Формирование связной речи детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 21:08, реферат
Краткое описание
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой 1.1 Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе 1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников 1.3 Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников Глава 2. Описание опыта работы по формированию связной речи детей старшей и средней групп ДОУ 2.1 Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ 2.2 Методическое сопровождение работы по формированию связной речи дошкольников Заключение Список литературы
Коммуникативная функция - самая
ранняя, первое слово ребенка, родившееся
из модулированного лепета на девятом
- двенадцатом месяце жизни, выполняет
именно эту функцию. Потребность в общении
с окружающими людьми стимулирует совершенствование
речи ребенка в дальнейшем. К концу второго
года ребенок может уже достаточно понятно
для окружающих выразить словами свои
желания, наблюдения, может понять обращенную
к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок
начинает овладевать внутренней речью.
С этого времени речь для него перестает
быть только средством общения, она уже
выполняет и другие функции, прежде всего
функцию познания: усваивая новые слова
и новые грамматические формы, ребенок
расширяет свое представление об окружающем
мире, о предметах и явлениях действительности
и их отношениях.
Период с 3-х до 7 лет - это период
усвоения грамматической системы русского
языка, развитие связной речи. В это время
совершенствуется грамматическая структура
и звуковая сторона речи, создаются предпосылки
для обогащения словаря.
В связной речи ребенка последовательно
совершенствуются:
Синтаксический строй предложения
[а также выразительность его интонации];
Морфологическая оформленность
слов;
Звуковой состав слов.
С самого начала овладение грамматическим
строем языка носит творческий характер,
опирается на самодеятельную ориентировочную
[поисковую] активность ребенка в окружающем
мире и слове, на языковые обобщения, игры,
экспериментирование со словом, Освоение
форм и правил языка, логики языка в дошкольном
детстве осуществляется уже в недрах инициативной
продуктивной речи, речевого и словесного
творчества.
Управление речевым развитием
детей педагог реализует, прежде всего
посредством совместной деятельности,
общения как с самим ребенком, так и с другими
детьми. В зависимости от возраста меняются
и формы общения. В младших возрастных
группах специально - организованные игры
- занятия строятся как естественное взаимодействие
взрослого с детьми. Это организация деятельности,
предоставляющая детям возможность проявлять
субъективность в общении. Поэтому постановка
дидактических задач должна носить относительно
общий, недифференцированный вид, а сценарии
общения - нацеливаться на импровизацию.
Речь – совокупность произносимых
или воспринимаемых звуков, имеющих тот
же смысл, и то же значение, что и соответствующая
им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной
деятельности человека использование
средств языка для общения с другими членами
языкового коллектива. Под речью понимают
как процесс говорения [речевую деятельность],
так и его результат [речевые произведения,
фиксируемые памятью или письмом].
Благодаря связной речи как
средству общения индивидуальное сознание
человека, не ограничиваясь личным опытом,
обобщается опытом других людей, причем
в гораздо большей степени, чем это может
позволить наблюдение и другие процессы
неречевого, непосредственного познания,
осуществляемого через органы чувств:
восприятие, внимание, воображение, память
и мышление [6: c. 56].
Через речь психология и опыт
одного человека становятся доступными
другим людям, обогащают их, способствуют
их развитию.
Чем активнее обучаемые совершенствуют
устную, письменную и другие виды речи,
пополняют свой словарь, тем выше уровень
их познавательных возможностей и культуры
[5: c. 20].
В дошкольном детстве [3 – 7 лет]
речь ребенка становится, более связной
и приобретает форму диалога. Ситуативность
речи, характерная для детей раннего возраста
здесь уступает место контекстной речи,
понимание которой не требует соотнесения
высказывания с ситуацией. У дошкольника,
по сравнению с ребенком раннего возраста
появляется и развивается более сложная,
самостоятельная форма речи – развернутое
монологическое высказывание. В дошкольном
возрасте отмечается развитие речи «про
себя» и внутренней речи. [4: c. 21].
Таким образом, процесс развития
речи ребенка дошкольного возраста –
процесс сложный и многоплановый и для
успешной его реализации необходима совокупность
всех компонентов, которые влияют на качество
и содержательную сторону речи. Одним
из таких средств является художественная
литература.
1.3 Использование
художественной литературы как
средства развития связной речи у
дошкольников
Речь дошкольника развивается
в стихийных условиях [в семье, на улице,
при помощи СМК]. Большое значение имеет
создание специальных психолого-педагогических
условий, способствующих ее развитию.
Коммуникативная функция языка
как средства общения делает его могучим
орудием развития мысли, и, в свою очередь,
развитие мышления влечет за собой развитие
устной и письменной речи учащихся, повышает
их речевую культуру.
Весь процесс обучения, если
он правильно организован и осуществляется
в строгой системе, должен быть в то же
время процессом развития логического
мышления и речи учащихся.
Речь помогает ребенку не только
общаться с другими людьми, но и познавать
мир. Овладение речью - это способ познания
действительности. Богатство, точность,
содержательность речи зависят от обогащения
сознания ребенка различными представлениями
и понятиями, от жизненного опыта школьника,
от объема и динамичности его знаний. Иными
словами, речь, развиваясь, нуждается не
только в языковом, но и в фактическом
материале.
Существует и обратная зависимость:
чем полнее усваиваются богатства языка,
чем свободнее человек пользуется ими,
тем лучше он познает сложные связи в природе
и в обществе. Для ребенка хорошая речь
- залог успешного обучения и развития.
Кому не известно, что дети с плохо развитой
речью нередко оказываются неуспевающими
по разным предметам.
В дошкольном возрасте, а отчасти
и в школьном язык усваивается ребенком
стихийно, в общении, в речевой деятельности.
Но этого недостаточно: стихийно усвоенная
речь примитивна и не всегда правильна:
усвоение литературного языка,
подчиненного норме,
умение отличать литературный
язык от нелитературного, от просторечия,
диалектов, жаргонов.
огромный объем материала, многие
сотни новых слов и новых значений, усвоенных
ранее слов,
множество таких сочетаний,
синтаксических конструкций, которых
дети совсем не употребляли в своей устной
дошкольной речевой практике.
Бывает, что взрослые и даже
педагоги недопонимают, насколько обширен
этот материал, и полагают, будто он может
быть усвоен ребенком походя, в повседневном
общении со взрослыми и с книгой. Но этого
недостаточно: необходима система обогащения
и развития речи детей.
Нужна планомерная работа, четко
и определенно дозирующая материал - словарь,
синтаксические конструкции, виды речи,
умения по составлению связного текста
Как уже отмечалось выше, использование
в процессе развития речи ребенка-дошкольника
произведений художественной литературы,
способствует развитию правильной и полноценной
речи у ребенка- дошкольника.
Первоначально воспитатель
должен начать с изучения роли художественной
литературы во всестороннем воспитании
детей. Особенно следует подчеркнуть ее
значение для формирования нравственных
чувств и оценок, норм нравственного поведения,
воспитания эстетического восприятия
и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.[14;
c.235]
Чтобы полнее реализовать воспитательные
возможности литературы, необходимо знать
психологические особенности и возможности
восприятия этого вида искусства дошкольниками.
Особенности восприятия художественной
литературы в процессе развития речи дошкольниками
исследуются в трудах Л. С. Выготского,
А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А.
Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович,
Т. А. Репиной и др.
Помимо общих особенностей
восприятия художественной литературы,
необходимо изучить возрастные особенности
этого процесса. Обобщенно они представлены
Л.М. Гурович.[10; c. 107]
Существенное значение при
подготовке к занятиям имеет определение
задач литературного образования в детском
саду.
Цель ознакомления дошкольников
с художественной литературой, по определению
С. Я. Маршака, - формирование будущего
большого «талантливого читателя», культурно
образованного человека.
Рекомендуется тщательно изучить
конкретные задачи по возрастным группам,
раскрыть содержание принципов отбора
художественной литературы, определить
круг детского чтения и проследить линии
усложнения в отборе литературы по возрастным
группам.
Изучая методику ознакомления
с книгой на занятиях, следует тщательно
изучить литературу, обратив внимание
на такие вопросы:
– подготовка воспитателя и
детей к занятию по чтению и рассказыванию
художественной литературы;
– подача произведения детям;
– повторность чтения;
– сочетание нескольких произведений
на одном занятии;
– структура занятия по ознакомлению
с литературным произведением;
– беседы в связи с чтением;
– время и место чтения;
– техника художественного
чтения и рассказывания.[10; c. 119]
При рассмотрении методики
заучивания стихотворений надо исходить
из того, что стихотворное произведение
имеет две стороны: содержание художественного
образа и поэтическую форму. Заучивание
стихотворения включает в себя восприятие
поэтического текста и его художественное
воспроизведение, что позволяет использовать
дальнейшие эпитеты в собственной речи,
чем способствует ее развитию
На запоминание и воспроизведение
стихов оказывают влияние такие факторы:
– психологические возрастные
особенности усвоения и запоминания материала;
– содержание и форма стихотворения;
– качество выразительного
чтения взрослых;
– приемы, используемые на занятиях;
– индивидуальные особенности
детей.[3; c.87]
Необходимо наполнить эти положения
содержанием, изучая соответствующую
литературу. Важно представить себе структуру
занятия и особенности методики заучивания
стихов в зависимости от возраста детей.
Для понимания проблемы ознакомления
детей с книжной иллюстрацией в целях
развития речи дошкольника необходимо
подобрать иллюстрации нескольких художников,
работающих в этом жанре. Дать анализ их
с точки зрения особенностей решения художественных
и педагогических задач художником-иллюстратором.
Продумать приемы рассматривания иллюстрации.
Анализ продуктов речи, образцовых
текстов учит дошкольников видеть проявление
общих групповых закономерностей построения
конкретных текстов, наблюдать, как в них
отражается специфика типа речи, стиля
и жанра. В основе анализа текста лежит
понятие или совокупность понятий.