Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития, социально-экономического роста благосостояния общества в целом. Рождение здорового ребенка стало сейчас редкостью. Экологические проблемы, бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, отрицательное воздействие средств массовой информации, компьютеры и видеофильмы, отсутствие положительного примера здорового образа жизни со стороны родителей, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экологическими условиями – вот далеко неполный перечень факторов, агрессивно действующих на здоровье дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5
1.2. Система здорового образа жизни (ЗОЖ) в дошкольном учреждении 11
2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ 18
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольного учреждения 18
2.2. Создание педагогических условий для формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья 21
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Савицкая.doc

— 4.01 Мб (Скачать файл)

3. Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ оздоровления детей.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду, формировании отношения к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе [5, с. 225].

Также была проведена  консультация для воспитателей на тему «Проблема формирования у детей  представлений о здоровом образе жизни» (Приложение 12).

Ожидалось, что предложенная программа по ЗОЖ будет способствовать формированию у детей навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ.

 

 

2.3. Результаты опытно-экспериментальной  работы

 

После формирующего этапа  был проведен контрольный этап с  применением тех же бесед, результаты представлены в Приложении 13.

На основе данных Приложения 13 подсчитаем количество детей с  разным уровнем сформированности представлений  о ЗОЖ (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 — Уровень сформированности представлений о ЗОЖ

Кол-во дошкольников

Уровень

высокий

средний

низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

24 чел. —100%

3

13

16

67

5

20


 

Итак, как видно таблицы 2.2, уровень сформированности представлений о ЗОЖ у детей существенно повысился. Детей с высоким уровнем стало 3 человека (13%), со средним — 16 человек (67%) и с низким — 5 человек (20%).

Изобразим полученные данные графически в процентном отношении (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 — Уровень сформированности представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

 

Из рисунка 2.2 следует, что большая часть детей имеет средний уровень сформированности представлений о ЗОЖ (67%).

Проследим динамику развития представлений детей о ЗОЖ  до проведения опытно-экспериментальной  работы и после (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3 — Динамика развития представлений о ЗОЖ

 

Итак, как  видно из рисунка 2.3, уровень сформированности представлений о ЗОЖ у детей старшей группы существенно увеличился: количество детей с высоким уровнем возросло в 3 раза, количество детей со средним уровнем увеличилось на 21%, а количество детей с низким уровнем уменьшилось в 2,5 раза.

Следовательно, мы можем утверждать, что формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья будет эффективно при соблюдении следующих условий:

- учет возрастных и  индивидуальных особенностей ребенка;

  • соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
  • использование форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ;

- единство воспитательных воздействий семьи и детского учреждения.

 

Выводы по второй главе

 

Недостаточный уровень представлений старших  дошкольников о сохранении и укреплении своего здоровья послужил причиной организации и проведения специальной исследовательской работы.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших  дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья проходило при соблюдении следующих условий:

- учет возрастных и  индивидуальных особенностей ребенка;

  • соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
  • использование форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ;

- единство воспитательных  воздействий семьи и детского  учреждения.

В ходе проведенной  работы уровень сформированности представлений о ЗОЖ в исследуемой группе старших дошкольников существенно увеличился: количество детей с высоким уровнем возросло в 3 раза, количество детей со средним уровнем увеличилось на 21%, а количество детей с низким уровнем уменьшилось в 2,5 раза.

 

Заключение

 

В заключение сделаем  следующие выводы:

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее  актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать  которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше [21, с. 88].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Проведенный теоретический  анализ позволил уточнить содержание понятия «основы здорового образа жизни у старших дошкольников», которое определяется наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам, а также умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников возможно в силу их психофизиологических особенностей: развиваются образные формы познания окружающего мира, что говорит о готовности детей овладеть разнообразными сведениями об элементах здорового образа жизни (от конкретных понятий к их связям); готовность оперировать представлениями значительно расширяет границы познания элементов здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности); деятельность детей направляется соподчинением мотивов, в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для деятельности взрослых; изменяется эмоциональная сфера (от ситуативности и неустойчивости к регуляции) и др.

К главным составляющим ЗОЖ относятся эколого-гигиенические условия, правильное питание, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальный двигательный режим, адекватная особенностям здоровья каждого ребенка система закаливания. При этом каждый из компонентов ЗОЖ является своего рода «мини-системой» с обязательными правилами выполнения.

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при  обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

На протяжении дошкольного  возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Недостаточный уровень  знаний детей о ЗОЖ на начальном этапе исследования послужил причиной организации и проведения специальной исследовательской работы, задача которой заключалась в создании целостной системы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

На констатирующем этапе  был проведен комплекс мероприятий, направленный не только на получение знаний, но и формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Для реализации этих целей  была разработана программа «Здоровый  образ жизни», которая была направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.

В ходе проведенной  работы уровень сформированности знаний о ЗОЖ в экспериментальной группе увеличился.

Следовательно, мы можем утверждать, что формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья будет эффективно при соблюдении следующих условий:

- учет возрастных и  индивидуальных особенностей ребенка;

  • соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
  • использование форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ;

- единство воспитательных  воздействий семьи и детского  учреждения.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут  осознанно выбрать здоровый образ  жизни, а полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

 

Список использованных источников

 

  1. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 в. [Текст]: методическое пособие / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
  2. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособ. / Е.А.Бабенкова. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2003. – 250 с.
  3. Богина, Т. Расти здоровым, малыш!/ Т. Богина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 105-109.
  4. Волошина, Л.Н. Представления современного ребенка о здоровье и здоровом образе жизни / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3 (часть 2). – С. 269-272.
  5. Гарипова, И.О. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка/ И.О. Гарипова // Дети России образованны и здоровы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16–17 апреля 2009 г. – М. : 2009. – С.221-225.
  6. Гуменюк, Е.И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание. Дидактические игры и игровые задания. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 32 с.
  7. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие/ В.А. Деркунская. – М. : Педагогическое общество России, 2006. –96 с.
  8. Егоров, Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста/ Б.Б. Егоров// Дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009. – С.233-235.
  9. Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа/ Ю.Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. – 1995. – №6. – С. 11-17.
  10. Каменская, В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. – СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. – 224 с.
  11. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие/ В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.
  12. Лукина, Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями/ Г.Г. Лукина // сб. материалов Всероссийской научно-практической конф. «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». – СПб. : ФГУ СПбНИИФК, 2010. – С.51-54.
  13. Марков, В.В Основа здорового образа жизни и профилактика болезней/ В.В. Марков. – М. : Академия, 2001.
  14. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника/ М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. – Минск : Ураджай, 2000. – 156 с.
  15. Методические рекомендации по разделу «Воспитание. Здоровый образ жизни» курса «Педагогика»/ Сост. В.П.Щербинина. – Гродно : ГрГУ, 2001. – 60 с.
  16. Новикова, И.М. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития/ И.М. Новикова// Вестник "Педагогика и психология". – 2012. – № 2. – С.23-30.
  17. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.М. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
  18. Панько, Е.А. Укрепление психологического здоровья современного ребенка и взрослого как важнейшее условие обеспечения перспективного детства/ Е.А. Панько, Е.П. Чеснокова, Л.К. Ладутько// Реализация стратегий в отношении семьи и детей : материалы Междунар. конф., 7–8 апр. 2011 г., Минск, Беларусь / М-во образования Респ. Беларусь ; Белорус. гос. ун-т, Центр перспектив. детства; под общ. ред. А.П. Моровой. – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – С.163-170.
  19. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. – Минск : НИО, 2007. – 320 с.
  20. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. – Минск : НИО, 2007. – 304 с.
  21. Рунова, М. Помогите ребенку укрепить здоровье! / М. Рунова// Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.88-91.
  22. Савина, Е.А. Программа «Культура здоровья» в технологии «Лечебная педагогика» для детей дошкольного возраста/ Е.А. Савина. – Тюмень, 2008.
  23. Сергейко, С.А. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью/ С.А. Сергейко, B.C. Сурмач // Педагогика и психология детства: современное состояние, перспективы развития: сб. науч. ст./ УО "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; под науч. ред. В.Т. Чепикова. – Гродно : ГрГУ, 2011. – С.131-136.
  24. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Я. Степаненкова. – М. : Изд. центр "Академия", 2001. – 368 с.
  25. Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3–7 лет / авт.-сост. Е. И. Подольская. – Волгоград : Учитель, 2009. – 174 с.
  26. Филиппова, С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреж<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-d

Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья