Формирование учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Формирование учебной мотивации является важнейшей проблемой в современной школе. Актуальность данной проблемы обуславливается неким обновлением содержания обучения, постановкой задачи формирования у младших школьников приемов приобретения познавательных знаний и интересов, развитие у них самостоятельной жизненной позиции, введением в нашей стране обязательного среднего образования для всех.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников………………………………………………………..
1.1 Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников……………………………………………………………………..
1.2 Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте………………………………………………….
1.3 Особенности домашних заданий в начальной школе……………..
Глава 2. Проектирование опытно-эксперементальной работы по формированию учебной мотивации у младших школьников деятельности
2.1 Диагностика учебной мотивации младших школьников
2.2 Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

формирование учебной мотивации.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы реализовать данное условие, учителю необходимо соблюдать определенные правила:

    1. Задания должны быть посильными для всех учеников и не требовать сверхусилий для выполнения.
    2. Занятия должны быть интересными и соответствовать уровню притязаний учеников.
    3. Необходимо, чтобы в работе были задания разного уровня сложности.
    4. В заданиях должна быть степень новизны.
    5. Дети со слабой мотивацией должны выполнять похожие задания, чтобы приобрести уверенность в собственных силах.

Из психологических исследований и экспериментов видно, что дети, которые имеют сильную мотивацию достижения успеха и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний.

Таким образом, в процессе развития мотива достижения успехов у учеников, нужно заботиться о самооценке и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный. [11, с. 32]

  1. Четвертое условие – самостоятельность.

Самостоятельность проявляется на разных этапах познавательной деятельности:

  1. Постановка учебной задачи
  2. Создание новых знаний
  3. Отработка новых знаний
  4. Этап самоконтроля

Самостоятельная деятельность учеников способна окрашивать их работу эмоционально, вызывать разнообразные внутренние переживания и способствовать развитию стремления к достижениям, и к избеганию неудачи.

Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов. [5, с. 63-65]

  1. Пятое условие –оценка.

Оценка деятельности ученика влияет на развитие самооценки личности и ее устойчивость. Именно оценка способна создавать у человека внутреннее ощущение успеха или неудачи. Оценка имеет большую побудительную силу и играет мотивирующую или демотивирующую роль.

Оценка может мотивировать школьников к достижениям, если воспринимается как справедливая и объективная, может указывать способы улучшения деятельности, носить конструктивный характер.

Нужно, чтобы дети были вовлечены учителем в оценочную работу, в качестве субъекта, у них должно быть право на самооценку и оценки должны быть обоснованными.

Оценка должна носить мотивирующий характер, для этого учитель должен следовать правилам:

      1. Учеников, которые показали одинаковый результат, необходимо оценивать одинаково.
      2. При выставлении оценки, нужно подчеркнуть значимые стороны деятельности, для ученика.
      3. Ставя оценку, выявлять не только недодстатки, но и успехи учеников.
      4. Уважать мнение ребенка, самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность во всех случаях.
      5. Уходить от негативных моментов в общении с ребенком, от эмоционального напряжения, раздражения и т.д.
      6. Необходимо обговаривать с детьми возможные причины их ошибок и пути исправления.
      7. Добиться того, чтобы ребенок принял оценку и понимал, как можно ее улучшить.
      8. Создать у детей положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в собственных силах.
  1. Шестое условие – время.

Неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности как «достигателей», так и «избегателей». Необходимо правильно определять то время, за которое требуется выполнить работу: при жестких сроках и недостатке времени учащиеся с мотивом, направленным на избегание неудачи, попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать; недостаток времени может мобилизовать только высокомотивированных на достижение успеха школьников. [2, с. 230-231]

  1. Седьмое условие – это личный пример и ролевое поведение взрослых, учителей и родителей.

Чем сильнее эмоциональная вовлеченность родителей в проблемы ребенка и соответствующая окружающая обстановка, тем сильнее у ученика потребность в достижении успеха.

Чтобы развить уверенность и мотивацию у учеников, учителю важно:

  1. Наладить атмосферу доверия между школьником и учителем.
  2. Учитель должен быть заинтересован в успехе учеников, иметь авторитет.
  3. Необходимо видеть индивидуальность каждого ребенка и уметь смотивировать его, опираясь на существующие у ребенка мотивы.
  4. Сделать работу учеников понятной и определенной.
  5. Обеспечить у учащихся ощущение продвижения вверх, переживание успеха в работе.

Вывод: проанализировав все перечисленные выше условия, можно сделать вывод, что учитель соблюдая все психолого-педагогические условия сможет решить проблему развития мотивации в классе.

 

1.3 Особенности  домашних заданий в начальной  школе

 

Домашнее задание – «типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени» [6, с. 17]

Необходимо выделить основные цели домашних заданий:

1) Усвоение фактического  материала. Закрепление знаний и  навыков, которые ребенок получает  на уроке. Этого можно достичь  с помощью письменных упражнений, задач, работой над учебником, наблюдением  за внешними явлениями.

2)  Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3)  Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4)  Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5)  Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.

6)  Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

Выделим виды домашних заданий:

1) Лежащие в основе  развития знаний, умений и навыков:

·  заучивание материала учебника и его пересказ;

·  группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению

·  осознание последовательности отдельных фактов и положений;

·  ответы на специально поставленные вопросы учителя;

·  подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

·  выделение в тексте основного и второстепенного материала,

·  постановка опытов (домашних экспериментов по физике, химии, биологии, математике);

·  практические работы, решение качественных задач;

·  решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;

·  работа над устранением ошибок,

·  письменные ответы на вопросы;

2) Направленные на развитие  творческих способностей и учитывающие  индивидуальные особенности учеников:

·  Сочинение

·  Самостоятельное составление задач.

Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены:

·  для закрепления пройденного материала;

·  для подготовки в усвоении нового материала.

Здесь приведены не все виды домашних заданий. Предлагаемые в школе, тк домашняя работа зависит от определенного учебногопредмета.

 

Библиографический список

 

1)  Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1981.-367с.

2)Бухаркина К.Л., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.-582с.

3)  Джайнот Х. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий //Уральский вестник. – 2000. - №3. – 367 с.

4)  Затраты времени на выполнение домашних заданий // Образование в современной школе. – 2003. - №8. – 251 с.

5)  Зотов К.Л. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1988.-144с.

6)  Зырянова Н.К. Процесс организации домашних заданий // Уральский вестник. – 2002. - №9. – 152 с.

7)  Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями // Образование в современной школе. – 2002. - №5. – 90 с.

8)  Каратков К.Л. Об отмене домашних заданий // Рабочий класс. – 2002. - №5. – 211 с.

9)  Козова А.Р. Самооценка домашних заданий на “законном ” основании // Технология творчества. – 1997. - №1. – 200с.

10)  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983 – 102 с.

11)  Нойнера Г.Н., Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 1984.-368с.

12)  Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов 2-е изд., доп. и перераб. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др., Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. - 438с.

13)  Петровская Е.П. Советы родителям // Няня. – 2000. - №1. – 289 с.

14)  Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М.: Наука, 1979.-96с.

15)  Смыслова Е.К. Ох уж эти домашние задания // Консилиум. – 2003. - №15. – 67 с.

16) Харламов И.В. Педагогика: учебное пособие: 3-е изд.-е, перераб. и доп. – М.: Юность, 1997.-512с.

17)  Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.-541с. 

 

 

 


Информация о работе Формирование учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения