Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
подготовки учащихся к реальной жизни,
готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
успешно решать жизненные задачи,
уметь сотрудничать и работать в группе,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому язык………………………………………………………………………………. 7
1.1 Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования ……………………………………………………………………7
1.2 Виды универсальных учебных действий в педагогике………………...13
1.3 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета «Русский язык» начальной ступени………………………………17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий как средства эффективного обучения русскому языку……………..22
2.1 Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 классов………………………………………...……….22
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Формирование ууд как эфективное средство обучения русскому языку.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Выделяются следующие  этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое  значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.

Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь  и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания.

Запоминание (закрепление) учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в  новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.

Овладение материалом - это  возможность оперировать им в  различных условиях, применяя его  на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже  не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества. [1, с. 44-45]

Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.

Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. [4, с. 24]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды универсальных  учебных действий в педагогике

универсальный учебный язык грамотность

В составе основных видов  универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям  общего образования, можно выделить четыре блока:

) личностный;

) регулятивный (включающий  также действия саморегуляции);

) познавательный;

) коммуникативный.

. Личностные действия  обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию учащихся (знание моральных  норм, умение соотносить поступки  и события с принятыми этическими  принципами, умение выделить нравственный  аспект поведения) и ориентацию  в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

б) смыслообразование, т. е. установление учащимися связи  между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

в) нравственно-этическая  ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

. Регулятивные действия  обеспечивают учащимся организацию  их учебной деятельности. К ним  относятся:) целеполагание как постановка  учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено  учащимся, и того, что еще неизвестно;

б) планирование - определение  последовательности промежуточных  целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

в) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

г) контроль в форме  сличения способа действия и его  результата с заданным эталоном с  целью обнаружения отклонений и  отличий от эталона;

д) коррекция - внесение необходимых  дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

е) оценка - выделение  и осознание учащимся того, что  уже усвоено и что еще нужно  усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

ж) саморегуляция как  способность к мобилизации сил  и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

. Познавательные универсальные  действия включают общеучебные,  логические, а также постановку  и решение проблемы.

А) Общеучебные универсальные  действия:) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

б) поиск и выделение  необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

в) структурирование знаний;

г) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

д) выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости  от конкретных условий;

е) рефлексия способов и условий действия, контроль и  оценка процесса и результатов деятельности;

ж) смысловое чтение как  осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

з) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных  универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Б) Логические универсальные  действия:) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

б) синтез - составление  целого из частей, в том числе  самостоятельное достраивание с  восполнением недостающих компонентов;

в) выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации  объектов;

г) подведение под понятие, выведение следствий;

д) установление причинно-следственных связей;

е) построение логической цепи рассуждений;

ж) доказательство;

з) выдвижение гипотез  и их обоснование.

В) Постановка и решение  проблемы включает в себя следующие  шаги: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В свою очередь постановка и решение проблемы требует от учащихся сформированности следующих действий:

- выделять главную проблему;

- формулировать задачу;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- оставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

- самостоятельно предлагать различные способы решения поставленной поисковой или творческой задачи.

. Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность  и учет позиции других людей,  партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать  в диалог; участвовать в коллективном  обсуждении проблем; интегрироваться  в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям  относятся:) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение  цели, функций участников, способов взаимодействия;

б) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

в) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения  и его реализация;

г) управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

д) умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической  формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [1, с. 46-52].

Таким образом, Федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования  выделяет четыре вида универсальных  учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Рассмотренная система  универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном  процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

 

1.3 Связь универсальных  учебных действий с содержанием  учебного предмета «Русский язык»  начальной ступени

 

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). [4, с. 18]

УУД на уроках русского языка  в начальной школе являются:

умение использовать языком с целью  поиска необходимой информации в  различных источниках для решения  учебных задач;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения  коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

стремление к более точному  выражению собственного мнения и  позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку  успехи в изучении русского языка  во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Рассмотрим каждый вид УУД по отдельности.

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит  возможность научиться проявлять  познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте).

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит  возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка и т.д.).

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит  возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем  в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит  возможность научиться:

формулировать правило на основе выделения  существенных признаков;

выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

строить объяснение в устной форме  по предложенному плану;

строить логическую цепь рассуждений [4, с. 20-24]

Результатами освоения программы  по русскому языку выпускниками начальной  школы будут личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: осознание языка как  основного средства человеческого  общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (обеспечивают способность  регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную  задачу; действовать по плану и  планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку