Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
дать понятия универсальных учебных действий;
показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие универсальных учебных действий, их виды 16
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44
Каждый учебный предмет
в зависимости от предметного
содержания и релевантных способов
организации учебной
В частности, учебные предметы «Русский язык», «Родной язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
«Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:
«Математика». На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий
мир» способствует формированию общепознавательных
универсальных учебных
«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки,самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:
Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:
«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:
Что важнее на уроке – объяснение учителя или учебные задания? Если главное, чему мы учим, – не знания, а умения ими пользоваться, то и средства нужно подбирать соответствующие.
Объяснение учителя передает ученику знания, но научиться действовать он может только в процессе самого действия. Следовательно, наиболее важное значение приобретают учебные задания, которые даем детям. Каждое из заданий будет развивать главное, ключевое умение, без которого невозможно получить результат.
Как формировать УУД? Предметные умения формируются последовательно: на одной теме определенного предмета школьники осваивают одни умения, на другой – другие. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент.
При выработке УУД перед каждым педагогом встает альтернатива: развивать умения последовательно друг за другом или параллельно, т. е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу.
При параллельной выработке
различных умений их развитие отходит
на второй план по сравнению с предметными
и школьники не осознают, чему их
учат в данный момент. Следовательно,
эту работу надо проводить последовательно.
Учитель в каждый отрезок времени
должен договариваться с детьми, какое
умение они будут развивать, и
подбирать для этого
С помощью каких
заданий можно достичь
Приведем примеры. Даны два задания по дисциплине «Окружающий мир», 3 класс. Какое из заданий позволит достичь метапредметного результата?
1) Перескажи текст о Петре I.
2) За что люди стали называть Петра Великим?
В первом случае ученик попросту воспроизведет чей-то чужой текст. У него, может быть, и родятся собственные ощущения и переживания относительного того, что он будет пересказывать, но само задание вовсе не ориентирует его на то, чтобы он это высказал.
Во втором случае прямого ответа в учебнике не будет, но основания для того, чтобы ребенок сформулировал свой ответ, будут. Такой формулировкой мы ориентируем ученика на то, чтобы он высказал свою точку зрения и попытался ее обосновать, и задание начинает работать на получение личностного результата.
Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у младших школьников