Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:48, реферат
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Используются комплекты карточек разрядных чисел. Комплект включает в себя карточки единиц, десятков и карточки сотен.
В свою очередь схемы являются
эффективным средством
Как показала практика, эффективным
методическим средством для формирования
всех видов УУД является включение
заданий, содержащих диалоги, рассуждения
и пояснения персонажей Миши и
Маши. Эти задания выполняют
В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.
Ещё одной особенностью курса
является использование калькулятора
как средства обучения младших школьников
математике, обладающего определёнными
методическими возможностями. Калькулятор
можно применять для постановки
учебных задач, для открытия и
усвоения способов действий, для проверки
предположений и числового
Например, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор. Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления и активизирует память учащихся.
С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (Миша и Маша), содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально.
Важно, чтобы полученные результаты
самостоятельной работы (как верные,
так и неверные) обсуждались коллективно
и создавали условия для
В процессе такой работы формируются
умения: контролировать, оценивать
свои действия и вносить соответствующие
коррективы в их выполнение. При
этом необходимо, чтобы учитель активно
включался в процесс
В
процессе изучения математики
осуществляется знакомство с
математическим языком, формируются
речевые умения: дети учатся высказывать
суждения с использованием
1. Коммуникативные УУД формируются, когда:
‐ ученик учится отвечать на вопросы;
‐ ученик учится задавать вопросы;
‐ ученик учится вести диалог;
‐ ученик учится пересказывать сюжет;
‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
Изучение
математики способствует
ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;
* интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Основным
на уроках математики в сфере
личностных УУД считаю
Личностные УУД формируются, когда:
‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Формирование регулятивных
Оценка
результатов работы (выделение и
осознание обучающимся того, что
уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и
уровня усвоения) по какому-либо
критерию (в начале работы –
прогностическая (
контроль
в форме сличения способа
В
процессе работы ребёнок
В учебнике есть задания для самоконтроля.
№19 выполняется самостоятельно. При проверке результатов
самостоятельной работы, полезно обсудить последовательность действий
учащихся при выполнении задания
-С чего вы начали выполнение задания? (Измерили длину отрезка АЕ)
-Как вы действовали дальше? (Записали результат измерение в первое «окошко»)
В результате обсуждения на доске появляется план выполнения задания:
1. Измерить длину отрезка АЕ.
2. Записать результат измерения в первое «окошко».
3. Найти длину отрезка,
которым нужно дополнить
получился 1 дм.
4. Отложить этот отрезок от точки Е на луче.
5. Обозначить его другой конец буквой.
Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере решения задач. При всем многообразии подходов, можно выделить следующие общие компоненты, способствующие формированию УУД:
I. Анализ текста задачи
(семантический, логический, математический)
является центральным
II. Перевод текста на
язык математики с помощью
вербальных и невербальных
III. Установление отношений
между данными и вопросом. На
основе анализа условия и
IV. Составление плана решения
задачи. На основании выявленных
отношений между величинами
V. Осуществление плана решения
VI. Проверка и оценка
решения задачи. Проверка проводится
с точки зрения адекватности
плана решения, способа
Регулятивные УУД формируются, когда:
‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать
Таким образом, целеполагание,
планирование, освоение способов действия,
освоение алгоритмов, оценивание собственной
деятельности являются основными составляющими
регулятивных УУД, которые становятся
базой для учебной
Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста относится к познавательным УУД. Я уже остановилась на УУД моделировании.
Широко на уроках математики развиваются логические УУД. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5–6 классах.
Информация о работе Формирование универсальных учебных действий на уроках математики