Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа
Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития, социально-экономического роста благосостояния общества в целом. Рождение здорового ребенка стало сейчас редкостью. Экологические проблемы, бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, отрицательное воздействие средств массовой информации, компьютеры и видеофильмы, отсутствие положительного примера здорового образа жизни со стороны родителей, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экологическими условиями – вот далеко неполный перечень факторов, агрессивно действующих на здоровье дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5
1.2. Система здорового образа жизни (ЗОЖ) в дошкольном учреждении 11
2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ 18
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольного учреждения 18
2.2. Создание педагогических условий для формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья 21
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Образ жизни — это то, что соединяет человека с обществом, включает его в систему общественных отношений. Поэтому это одна из его социальных характеристик, которая описывается такими параметрами как качество, уклад и стиль жизни. Охарактеризовать образ жизни можно также степенью соответствия форм жизнедеятельности биологическим законам, что способствует сохранению и возрастанию адаптационных возможностей и выполнению человеком своих биологических и социальных функций.
Важнейшим аспектом образа жизни является здоровый образ жизни (ЗОЖ) — такая организация труда, отдыха, творческого самовыражения, отправления культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и, в конечном счете, гармоническое развитие личности во всех возрастных периодах [27, с. 27].
Здоровый образ жизни — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов.
Здоровый образ жизни — это система личной научно-обоснованной профилактики заболеваний.
Здоровый образ жизни — модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний. Таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения.
Здоровый образ жизни — система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
Сугубо условно все формы поведения отдельного человека, составляющие ЗОЖ, разделяют на две группы:
Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование здорового образа жизни — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная. В то же время, разработка принципов здорового образа жизни — прерогатива медицины и других наук о человеке.
Как показали исследования, влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:
1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%
2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%
3. Деятельность системы здравоохранения - на 10%
4. Образ жизни человека - на 50%
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья, активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности. Влияя на образ жизни человека мы можем существенно изменить состояние его здоровья. Поэтому изменение отношения к своему здоровью прежде всего, проблема воспитательная. И общество предъявляет социальный заказ системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них ЗОЖ.
Итак, в современных исследованиях «здоровый образ жизни» включает различные проявления жизнедеятельности, благоприятные для здоровья и обусловленные сложив шейся системой поведения; предполагает активное отношение к своему здоровью, ценностную ориентацию на здоровье, санитарно-гигиеническую и экологическую культуру, которые формируются под влиянием условий окружающей среды в процессе социализации индивида.
Мы рассматриваем ЗОЖ с позиций влияния на здоровье различных выделенных в научных трудах факторов, среди которых состояние и степень здоровья человека, состояние окружающей среды, степень психологического комфорта, готовность к социализации и интеграции, принятые санитарно-гигиенические нормы и нормы поведения, необходимый запас знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, двигательная деятельность, полноценный отдых, сбалансированное питание. Здоровый образ жизни можно характеризовать как поведение, адаптированное к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности.
Здоровый образ жизни составляет интеграцию двух компонентов: теоретического (представление о культуре здоровья как определенном виде культуры) и практического (умения и навыки по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждение заболеваний).
1.2. Система здорового
образа жизни (ЗОЖ) в
Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни — первоочередная задача дошкольного образования в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования в Республике Беларусь.
Здоровый образ жизни детей рассматривается с двух позиций: как фактор их здоровья, полноценного развития, а также в качестве главного условия формирования у них навыков ЗОЖ.
Проявляя заботу о сохранении и укреплении здоровья, необходимо уделить особое внимание формированию потребности в здоровом образе жизни, его основ у воспитанников. Важная тропа к реализации этой задачи — приобщение детей к природе, так как она не только среда обитания человека, но и значимый источник его духовности, физического развития и здоровья; она же — его кормилица, защитница. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар, жить в гармонии с природой. Обеспечение экологического благополучия, особенно в дошкольном учреждении, будет также содействовать здоровью воспитанников [19, с. 13].
Важной составляющей здорового образа жизни является грамотное, рациональное питание. Питание детей должно быть полноценным по составу основных ингредиентов (белки, жиры, углеводы), витаминов, микроэлементов. В условиях нашей республики важно обеспечить детей йодированной солью.
Эколого-гигиенические условия определяются, прежде всего, составом воздуха в местах проживания человека, в том числе — в жилых помещениях. Одной из причин «тяжелого» воздуха в помещении является перенасыщенность его углекислым газом. Загрязняют воздух также болезнетворные бактерии и вредные химические вещества. Специальными исследованиями установлено, что в непроветриваемых помещениях концентрация их может превышать в десятки раз степень концентрации в воздухе улиц самых грязных городов. В групповой комнате детского сада такие скопления могут быть значительными.
Не менее существенное значение имеет влажность воздуха и наличие отрицательно заряженных частиц (ионов), оказывающих стимулирующее и лечебное воздействие на организм. В помещении ионы не вырабатываются, а поступают при проветривании.
Очищение и увлажнение воздуха, насыщение его ионами обеспечивается, в основном, за счет сквозного проветривания (в холодное время для этого достаточно 7 10 мин). Поэтому важным правилом гигиены в дошкольных учреждениях должно быть сквозное проветривание перед приходом детей утром, а также еще несколько раз в день (во время прогулок, перед занятиями физическими упражнениями). Прекрасно улучшают воздух в помещении комнатные растения.
Важным направлением в деятельности по сохранению и укреплению здоровья ребенка является работа педагога по поддержанию психологического здоровья, или эмоционального благополучия, душевного комфорта. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание прежде всего к внутреннему миру воспитанника, его чувствам и эмоциональным состояниям, к личностной микросреде ребенка, его взаимоотношениям с родителями, братьями, сестрами, со сверстниками в «детском обществе» дошкольной группы. Предупреждению отклонений в психологическом здоровье в значительной степени способствует работа педагога с детьми, направленная на гуманизацию взаимоотношений в «детском обществе», создание в нем благоприятного микроклимата, развитие коммуникативных (социальных) способностей у детей, формирование у них способности к сопереживанию, сочувствию, готовности и умений осуществлять просоциальные акты поведения [19, с. 15].
Важна и коррекционная работа в этой сфере, которая строится с учетом выявленных отклонений в психологическом здоровье ребенка, их причин. Нередко в психолого-педагогической поддержке нуждаются «непринятые» сверстниками дети, которым нелегко «дышится» в группе. При разработке тактики по укреплению психологического здоровья таких дошкольников следует принять во внимание выявленную детской социальной психологией закономерность — популярность ребенка в группе сверстников во многом обусловлена успехом, который он достигает в совместной, значимой для детей деятельности. Не следует выпускать из вида и такое направление в работе по укреплению психологического здоровья воспитанников, как повышение их представления о собственном «Я». Содействие в создании «ситуации успеха», благоприятных условий для проявления способностей, знаний, умений, ценных личностных качеств детям с низкой самооценкой, неуверенным в себе способствует не только становлению у них позитивной «Я-концепции», укреплению самоуважения, но и признанию их сверстниками. Психологическое здоровье тесно связано с творчеством. Увлеченность творческой деятельностью, интерес к творчеству — еще одна тропинка к предупреждению отклонений в психологическом здоровье.
В числе особо значимых условий психологического здоровья детей — педагогическое общение, основанное на отношении к ребенку как самоценности, искреннем интересе к его внутреннему миру, сопричастности к нему, духовной близости с воспитанником, любви, вере в ребенка.
Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется отношением педагога к детям, стилем общения педагога и его здоровьем (не только физическим, но и психологическим, профессиональным). Исследования Л.М. Митиной, О.А. Прохорова, А.А. Реана, Е.М. Семеновой и других свидетельствуют: многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Значительная часть воспитателей не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвратить его развитие. Это проявляется не только в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, эмоциональном «выгорании», но и негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей [18, с. 166].
В программе «Пралеска» рекомендуется распорядок дня, имеющий общие временные ориентиры, отвечающий индивидуальным особенностям детей, удобный для родителей и воспитателей. В программе указывается на временные ориентиры, а не предлагаются догмы.
Недопустимо превращать распорядок дня в самоцель. Следует обеспечить его гибкость, учитывая индивидуальные особенности детей, сезон, погоду, сложившиеся традиции в отдельных семьях [20, с. 18].
В работе детских садов сложился стереотип приоритета организованных занятий с детьми и недооценка педагогической значимости повседневной жизни. Следует обратить внимание на необходимость усиления оздоровительно-содержательной и воспитательной направленности распорядка дня, в каждом компоненте которого есть свое особое назначение. Необходимо обеспечить «физиологическое качество» всех бытовых процессов, высокий уровень культуры гигиенического обслуживания детей (особенно младшего возраста), не допуская при этом малейшей небрежности и неприветливого тона.
Важно создавать определенные традиции проведения режимных моментов, каждый из которых должен нести информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Весь быт в дошкольном учреждении организуется так, чтобы дети имели возможность постоянно упражняться в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т. д.
Таким образом, каждый режимный момент для воспитателя — это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми, к каждому из которых необходимо специально отобрать программный материал с постепенным усложнением, продумать информационные приемы, обеспечить заинтересованность и активность каждого ребенка. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой они начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки; зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки; почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот. Дети должны знать последовательность одевания на прогулку; научиться элементарно рассуждать о здоровье: что значит быть здоровым, какого человека можно назвать здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым, какие пища, одежда, обувь и т.д. полезны для здоровья.
Необходимо продумать организацию всех режимных моментов без спешки, нравоучений и назиданий, где каждый ребенок — активный деятель, а воспитатель — пытливый наблюдатель, помощник, советчик. Знания и требования к самостоятельности усложняются постепенно. Важно, чтобы они были одинаковыми в дошкольном учреждении и в семье.