Формирование рефлексии как условие духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 04:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить и экспериментально проверить эффективные пути формирования рефлексии как условия духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи исследования:
Раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Подобрать методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Рассмотреть формирование рефлексии ученика в начальной школе.
Провести практико-ориентированную работу по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание посредством формирования рефлексии младшего школьника

1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………….……………………………8
1.2. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………...……11
1.3. Формирование рефлексии ученика в начальной школе………………


ГЛАВА II. Приемы педагогической работы по формированию рефлексии с целью духовно- нравственного детей младшего школьного возраста

2.1 Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников…………………………………………………………………..23

2.2 Практико-ориентированная работа по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая власовой.docx

— 59.67 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «САХА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра «Педагогики и  психологии»

Факультет  «Педагогики  и методики начального образования»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа:

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ    ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Власова Татьяна Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г. Якутск

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание посредством формирования рефлексии младшего школьника

 

    1. 1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………….……………………………8
    2. 1.2. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………...……11
    3. 1.3. Формирование рефлексии ученика в начальной школе………………

 

 

ГЛАВА II. Приемы педагогической работы по формированию рефлексии с целью духовно- нравственного детей младшего школьного возраста

 

2.1 Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников…………………………………………………………………..23

 

2.2 Практико-ориентированная  работа по формированию духовно-нравственного  воспитания младших школьников  в образовательном процессе…………………………………………………….

 

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы ……………………………………….

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования.  Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Отсутствует патриотическое воспитание детей и молодежи, нет целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей. В это сопровождается резкими, не продуманными изменениями в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Несмотря, на какие причины, во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, с четырьмя положениями:

1) наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2) в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, но еще только формирующуюся сферу нравственности.

3) само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4) вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с  интересами окружающих его людей. Решение  этой задачи связано с формированием  устойчивых духовно-нравственных свойств  личности школьника.

Решение главных задач  обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими  и духовно-нравственными нормами.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования: рефлексия как условие духовно-нравственного воспитания школьников в образовательном процессе

Цель исследования: определить и экспериментально проверить эффективные пути формирования рефлексии как условия духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников будет более эффективным, если вести работу по формированию рефлексии, предполагающую:

- проведение на каждом уроке коллективного или индивидуального обсуждения учащимися собственного поведения

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников.
  2. Подобрать методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
  3. Рассмотреть формирование рефлексии ученика в начальной школе.
  4. Провести практико-ориентированную работу по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе.

Методологической  основой исследования формирование внутреннего контроля как условие духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе являются труды авторов – Аверина Н.Г., Архангельского Н.В., Бабаяна А.В., Бондаревской Е.В., Леднева В.С., Матвеевой Л. И., Сухомлинского В.А. , Щукиной Г. И. Яновской М. Г.

Новизна и практическая значимость исследования определяется тем, что проведена практико-ориентированная работа по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью школьников, беседа, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание  младших школьников.                                                                                                                                      

База исследования: Майинская начальная общеобразовательная школа Мегино – Кангаласского района (улуса) 2 «а» класс и 2 «б» класс.

.

Структура исследования.    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

Глава I. Духовно-нравственное воспитание посредством формирования рефлексии младшего школьника

    1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников

 

В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [30, с. 191-192].

В.И. Даль толковал слово  мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [15, с.345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [15, с.558].

С годами понимание нравственности изменилось. Ожегов С.И. утверждал: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [30, с. 414].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [3, с.360].

В литературе указывается, что  мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении  сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как  регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности  общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя  ту или иную мораль, тем самым  формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны  государства. Мораль поддерживается силой  общественного мнения и обычно соблюдается  в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует  поступать. Из всего этого мы можем  сделать вывод, что взрослому  человеку порой трудно выбирать, как  поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

Нравственные качества нужно  развивать с младших лет. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [33, с.120].

Сухомлинский В.А. говорил, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [33, с.170].

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда  он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек

поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое  и охватывает все стороны жизнедеятельности  личности. Поэтому для раскрытия  его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения  может служить поступок.

Под поступком понимают какое - либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных  поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно  проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в  ее готовности утверждать этические  идеалы общества в избранной области  деятельности.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными  критериями нравственности человека могут  являться:

-  его убеждения;

- моральные принципы;

- ценностные ориентации;

- поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и  требования морали выступают как  его собственные взгляды и  убеждения, как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют  многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать  всегда так, как нужно.

 

 

    1. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

 

 

Моральные мотивы руководят  нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над  соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного  поведения, учитель начальных классов  ведет целенаправленную работу над  формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель  исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные  мотивы не только основа нравственного  поведения, но и довольно показательный  результат воспитания.

Информация о работе Формирование рефлексии как условие духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе