Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста средствами описательной загадки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности и разработать комплекс методических приемов по формированию словаря признаков старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки. Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы формирования словаря признаков у детей в психолого-педагогической литературе;
Выявить особенности словаря признаков у старших дошкольников с ОНР;
Разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ 5

1.1 Формирование словаря признаков у дошкольников 5
1.2 Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР 12

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16

2.1Методика и организация экспериментального исследования...............16
2.2 Результаты изучения словаря признаков у старших дошкольников с ОНР 18
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЗАГАДКИ 24

3.1 Методический аспект формирования словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами описательной загадки 24
3.2 Комплекс методических приемов, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 145.41 Кб (Скачать файл)

В процессе онтогенеза значение слова развивается. Л.С. Выготский писал: "Всякое значение слово представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий". Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной [5, с. 462].

Ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между  конкретным предметом (денотатом) и  его обозначением.

Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается  ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением  слова. Первоначально при формировании предметной соотнесенности слова оказывают  большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают  играть роль в этом процессе.

На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова  оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная отнесенность слова может  легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение.

Развитие связи между  языковыми знаками и действительностью  является центральным процессом  при формировании речевой деятельности в онтогенезе.

На начальном этапе  овладения знаками языка имя  предмета является как бы частью или  свойством самого предмета. На этом этапе значение слова является способом закрепления в сознании ребенка  представления о данном предмете.

На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может  усвоить слово в его "взрослом" значении. Отмечается при этом феномен  неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 года, отмечаются явления сдвинутой  референции, или растяжения значений слов, сверхгенерализации. При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества), а также общее функциональное назначение предметов.

По мере развития словаря  растяжение значения слова постепенно сужается, так как при общении  со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых. Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка.

Т.Н. Ушакова выделяет несколько  степеней обобщения слов по смыслу. Нулевой степенью обобщения являются имена собственные и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами  собственными, как и имена людей [27].

 К концу второго  года жизни ребёнок усваивает  слова первой степени обобщения,  обобщающее значение наименований  однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных.

 В возрасте 3 лет дети  начинают усваивать слова второй  степени обобщения, обозначающие  родовые понятия, передающие обобщенно  названия предметов, признаков,  действий в форме имени существительного.

 Примерно к 5–6 годам  дети усваивают слова, обозначающие  родовые понятия, т.е. слова  третьей степени обобщения, которые  являются более высоким уровнем  обобщения для слов второй степени обобщения [27, с 7-23].

Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие, значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в, которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий [5, с. 508].

Обогащение жизненного опыта  ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими  людьми приводят к постепенному количественному  росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении  объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у  детей в зависимости от условий  жизни и воспитания [22].

По данным Е.А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год - 9 слов, 1 год 6 мес. - 39 слов, 2 года - 300 слов, 3 года 6 мес. - 1110 слов, 4 годам - 1926 слов [2].

Словарь старшего дошкольника  может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так  как к этому возрасту ребенок  успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется  ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной каркас не изменяется [6].

Анализируя словарный  состав разговорной речи детей в  возрасте от 6 до 7 лет, А.В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 % прилагательных [15]. Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей Захарова выделяет прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький - большой), оценки (хороший - плохой); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год). Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как такой (108), который (47), этот (44), свои (27), всякий (22), наш (10), весь, каждый (17), мой, самый (16). Высокая частотность местоименных прилагательных доказывает большую коммуникативную значимость данных частей речи у детей [15].

При анализе речи детей  от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения  цвета. Прилагательные этой группы в  речи детей оказались более распространенными, чем в речи взрослых. Чаще всего  в речи детей этого возраста представлены прилагательные черный, красный, белый, синий.

При анализе словаря детей  этого возраста отмечается также  преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных [9].

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов  с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения  его деятельности формируется и  словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются  друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему  семантических полей. В связи  с этим актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической  системы в онтогенезе.

По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка  не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. При этом происходит не только объединение  слов в семантические поля, но и  распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками [6].

А.И. Лаврентьева, наблюдая становление лексико-семантической системы у детей от 1 года 4мес. до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря [15].

На первом этапе словарь  ребенка представляет собой набор  отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексем является неупорядоченным.

В начале второго этапа  словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребенка  о названиях окружающих его предметов  и явлений свидетельствуют о  том, что в его сознании формируется  некоторая система слов, относящихся  к одной ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка  называние других элементов этой группы. А.И. Лаврентьева определяет этот этап как ситуационный, а группы слов - ситуационные поля [15].

В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов  ситуации и объединяет лексемы в  тематические группы. Это явление  характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется как тематический этап.

Особенностью четвертого этапа развития лексической системы  в онтогенезе является преодоление  этих замен, а также возникновение  синонимии. На данном этапе системная  организация словаря ребенка  приближается по своему строению к  лексико-семантической системе взрослых (Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э. Л.) [3].

Таким образом, развитие словаря у детей в онтогенезе происходит в определенные сроки и тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи, а также обусловлено представлениями детей об окружающей действительности.

 

 

1.2 Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР

 

Исследования Р.Е. Левиной  [20], В.А. Ковшикова [14], Т.Б.Филичевой [29] показали, что развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР проходит с существенными отклонениями от возрастных нормативов.

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой [4], Б. М. Гриншпуна [8], Н. С. Жуковой [14], В. Н.Ереминой [3], В. А. Ковшикова [12], И.Ю.Кондратенко[17], Е. М. Мастюковой[16], Н.В.Серебряковой [28], Т. Б. Филичевой [29] и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более  значительное, чем в норме, расхождение  в объеме пассивного и активного  словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются  при актуализации атрибутивного  словаря. У дошкольников с ОНР  выявляются трудности в назывании  многих прилагательных, употребляющихся  в речи их нормально развивающихся  сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.) [30].

Значительно труднее усваиваются  слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики  у этих детей выражается как в  незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря  детей с ОНР. является неточность употребления слов, которые выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления в речи-детей с ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют  слова в излишне широком значении, в других - проявляется слишком  узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово  лишь в определенной ситуации, слово  не вводится в контекст, при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер [20, с. 44].

Среди многочисленных вербальных парафазии, у этих детей, наиболее распространенными  являются замены слов, относящихся  к одному семантическому полю.

Замены прилагательных свидетельствуют  о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий - тонкий, короткий -маленький, пушистый - мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины [8].

Информация о работе Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста средствами описательной загадки