Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа

Краткое описание

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии
1.2. Лингвистический и психолингвистические основы связной речи…………………………………………………………………………4
1.3.Формирование связной речи в онтогенезе…………………………...8
1.4. Характеристика старших дошкольников с ОНР…………………...12
1.5.Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………21
Глава 2. Организация методики исследования
2.1. Методика констатирующего этапа эксперимента…………………26
2.2. Выявление уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНP……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы ……………………………………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Т.В 26 мая.docx

— 180.42 Кб (Скачать файл)

Для изучения состояния  связной речи детей дошкольного  возраста с ОНР используются следующие  методы.

— обследование словарного запаса по специальной схеме;

— исследование связной  речи с помощью серии заданий;

— наблюдения за детьми в  процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

— изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми. 

Мы остановимся на исследовании связной речи с помощью серии  заданий, опираясь на методику В.П. Глухова.

При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и             Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:

— составление предложений  по отдельным ситуационным картинкам;

— составление предложения  по трем картинкам, связанным тематически;

— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

— составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

— сочинение рассказа на основе личного опыта,

— составление рассказа-описания.

С учетом индивидуального  уровня речевого развития ребенка программа обследования была дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

— окончание рассказа по заданному началу;

— придумывание рассказа на заданную тему.

Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Для выявления  степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме). Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) — рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др. [13, 20]. Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в протоколы на основании схем оценки уровня выполнения заданий.

 

 

 

Примерная схема оценки уровня выполнения заданий на составление фразовых высказываний

(по В.П.Глухову)

 

Уровень

выполнения

задания

Составление фраз по

картинкам с изображением

простых действий

Составление фраз-высказываний по 3-м  предметным   картинкам

Оценка

в баллах

«Удовлетворительный»

Ответ на вопрос-задание в виде грамматически  правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание. Все варианты задания (5 или 6 фраз) выполнены на уровне, соответствующем указанным характеристикам.

Фраза составлена с учетом предметного  содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения  вероятной предметной ситуации в  виде короткого текста.

5 баллов

«Средний»

Адекватная по смыслу фраза имеет  один из перечисленных недостатков:

а) недостаточно информативна;

б) отмечаются ошибки

в употреблении словоформ (в выборе нужной грамматической формы слова), нарушающие связь слов в предложении;

в) нарушение нормативного порядка  слов

в словосочетаниях;

г) длительные паузы с поиском  нужного слова

Имеются отдельные недостатки (см. в  графе слева) в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации

4 балла

«Недостаточный»

Сочетание указанных недостатков  информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания

Фраза составлена на основе предметного  содержания только 2-х картинок. При  оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание

3 балла

  «Низкий»

Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом  действие.

Не все варианты задания выполнены

Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания               

2 балла

Задание выполнено неадекватно

Отсутствие адекватного фразового  ответа с помощью дополнительного  вопроса.

Составление фразы подменяется  перечислением предметов, изображенных на картинке

Предложенное задание не выполнено. Ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить  фразу-высказывание с их 1 использованием не может

1 балл


 

 

Схема оценки уровня выполнения пересказа, рассказа по сюжетным картинкам и рассказа из личного опыта (по В.П.Глухову)

 

Уровень

выполнения

задания

Пересказ

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ из личного опыта

I – «хороший»

( 4 балла)

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные  языковые средства в соответствии с  текстом произведения. При переск5азе  в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Самостоятельно составлен связный  рассказ, достаточно полно и адекватно  отображающий изображенный сюжет. Соблюдается  последовательность в передаче событий  и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии тс грамматическими нормами языка ( с учетом возраста детей).

Рассказ содержит достаточно информативные  ответы на все вопросы. Все его  фрагменты представляют связные  развернутые высказывания. Применение  лексико-грамматических средств соответствует  возрасту.

I I-«удовлетворительный»

( 3 балла)

Пересказ составлен с некоторой  помощью (побуждение, стимулирующие  вопросы);полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения  связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Рассказ составлен с некоторой  помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку; достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом ненарушающие смыслового соответствия рассказа). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построение фраз.

Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая  часть фрагментов представляет связные  высказывания. Отмечаются отдельные  морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построение фраз, в употреблении глагольных форм и т .д.)

III«недостаточный»

( 2 балла)

Используются повторные наводящие  вопросы).Связность значительна нарушена.Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения .Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств

Рассказ составлен с помощью наводящих  вопросов .Резко нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Отсутствуют один или два фрагмента  рассказа. Большая его часть представляет собой простое перечисление предметов  и информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность высказывания. Отмечаются  нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

IV «низкий»

(1 балл)

Пересказ составлен по наводящим  вопросам. Отмечаются пропуски отдельных  моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения  связного воспроизведения текста, единичные  смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с припме6нением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку/конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление  предметов  и действий  ( без детализации);отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.


 

Схема оценки уровня выполнения рассказа-описания и рассказа на тему или продолжение по данному началу (по В.П.Глухову)

 

Уровень

выполнения задания

Рассказ-описание

Рассказ  на тему или продолжение  рассказа по данному началу.

I – «хороший»

( 4 балла)

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции  или назначения. Соблюдается логическая  последовательность в описании признаков  предметов, смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа. Используются различные средства словесной  характеристики предмета.

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует  по содержанию предложенной теме (данному  началу),доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

I I– «удовлетворительный»

( 3 балла)

Рассказ-описание достаточно информативен ,отличается  логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечается единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков предметов, смысловая незавершенность одной-двух микротем ,отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Рассказ составлен самостоятельно или  с небольшой помощью, в целом  соответствует поставленной творческой задаче. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности ,пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования. Существуют некоторые языковые трудности в реализации замысла.

I II– «недостаточный»

( 2 балла)

Рассказ составлен по наводящим вопросам, недостаточно информативен – в нем  не6отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечается: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Рассказ составлен при использовании  повторных наводящих вопросов. Отмечается отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что  снижает коммуникативную целостность  сообщения. Отмечаются лексические  и синтаксические затруднения. Связность  изложения нарушена.

I V– «низкий»

( 1 балл)

Рассказ составлен с помощью повыторн6ых наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание  предмета не отображает многих его существенных свойств, признаков. Не отмечается логически обусловленной  последовательности: простое перечисление отдельных признаков и детали предмета носит неупорядоченный  характер. Выявляются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии  составить рассказ-описание самостоятельно.

Рассказ составлен целиком по наводящим  вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко  нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.


 

Данное исследование  направлено на выявление уровня связной речи у дошкольников с ОНР. Обследование проходило в соответствии с основными методическими требованиями. Для выявления уровня развития использовалась тестовая методика диагностики устной речи В.П.Глухова, в которой для оценки успешности выполнение заданий методики была применена балльно - уровневая система.

Каждое задание  оценивалось в отдельности, затем  высчитывалась сумма баллов за все  задание, за серию. Далее суммарная  оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности детей контрольной  группы, каждому из которых соответствовало  определенное количество баллов.Комплексное исследование включало семь последовательных экспериментальных заданий, каждое из которых объединяла речевые пробы нарастающей трудности, и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы10 детей 6 лет, имеющих общее речевое недоразвитие разных уровней, и 10 дошкольников того же возраста с нормальным развитием речи (контрольная группа). Опишем результаты по заданиям.

Первое задание  заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по отдельным картинкам, изображающим простые действия (девочка собирает цветы, мальчик играет на гитаре, дети делают зарядку, мальчик ест мороженое, ребята катаются на коньках.)

Задание предназначалось  для выявления у детей умений построить фразу, связно рассказывать об увиденном, выявить понимание основного содержания, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.

Полученные результаты показали, что многие дети с речевым недоразвитием испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?», «Что растет на поляне?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов, ошибки окончаний(на лужайку растут грибов, «масик и собаковаяигла» и т.д). У 4 испытуемых из 10 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.

Ещё большие затруднения  вызывало у детей с речевым недоразвитием выполнение второго задания – составление предложение по нескольким картинкам (с изображением: девочка, лес, грибы).

Задание было направлено на выявление способности детей  к установлению логико-смысловых  отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что делает девочка?», только 1 испытуемый смогсоставить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции 9 детям не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев, испытуемых которые не справились с заданием не отмечалось. У многих выявились выраженные синтаксические затруднения, предмет обозначался неправильно или при помощи перифраз, распространенное действие в ситуации названо ошибочно (казинка и гибы,заветь; несет-тащит, тянет).

Информация о работе Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии