Формирование рефлексии как условие духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 04:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить и экспериментально проверить эффективные пути формирования рефлексии как условия духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи исследования:
Раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Подобрать методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Рассмотреть формирование рефлексии ученика в начальной школе.
Провести практико-ориентированную работу по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-познавательном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание посредством формирования рефлексии младшего школьника

1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………….……………………………8
1.2. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………...……11
1.3. Формирование рефлексии ученика в начальной школе………………


ГЛАВА II. Приемы педагогической работы по формированию рефлексии с целью духовно- нравственного детей младшего школьного возраста

2.1 Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников…………………………………………………………………..23

2.2 Практико-ориентированная работа по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая власовой.docx

— 59.67 Кб (Скачать файл)

 

Анализ ответов показал, что дети затрудняются ответить на вопросы, что такое «вина», «долг», «милосердие», «свобода».

В толковании категории «дружба», обычно дети говорят, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучат конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся дают только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании «зла» можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием: «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении  отвечающих детей - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объясняют преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

В связи с данными  исследования мы пришли к выводу, что необходимо провести практико-ориентированную работу по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников.

 

 

 

2.2. Практико-ориентированная  работа по формированию духовно-нравственного  воспитания младших школьников в образовательном процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
  2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 2006. - 560 с.
  3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2008 - №4.- С.78-80
  4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2009. – 534 с.
  5. Бабанский Ю. К. Методика обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2006. - 208 с.
  6. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2008. – 354 с.
  7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2006 - №2 - С. 67-68
  8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2009. - 192 с.
  9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л.И.Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2007. - 254с.
  10. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006. - 361с.
  11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во Питер, 2007. - 304 с
  12. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 239 с.
  13. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. - М.: Знание, 2002. - 80 с.
  14. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 2002. - 112 с.
  15. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка – М: 1979 – 590 с.
  16. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 2006. - 208 с.
  17. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. - 1997. - № 3. - С. 14-23.
  18. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
  19. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе – 2009. - №3 - С.23- 26.
  20. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. 376 с.
  21. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2007 - № 6 - С. 3-6
  22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 2006. - 186 с.
  23. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т.5. - М.: Просвещение, 1976. - 231c.
  24. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева. - Ленинград, 1989 -265с.
  25. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2006. - 144 с.
  26. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. / Р.С.Немов - М.: Владос, 2007. – 436 с.
  27. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 2006.- Вып.6. - С. 56 - 70.
  28. Нравственное воспитание личности школьника / Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 2009. – 126 с.
  29. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 2006. - 461с.
  30. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М: Просвещение, 1995. – 478 с.
  31. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2007-387 с.
  32. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 2008 - 384с.
  33. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. / В.А. Сухомлинский. - М: Просвещение,1980. – 258 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование рефлексии как условие духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе