Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 04:28, курсовая работа
Цель исследования: определить и экспериментально проверить эффективные пути формирования рефлексии как условия духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи исследования:
Раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Подобрать методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Рассмотреть формирование рефлексии ученика в начальной школе.
Провести практико-ориентированную работу по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе.
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание посредством формирования рефлексии младшего школьника
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………….……………………………8
1.2. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………...……11
1.3. Формирование рефлексии ученика в начальной школе………………
ГЛАВА II. Приемы педагогической работы по формированию рефлексии с целью духовно- нравственного детей младшего школьного возраста
2.1 Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников…………………………………………………………………..23
2.2 Практико-ориентированная работа по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………
ГОУ ВПО «САХА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра «Педагогики и психологии»
Факультет «Педагогики и методики начального образования»
Курсовая работа:
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Власова Татьяна Дмитриевна
2011 г. Якутск
Содержание
Введение………………………………………………………… |
|
ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание посредством формирования рефлексии младшего школьника |
|
|
|
ГЛАВА II. Приемы педагогической работы по формированию рефлексии с целью духовно- нравственного детей младшего школьного возраста |
|
2.1 Диагностика духовно- |
|
2.2 Практико-ориентированная
работа по формированию |
|
Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы ………………………………………. |
|
Введение
Актуальность исследования. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Отсутствует патриотическое воспитание детей и молодежи, нет целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей. В это сопровождается резкими, не продуманными изменениями в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.
Несмотря, на какие причины, во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, с четырьмя положениями:
1) наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2) в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, но еще только формирующуюся сферу нравственности.
3) само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
4) вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач
обучения должно обеспечивать формирование
личностного отношения к
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: рефлексия как условие духовно-нравственного воспитания школьников в образовательном процессе
Цель исследования: определить и экспериментально проверить эффективные пути формирования рефлексии как условия духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников будет более эффективным, если вести работу по формированию рефлексии, предполагающую:
- проведение на каждом уроке коллективного или индивидуального обсуждения учащимися собственного поведения
Задачи исследования:
Методологической основой исследования формирование внутреннего контроля как условие духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе являются труды авторов – Аверина Н.Г., Архангельского Н.В., Бабаяна А.В., Бондаревской Е.В., Леднева В.С., Матвеевой Л. И., Сухомлинского В.А. , Щукиной Г. И. Яновской М. Г.
Новизна и практическая значимость исследования определяется тем, что проведена практико-ориентированная работа по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе
Методы исследования: изучение психолого-педагогической
и методической литературы по проблеме
исследования, наблюдение за деятельностью
школьников, беседа, анкетирование, опытно-экспериментальная
работа, направленная на духовно-нравственное
воспитание младших школьников.
База исследования: Майинская начальная общеобразовательная школа Мегино – Кангаласского района (улуса) 2 «а» класс и 2 «б» класс.
.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Духовно-нравственное воспитание посредством формирования рефлексии младшего школьника
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [30, с. 191-192].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [15, с.345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [15, с.558].
С годами понимание нравственности изменилось. Ожегов С.И. утверждал: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [30, с. 414].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [3, с.360].
В литературе указывается, что
мораль появилась на заре развития
общества. Определяющую роль в ее возникновении
сыграла трудовая деятельность людей.
Без взаимопомощи, без определенных
обязанностей по отношению к роду
человек не смог бы выстоять в борьбе
с природой. Мораль выступает как
регулятор взаимоотношений
Нравственные качества нужно развивать с младших лет. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [33, с.120].
Сухомлинский В.А. говорил, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [33, с.170].
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек
поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое - либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться:
- его убеждения;
- моральные принципы;
- ценностные ориентации;
- поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют
многократно повторенные
Моральные мотивы руководят
нравственными поступками человека,
побуждают его размышлять над
соответствующим проявлением