Формирование сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Содержание

1 часть. Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
1.Понятие и характеристика сюжетно-ролевой игры.
2.Условия проведения сюжетно-ролевой игры.
3.Методика руководства сюжетно-ролевой игры.
2 часть. Практическая.
1.Наблюдения формирования игровых умений.
2.Анализ сюжетно-ролевой игры» «Больница»
Приложение.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

конт по игров деят хорошая.docx

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Существует 3 этапа формирования сюжетно –ролевой игры:

На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками,  смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.   Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую  в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей, уделять внимание развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

2 часть. Практическая.

 

2.1.Наблюдения формирования  игровых умений.

 

Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой было отмечено наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель должен менять свое положение в игре: выполнять сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.

Так, например, организуя игру «Больница», я обозначила себя в роли доктора, который лечит куклу и мишку. Постепенно я вовлекаю в игру детей, предлагая им роли пациентов. После двух ролевых взаимодействия «доктор – пациент», я предложила принять основную роль доктора ребёнку, а сама приняла на себя роль пациента. Затем дети выполняли роль и доктора, и пациента. Тем самым я учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Больницу» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.

Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы. 

Наблюдая за самостоятельными играми младших дошкольников я отметила многократное повторение однообразных действий. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, стараюсь, включать его в игру: беру на себя какую-либо роль (например, "мама" куклы) и выполняю игровые действия, которые знакомы ребенку и передают смысловые связи между предметами. Например, прошу водителя подвезти нас  с "дочкой" до магазина, водитель сажает куклу в кузов, вынимает из машины ("идут в магазин"), опять сажает ("возвращаются домой"). Затем стараюсь под каким-либо предлогом выходить из игры и наблюдаю за детьми. Большинство малышей с удовольствием повторяют действия воспитателя.

Участие в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения. Девочку, молча кормящую куклу, я побуждаю к высказываниям вопросами: "Это твоя дочка? Как ее зовут? Она любит кашу?" И т.д. 

Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры - использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.

В младшем возрасте дети, играя самостоятельно, отдают предпочтение реальным игрушкам. В организованных играх я использую предметы-заместители. Например, сообщаю ребенку, что его машину

следует помыть (заправить бензином), и показываю, как можно воспользоваться коротким шнуром - «шлангом". Или, перемешивая в тарелке кусочки цветной бумаги, привлекает внимание девочки и предлагает угостить куклу "салатом".

Таким образом, путь развития игры - это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.

МЛАДШАЯ ГРУППА.

Наблюдения интегративного качества «овладевший необходимыми игровыми умениями и навыками в образовательной области »Социализация».

Наблюдательная работа проводилась с октября по май 2014 года. В принимали участие 10 детей младшей группы в возрасте 3-4 лет. Из них 7 девочек и 3 мальчика.  
Для проведения данного наблюдения мною был разработан ряд критериев полные и эмоциональные действия, которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, « -» низкий уровень.  
Для удобства обработки данных я выделила следующие критерии:  
высокий; средний; низкий.  
Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.  
Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.  
Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.  
Отобранные наблюдения дают возможность определить критерии сформированности игровых навыков и умений. 
Цель данной работы, понаблюдать формирование игровых умений у детей младшего возраста на основе предложенного игрового сюжета.

Для проведения наблюдения предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых умений у детей младшего дошкольного возраста:

  1. Уложим спать куклу Катю 
  2. Сварим суп для куклы Кати 
  3. Мама стирает белье 
  4. Мама лечит дочку Катю
  5. Мама и дочка гладят белье 
  6. Мама и дочка идут в магазин за продуктами 
  7. Мама и дочка идут на прогулку 
  8. Мама и дочка встречают гостей
  9. Мама играет с дочкой Катей
  10. Мама и дочка убирают комнату 

 
Данные наблюдения помогают увидеть, на сколько развиты игровые умения, и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр.  По окончанию наблюдений были подведены итоги.  
Проводилось наблюдение за действиями детей, с использованием предметно-игровой среды, с опорой на жизненный опыт ребенка. По ходу наблюдений детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали. Целесообразно наблюдения проводить не более чем 5 детьми, чтобы наиболее точно оценить умение и навыки каждого ребенка. 
Данные, полученные в ходе наблюдений, обрабатывались и вносились в таблицу.

 

 

 

 

Приложение №1.

 

Таблица по уровеню сформированности игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

 
№ п/п

^

Имя ребенка

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

 
Средний 
 
уровень

 
1

 
Вика А.

 
+

 
+

 
+

 
+

 
+

 
+

 
-

 
-

 
-

 
-

 
С

 
2

 
Лера О.

 
+

 
+

 
+

 
-

 
+

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Н

 
3

 
Юля Б.

 
+

 
+

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Н

 
4

 
Денис Р.

 
+

 
+

 
+

 
+

 
+

 
+

 
+

 
-

 
+

 
-

 
В

 
5

 
Ирина К.

 
+

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Н

 
6

 
Арина М.

 
+

 
-

 
-

 
-

 
+

 
-

 
+

 
+

 
-

 
+

 
С

 
7

 
Ярослав Б.

 
+

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
+

 
-

 
-

 
-

 
Н

 
8

 
Маша П. 

 
+

 
+

 
+

 
+

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Н

 
9

 
Никита Б.

 
+

 
+

 
+

 
+

 
-

 
-

 
+

 
-

 
-

 
-

 
Н

 
10

 
Лиза Т. 

 
+

 
+

 
+

 
-

 
-

 
-

 
-

 
+

 
+

 
+

 
С

Высокий

 

10 %

Средний

 

30 %

Низкий 

 

60 %


 
Из таблицы видно, что у детей участвующих в наблюдениях игровые навыки развиты на достаточно низком уровне. Дети затруднялись в использовании некоторых игровых сюжетов (Мама и дочка встречают гостей; Мама играет с дочкой Катей; Мама и дочка убирают комнату). 
Анализ результатов наблюдательного этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (60 % - 6 человек). Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков. 

Таким образом, формирование игровых умений и навыков детей дошкольного возраста - важнейшая задача педагогической работы в детском саду. Для успешного решения проблемы формирования игровых умений и навыков существует масса различных методов и приемов педагогической работы. Овладение навыком игры является одним из ведущих требований к знаниям, умениям и навыкам детей дошкольного возраста. В качестве рекомендаций по формированию игровых умений и навыков младших дошкольников мне был предложен ряд занятий, активное использование которых способствует решению данной проблемы и поможет мне в работе с детьми младшего дошкольного возраста. 

2.2.Анализ сюжетно-ролевой игры»Больница»

 

Сюжетно – ролевая игра, которую я провела, называется «Больница». Целями данной игры являются: научить детей объединяться для самостоятельных игр; продолжать развивать умение переносить знакомые действия в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (доктор, пациент). Для её проведения мне понадобились следующие материалы и оборудование:

  • набор медицинского материала;
  • куклы;
  • набор медицинских халатов для детей;
  • в медицинском уголке заранее была оборудована обстановка;

Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру, потребовалось провести предварительную работу с детьми. Это беседы, посещение медицинского кабинета в детском саду. В ходе наблюдений внимание детей обращалось на работу медсестры, на то, как она делает прививки, и т. д. После посещения в беседе с детьми задавались им следующие вопросы на закрепление: Куда мы ходили? Во что был одет доктор? Как называется профессия человека, который делает уколы, дает витамины детям? Так же предварительная работа заключалась в оборудовании медицинского уголка, в соответствии с кабинетом доктора.

Для игры я выбрала простой сюжет с четырьмя персонажами и элементами-действиями – «доктор» принимает «пациентов», в роли которых выступают мамы со своими дочками.

Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети играют роль взрослого. В данном случае мальчики были докторами, а девочки в роли мам со своими дочками были пациентами. И те и другие передают в игре не только отдельные действия: действия доктора и действия пациента, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочки, держа своих кукол, явно подражают мамам, а мальчики, одевая белый халат, подражают папам. Вопросом «Илюша, ты хочешь быть доктором? » и утвердительным предложением «Максим, ты тоже будешь доктором» я дала им четкую установку на выполнение ими в игре роли доктора.

Во время игры дети выполняют несколько связанных между собой игровых действий: Илюша лечит куклу. Я подсказываю: «Посмотри, Илюша, к тебе пришли еще мамы. Они тоже хотят полечить своих дочек», постепенно фиксирую внимание девочек на сходство их действий с действиями взрослых. Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли.

В сюжетно-ролевую игру «Больница» я включила элемент интеграции: игра с куклой и игра с медицинским материалом.

Кукла занимает особенно важное место среди всех игрушек. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно. Это, в свою очередь, обучает и его самого. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки) .

Новым сюжетом в данной сюжетно-ролевой игре является оборудование медицинского уголка. Дети применяют здесь выработанные навыки. Чтобы не затягивать время мы оборудовали уголок совместно.

Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. В этой игре я сама встаю на позицию ребёнка и участвую в игровой деятельности на равных с участниками игры. Я думаю, что это сблизило меня как воспитателя с детьми, и позволило мне реализовать поставленные задачи.

Чтобы обогатить содержание детской игры, вызвать у детей интерес к ней, желание играть, я использовала следующие приёмы: непосредственное участие воспитателя в игре, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместная работа с детьми,  пение песенки про доктора.

В конце игры детям были заданы вопросы:

·       Понравились ли вам выбранные роли?

·       Чем можно заняться доктору, когда нет пациентов?

·       А как «мамы» справились со своей ролью?         

·       Чем лечит доктор пациентов?     

·       Дети вам понравились наши доктора?

·       Какие были доктора?

·       Справились ли со своей ролью «доктора»?

·       Нужно ли ходить к докторам?      

В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры положительный. Дети были активны, эмоциональны. Я думаю, что с поставленными целями и задачами и дети и я как воспитатель справилась.

 

Приложение №2.

 

Конспект сюжетно-ролевой игры »Больница» вторая младшая группа.

 

Цель: обучать детей умению принимать на себя роль доктора, выполнять соответствующие игровые действия, называть и использовать в игре медицинские инструменты; формировать внимательное отношение к заболевшему.

Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры в младшей группе