной деятельности в любой сфере производства и управления, осознанно принимающей решения по всем важным вопросам.
В России профессия «дизайнер» получила официальное признание относительно недавно (существует около ста лет), поставив перед системой образования сложную задачу, создать перспективную модель специалиста, компетентного в области дизайна, специфическим мышлением способным к детерминации будущего, прогнозированием в области проектной деятельности, с возможностью принимать нестандартные решения. Как показывает педагогическая практика, этот перечень всех качеств дизайнера недостаточен, в нем не хватает главного компонента характеристики - «личности с высоким уровнем художественной культуры».
Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится, прежде всего, в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г.П. Федотов в 1938 г., "есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России. Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации".
Итак, главными направлениями
реформы российского
- единство федерального образовательного пространства;
- открытое восприятие
и понимание всей палитры
- приоритет фундаментальных прав и свобод личности;
- восстановление первичных
духовно - нравственных идеалов,
присущих преподаванию и
Формирование культурной личности - первостепенная задача современного общества и образования в целом. К сожалению, как свидетельствует статистика, к началу ХХI века возникли предпосылки, ведущие к истощению общего культурного уровня населения планеты, в том числе и молодежи.
Ставя перед собой цель активизации развития дизайнерского мышления, необходимо определить какие именно качества необходимо развивать в ходе реального педагогического процесса, и в каком случае дизайнерское мышление будет считаться развитым. По результатам анализа критериев оценки компетентности специалиста, наиболее характерными чертами дизайнерского мышления являются: чувство целесообразности, проектная направленность, проблемность, владение системным способом мышления, владение логическими операциями, гибкость, оригинальность, наличие развитой фантазии, воображения, ассоциативности, интуиции, эмоциональности - все они входят в одно общее понятие «художественная культура дизайнера».
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров.
§1. Понятие и структура творческого мышления.
В условиях развития современного
российского государства
- Дж. Гилфорд определил способность творческого мышления (креативность) семантической спонтанной гибкостью, которая определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:
1. оригинальность и
необычность высказанных идей, стремление
к интеллектуальной новизне,
2. творческого человека отличает семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения и обнаружить возможность нового использования данного объекта;
3. наличие обратной
адаптивной гибкости –
4. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, особенно там, где нет предпосылок к формированию новых идей;
- возможности развития творческого мышления в направлении ассоциативно-рефлекторной теории учения рассматривали И.А. Менчинская, И. И. Кабанова-Меллер, А. В. Брушлинский и др.;
- А. Айзенк, Д. Векслер, Л. Термен и др. обозначили связь творческой и интеллектуальной деятельностей;
- научные труды А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлева посвящены психолого-педагогическим проблемам творческого развития одаренных и талантливых детей;
- М. А. Холодная и
Е.А. Климов связывают
- Я. А. Пономарев,
Н. Коган определяют
«Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности».
«Творческое мышление специалиста
– один из видов мышления, характеризующийся
созданием субъективно или
В настоящее время выделяют следующие структурные компоненты творческого мышления (креативности): интерес к парадоксам, склонность к сомнению, чувство новизны, острота мысли, творческое воображение, интуиция, эстетическое чувство красоты, остроумие, способность открывать аналогии, смелость и независимость суждений, самокритичность, логическая строгость, способность пользоваться различными формами доказательств.
Отечественные ученые определяют семь основных признаков креативности личности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость и чувствительность.
Одним из важных психологических критериев творческого мышления является ярко выраженное эмоциональное переживание, предшествующего моменту нахождения решения.
Психологи, разделяя мыслительную деятельность на репродуктивную и творческую, определяют четыре стадии творчества: подготовка, созревание, озарение (инсайт), проверка и сообщение (иногда: погружение – озарение – объективизация), где основным творческим моментом обозначают инсайт – интуитивное постижение искомого результата.
Подводя итог проведенному теоретическому анализу определения «творческое мышление», его структуры и критериев, проецируя полученные результаты на учебно-воспитательный процесс по подготовке дизайнеров среды, можно констатировать, что развитие творческого мышления у студентов - дизайнеров является неотъемлемым компонентом в их профессиональной подготовке.
Становится очевидным,
что возникает необходимость
организации целенаправленного
учебно-познавательного
§2. Активизация творческого мышления.
Как уже говорилось в параграфе выше, в условиях развития современного российского государства основной задачей перед профессионалом в любой отрасли является выработка нестандартных подходов к решению возникающих вопросов. Специалистов творческих профессий это касается особенно и требует постоянно новых идей. Каждый творческий работник постоянно фантазирует и выдумывает. Дизайнер должен фантазировать в первую очередь, так как он должен мысленно представлять свой проект еще до того, как тот будет воплощен на бумаге в виде эскиза или чертежа. Процесс фантазирования один из важнейших творческих процессов в деятельности дизайнера.
Творчество в дизайне во многом определяется способностью находить связи между вещами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Психологи говорят, что лучше всего процесс творчества начинать со "штурма мозгов". При этом методе собирается группа творческих работников и начинает разжигать друг у друга воображение, высказывая самые невообразимые фантазии. Одна идея порождает другую, возникает возможность самых неожиданных ассоциаций. Члены этих "сеансов штурма мозгов" преследуют одну цель — найти интересное решение.
Нет ничего зазорного в том, что дизайнер изучает модели, аранжировку и дизайн других проектов, заимствует у них интересные элементы для своей работы. Каждый художник создает себе коллекцию творческих проектов других художников, которые соответствуют его замыслу и восприятию. То, что он анализирует работы других, выделяет интересные образцы и собирает их, несомненно, действует на его творчество.
Художественные решения, которые дали хорошие результаты однажды, снова и снова появляются в работах других художников, и никто не считает это плагиатом.
Изучая статьи доктора Ирвинга Тейлора, психолога и социолога, можно сделать вывод, что его результаты изучения активизации творческого мышления в области рекламы вполне применимы к любому другому виду проектной деятельности.
Он выделяет пять уровней человеческого творчества:
Экспрессивный уровень, когда мастерство не имеет первостепенной важности, как, например, в рисунках детей. Художник дает волю своему воображению и ничем его не ограничивает.
Продуктивный уровень, когда художник достигает мастерства, но только в пределах "возвышенного реализма".
Поисковый уровень, когда художник, как изобретатель, использует старые идеи для новых решений. Новых идей пока нет, ум проявляется только в использовании средств.
Новаторский уровень, когда художник проявляет себя в области идей. Он становится последователем какой-то школы.
Новый уровень, когда художник работает по новым принципам. Такой художник обладает высоким мастерством и может стать родоначальником новой школы.
Когда дизайнер работает над набросками или импровизациями, он занят экспрессивным творчеством. Когда же он начинает отрабатывать свои наброски, чтобы сделать их понятными для других, то он переходит к продуктивному творчеству. На этой стадии творческая работа большинства художников замирает. Только немногим, наиболее одаренным, удается вывести свое творчество на новаторский и новый уровень.
Художник, работающий над дизайном рекламы, теоретически проходит через четыре стадии, независимо от уровня своей работы.
Во-первых, он изучает клиента, его продукт, средства информации, аудиторию и другие проблемы, связанные с подготовкой себя к наилучшему выполнению поставленной задачи. Эту стадию называют стадией просвещения.
Во-вторых, он на некоторое время отвлекается от поставленной задачи, внутренне работая над воспринятым материалом. Эту стадию можно назвать инкубационной. В-третьих, художник находит решение, возможно, совершенно случайно. Эту стадию можно назвать стадией озарения.
Информация о работе Формирование профессиональных компонентов дизайнера