Формирование профессиональных компонентов дизайнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава I. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры
в процессе подготовки дизайнеров…………………………………...………………5
§1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе…5
§2. Художественная культура и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров………………………………………………………………………….……8
Глава II. Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров…………......11
§1. Понятие и структура творческого мышления…………………………….…….11
§2. Активизация творческого мышления……………………………………….…..14
Глава III. Нравственность и профессиональная культура дизайнера……………..18
§1. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров…………....18
§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера…………………..…..23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

ИВАНОВ.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 

§2. Формирование профессиональной культуры дизайнера

 

Переход к новой образовательной  концепции, доминирующим фактором которой  выступает культура, воспитание «человека  культуры»,определяет ориентиры высшего  образования. Изменение стиля профессионального мышления, наличия вариантов личностно-ориентированного подхода, внедрение проектных технологий, гуманитаризация содержания образования и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего профессионального образования. Его целью становится не узкопрофильная подготовка, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование профессиональной культуры.

Принципиально новым  явлением сегодня становится профессиональная культура дизайнера как личности формирующей среду обитания Человека. Исследования, осуществляемые в области архитектуры, дизайна (Г. Н. Веслополова, Г. Н. Синицына) показали, что основой в формировании профессиональной компетентности, профессиональной культуры дизайнера, как и архитектора, выступает проектная деятельность, поскольку содержанием его труда является создание своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации предметной и предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.

Анализ теории и практики художественно-промышленного образования (дизайн-образования) показал, что уровень  развития профессиональной культуры дизайнера  не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсутствие комплексного проектного подхода к формированию необходимых профессиональных качеств и личностных свойств студентов - будущих специалистов-дизайнеров, вызвали противоречие между необходимостью последовательного, целенаправленного приобщения их к профессиональному и социокультурному опыту. Овладению высоким уровнем проектной культуры и отсутствием результативной образовательной технологии, направленной на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров, недостаточным для этого уровнем учебно-методического обеспечения.

Вопросы дизайнерского  образования студентов рассматриваются  в трудах А. С. Близнюка, Ю. Б. Вроблявичуса, В. Н. Гамаюнова, А. Г. Дроздецкого, А. И. Ковешникова, Е. Н. Ковешниковой, Г. Б. Минервина и др. Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна (Н. В. Воронов, В. П. Зинченко, В. Ф. Сидоренко, Н. К. Соловьев, С. О. Хан-Магомедов).

Модель профессиональной культуры студента-дизайнера представляет собой систему его социально-психологических, учебно-образовательных и производственных характеристик, в которой интегрированы ценностное отношение к профессиональной деятельности дизайнера, профессиональные знания, теоретические и практические умения и социально-значимые качества личности.

Критериями и показателями сформированность профессиональной культуры специалиста-дизайнера выступают: ценностное отношение к проектной деятельности, профессиональная компетентность, креативность, рефлексия личностно-профессионального развития, эмоционально-коммуникативный критерий.

С позиций культурологического  подхода профессиональная культура выступает как универсальная характеристика специалиста. Ее формирование рассматривается в качестве систематизирующего фактора становления будущего специалиста (И.Ф.Исаев). Исследование проблемы формирования профессиональной культуры осуществляется в контексте общефилософских и культурологических традиций, содержащих две взаимосвязанные тенденции - интеграции и дифференциации. С одной стороны, культура есть целостное, системное, интегрированное образование, а с другой стороны, признается необходимость дифференциации целостной культуры на ее составляющие: и направления. (Н. И. Лифинцева)

Профессиональная культура в большинстве источников трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, овладение которыми делает специалиста  мастером своего дела. Существование деятельности дизайнера, как своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации функционально-эстетичной среды жизнедеятельности человека, определено наличием трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной.

Проектно-производственная сфера деятельности вырабатывает у  студентов необходимый уровень  знаний и умений в области визуально-изобразительных средств (графика, чертеж, моделирование и т.д.); логико-сематических средств (символика, стилизация, семиотика); образного и логического моделирования (эвристика, интуиция, ассоциация, анализ, логика и т.д.), а также воспитывает отношение студентов к нормам ограничения проектных действий и имеющимся у них возможностям (эстетические запросы, материальные ресурсы общества, опыт, эрудиция, эмпирические знания, СНиПы и т.п.); развивает уровни профессиональной компетенции (профессиональные, межпредметные знания и т.д.) и организационно-управленческой деятельности (профессиональная и моральная этика, основы управления, научная организация труда и т.д.).

Социокультурная сфера  деятельности дизайнера состоит  из характеристик познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности. Сконцентрирована на усвоении будущими дизайнерами ценностей материальной и духовной культуры в процессе познавательной деятельности (каноны, объекты, образцы, методология и т.д.); репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках преобразовательной деятельности (передача и использование образцов, развитие знания, новые знания, идеи, концепции и т.д.). В процессе реализации данной сферы деятельности закладываются ценностные и культурно-этические нормы (эстетические и нравственные принципы, установки, интересы, эталоны, нормы этики и т.п.), а коммуникативная деятельность развивает неформальные и формальные способы общения (предпочтения, личностная и профессиональная диспозиция, творческие и профессиональные связи и т.п.).

Учебно-образовательная  сфера деятельности направлена на развитие художественных способностей, необходимого уровня специальных, и профессиональных знаний, формирование внутренних возможностей профессионального роста, целеустремленности, творческого самоопределения, самообразования и самосовершенствования. Таким образом, можно сказать, что профессиональная культура является продуктом и результатом профессиональной деятельности дизайнера, его профессиональной компетенции, а также его творческого потенциала, способности к самосовершенствованию. Профессиональная культура дизайнера - это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности.

Формирование профессиональной культуры осуществляется в двух направлениях: развитии профессиональной индивидуальности («субъективация»), т.е. «материализация» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и формировании личности («профессиональная социализация»), т.е. приобщение будущего дизайнера к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития дизайнера.

Построение модели специалиста  и модели его профессиональной культуры является, с нашей точки зрения, итогом проектно-ориентированного исследования, которое предполагает «наложение» психологического, дидактико-методического и профессионально-специфического взглядов на изучаемую специальность и позволяет рассматривать личностные характеристики через структуру профессиональной деятельности. Дизайн, как профессия, уникален по своему характеру, ибо в нем, представлены, неразрывно связанные между собой, все основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, коммуникативная, которые по мере развития выделялись в относительно самостоятельные сферы профессионального труда дизайнера. Повышенное требование предъявляется к выражению индивидуального профессионального почерка выпускника и его соответствия высоким культурно-профессиональным требованиям профессии дизайнера. Ее можно рассматривать как стержневую базу раскрытия комплекса профессиональных характеристик, социальных механизмов, условий, средств формирования и развития профессиональной культуры дизайнера.

Все вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что профессиональная культура зависит от содержания и  организации образовательного процесса в вузе. Педагогическими условиями  формирования профеccиональной культуры будущих дизайнеров в процессе обучения являются: организация целостного педагогического процесса и его ориентация на развитие структурных компонентов профессиональной культуры специалистов-дизайнеров в неразрывной связи с освоением общепрофесcиональных, специальных и гуманитарных дисциплин; организация образовательного процесса на основе продуктивного творческого обучения; формирование профессиональных качеств дизайнера на основе сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественно-композиционных сфер образования через усиление межпредметных связей; ориентация образовательного процесса высшей школы на общую, профессиональную, художественную культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прежде чем приступить к вопросу подведения итогов данной работы, хочется еще раз отметить, что в современном мире к профессии дизайнера предъявляется все больше требований. Мало того, эта профессия окончательно еще не сформирована и находится в постоянном движении. Поэтому и к процессу обучения по данной специальности выдвигаются более высокие требования. Крайне необходимо студентам дать не только базовые знания, но и научить их бесконечному профессиональному росту. Этот рост без рассмотренных в работе компонентов личности студента-дизайнера невозможен. Поэтому предлагается подвести итоги по каждой отдельной главе данной работы.

В главе I «Формирование эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров» говорилось достаточно подробно о роли эстетического вкуса студента и огромном влиянии художественной культуры на его личность. Художественная культура в свою очередь пронизывает все стороны и аспекты современной жизни. И поскольку эта культура зависит от самих художников, то обучение будущих дизайнеров должно проходить в очень тесном соприкосновении с художественной культурой. Студенты должны практически погрузиться в мир эстетики и искусства. Впитать в себя дух художественной культуры.

В главе II «Развитие творческого мышления у студентов- дизайнеров» рассматривались вопросы процесса творческого мышления, и что влияет на его активизацию. Тут важно понять, что дизайнер должен обладать особой тягой к умению фантазировать. Без творческого подхода и выработки индивидуальности дизайнера просто не может быть в принципе. И достаточно важно найти и применять на практике способы активизации творческого мышления.

В главе III «Нравственность и профессиональная культура дизайнера» рассматривался вопрос ответственности дизайнера в общем и в частности перед своей страной за повышение социального и эстетического уровня общества. Компонент нравственности и профессиональной культуры дизайнера важен ничуть не меньше двух предыдущих, т.к. нравственный уровень современного общества претерпевает огромные изменения. Роль дизайнера найти и сконцентрировать внимание общественности на моральных достоинствах, на гармонии и на прекрасном, заставить вспомнить и восхититься истинными ценностями человечества, пробуждать в человеке его положительные нравственные стороны. Важно помнить о том, что принципиально новым явлением сегодня становится профессиональная культура дизайнера как личности формирующей среду обитания Человека. Анализ теории и практики художественно-промышленного образования (дизайн-образования) показал, что уровень развития профессиональной культуры дизайнера не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсюда следует, насколько важно сформировать в студенте-дизайнере высокий уровень его будущей профессиональной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки //Высшее образование в России. - 1993. - № 3. С. 165-170.
  2. Асессоров А. И. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе: автореферат.- Нижний Новгород, 2009.-184с.
  3. Бурков Н.И. Духовные основы педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского
  4. Глазычев В.Л. Искусство как профессия // Декоративное искусство СССР. 1994.-№ 6.-С. 18-29.
  5. Грачева Т.К. Педагогическое проектирование нравственного воспитания будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: методическое пособие / Т.К. Грачева. – Челябинск, 2009.-172с.
  6. Дороднева Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс: Автореф. дисс. канд. пед. наук – М.: Издательство МГОУ, 2005
  7. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов – М.: «Архитектура – С», 2006 – 504с.
  8. Коджаспирова Г. М.; Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176с.
  9. Коменский Я.А. Дидактические принципы: отрывки из «Великой дидактики»/Вступит статья проф. А. А. Красновский . - М: Государственное учебно-педагогическое издательство HAPKOМПPOCA РСФСР, 1940.- С. 84
  10. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.
  11. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Педагогика, 1995.-303 с, С. 47.
  12. Матвеева Т.В. Феномен художественной культуры и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5 – С. 81-82
  13. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический проект, 2004. – 560с.
  14. Рапацевич Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия / Под. общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720с.
  15. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» //Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 61-74.
  16. Сидоренко В.Ф. Дизайн образ культуры // Вестник Высшей школы. - 1982.- № 12.
  17. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова.-Изд.4., исправл. И доп.-М.: Сов.энциклопедия, 1990.-С.394
  18. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы - Ростов н /Д: Феникс, 2011. – 541, [1] с. – (Высшее образование)
  19. Уляев СИ. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2002. - 167 с.
  20. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика.- Петразаводск: «Фониум», 1994. –308с.
  21. Шимко В. Т. Основы дизайна и средового проектирования: Учеб. пособие. – М.: Издательство «Архитектура – С», 2007. – 160 с.: ил.
  22. Юдинских А. М. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров [Текст]  / А. М. Юдинских // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой. - Пермь: Меркурий, 2011. — С. 155-158.

Информация о работе Формирование профессиональных компонентов дизайнера