Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
дать понятия универсальных учебных действий;
показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие универсальных учебных действий, их виды 16
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44
Содержание и способы
коммуникации обусловливают развитие
способности ребенка к
По мере становления личностных действий ребенка функционирование и развитие универсальных учебных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Формирование универсальных
учебных действий в образовательном
процессе осуществляется в контексте
усвоения разных предметных дисциплин.
Требования к формированию универсальных
учебных действий находят отражение
в планируемых результатах
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.
Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.
Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление – это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа – запоминания.
Запоминание (закрепление) учебного материала – это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.
Овладение материалом – это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества. [1]
Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.
Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. [4]
Как может быть выражено
универсальное учебное
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверкитекста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.
Успешность обучения в
начальной школе во многом зависит
от сформированности универсальных
учебных действий. Универсальные
учебные действия, их свойства и
качества определяют эффективность
образовательного процесса, в частности,
усвоения знаний, формирование умений,
образа мира и основных видов компетенций
учащегося, в том числе социальной
и личностной. Развитие универсальных
учебных действий обеспечивает формирование
психологических
Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
1. Для развития умения
оценивать свою работу дети
вместе с учителем
2. Учитель привлекает
детей к открытию новых знаний.
3. Учитель обучает детей
приемам работы в группах,
4. Учитель на уроке
уделяет большое внимание
5. Учитель, создавая проблемную
ситуацию, обнаруживая противоречивость
или недостаточность знаний, вместе
с детьми определяет цель
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей
тем навыкам, которые им пригодятся
в работе с информацией –
пересказу, составлению плана,
знакомит с разными
8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9. Учитель показывает
и объясняет, за что была
поставлена та или иная
10. Учитель учит ребенка
ставить цели и искать пути
их достижения, а также решения
возникающих проблем. Перед
11. Учитель учит разным
способам выражения своих
12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Учитель и ребенок
общаются с позиции
14. Учитель и ученики
вместе решают возникающие
15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
В широком значении термин
«универсальные учебные действия»
означает умение учиться, то есть - способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и
В.О. Пунский дает такое
определение умению учиться: «Усвоенные
способы учебной познавательной
деятельности становятся умениями (к
ним относятся также
В более узком значении
этот термин можно определить как
совокупность способов действия учащегося
(а также связанных с ними навыков
учебной работы), обеспечивающих его
способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [4].
Такая способность учащегося
самостоятельно успешно усваивать
новые знания, умения и компетентности,
включая самостоятельную
Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у младших школьников