Формирование у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Большим потенциалом с точки зрения формирования у детей общечеловеческих нравственных ценностей обладает волшебная сказка. Как заметил американский психоаналитик Бруно Беттельхейм, волшебные сказки, где потерянные дети всегда находят родителей, зло терпит поражение, а главные герои обретают счастье, не только способствуют взрослению ребенка, но и помогают ему преодолеть свои страхи. Читая и сочиняя сказки, ребёнок вместе с ее героем отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается с силами зла за справедливость.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки.
1.1 Особенности образов героев русской волшебной сказки. 6
1.2 Задания, способствующие формированию у младших школьников знаний о героях русской народной сказки. 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.
2.1 Диагностика у учащихся уровня сформированности знаний о героях русских народных волшебных сказок. 23
2.2 Включение заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок, в уроки литературного чтения. 30
Заключение 37
Список литературы 38
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 102.51 Кб (Скачать файл)
  • Выразительные движения.

       Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста персонажа сказки происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

  • Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение).

       Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.

  • Творческие задания - могут быть индивидуальными и коллективными.

       Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Могут быть и другие творческие задания.

  • Сказки, но по-новому.

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.

  • Узнай сказку по песенке героев.
  • Продолжи сказку.

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

  • От точек - к сказке.

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

  • Нарисуй сказку.

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

  • Игровые задания.

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей.

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

  • Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

Предлагаем дидактические игры:

  • "Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)
  • "Треугольник и квадрат" (математическое развитие)
  • "Хорошо – плохо" (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов.
  • "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков).

       Искренняя заинтересованность взрослого в формировании знаний детей о героях сказок, улыбка и похвала – неотъемлемая черта. Нужно привлекать к оценке самого ребенка:

• Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

• Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

• Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

• Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

• Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

• Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

• Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

• Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.

2.1 Диагностика  у учащихся уровня сформированности знаний о героях русских народных волшебных сказок.

 

Опытно-экспериментальная работа проводилась во 2 классе МБОУ «Одоевская СОШ». Диагностика проводилась с целью выявления сформированности у младших школьников следующих знаний:

  1. знаний об образах русских народных волшебных сказок;
  2. знаний о том, как описаны образы в русских народных волшебных сказках.

       Учащимся  были предложены следующие задания:

Задание 1. Тест на выявление уровня сформированности теоретических представлений о героях русских народных волшебных сказок

       Прочитай и определи, из каких сказок эти отрывки.

 

    А) «Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

-Ой, тепло, голубчик Морозушко.

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами…» («Морозко»).

 

     Б) «Иван-царевич говорит:

- Лягушка, лягушка, отдай  мою стрелу.

А лягушка ему отвечает:

- Возьми меня замуж!

- Что ты, как я возьму  себе в жены лягушку?

- Бери,  знать судьба твоя такая» («Лягушка-царевна»).

 

     В) «Доченька – говорила мать, - Мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась» («Гуси-лебеди»).

 Задание 2. Беседа-игра на выявление уровня сформированности знаний о героях волшебной сказки:

      Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок. Что интересного заметили? (Необыкновенные птицы – одновременно и гуси, и лебеди, волшебные птицы.)

       Сейчас мы разделимся на группы и проведем соревнование. Какая группа найдет больше отличительных особенностей сказки «Гуси-лебеди» от тех сказок, которые мы прочитали в этом разделе.  (Из предложенных записей, дети выбирают те, которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», ответы по группам.)

       Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя ответы детей, заполняется кластер)

  • Кто же волшебные герои сказки? (Гуси-лебеди, Баба-яга)
  • Кто помогал девочке? (Печка, яблоня, речка)
  • Ребята, сколько раз девочка обращается за помощью? (Три раза)

       - Почему сначала печка, яблоня и речка отказывают девочке в помощи? (Грубо разговаривает)

       - Как изменилась девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она изменилась, стала вежливая, добрая)

       - Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем)

       - Как изменяется отношение волшебных помощников к девочке? Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)

       - Ребята, в этой сказке добро победило зло? (Победило)

       - Благодаря чему это произошло? (Девочка изменилась, помощники ей помогли и гуси-лебеди не догнали детей.)

Задание 3. «Песенки сказочных героев».

Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.

  1. У меня не усы, а усищи,

Не лапы, а лапищи,

Не зубы, а зубищи –

Я никого не боюсь!

 

  1. Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

 

  1. Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь!

Испеките мне к утру мягкий белый хлеб,

Какой я у моего родного батюшки ела.

 

 

 

Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

 

  1. Аленушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

 

  1. Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Котик-братик,

Спаси меня!

Задание 4. «Назови сказку правильно»

Играющим необходимо вспомнить и  дать правильные названия сказок.

       «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Перышко Финиста – ясна-филина»

«По собачьему веленью»

«Дарьюшкина избушка»

       «Сивка-будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

В процентном и качественном отношении полученные результаты можно прокомментировать следующим образом:

25 % класса не знают (или не помнят) понятие «волшебная» сказка. При этом многие дети, к тому же, не отличают народную сказку от литературной  (33 %).

Первый вопрос предполагал проверку знания учащимися конкретных текстов произведений жанра, для волшебной сказки типичных: «Морозко», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди». Эти произведения являются хрестоматийными и входят в большинство современных действующих программ по литературе для начальной школы. Тем не менее, несмотря даже на то, что в некоторых из отрывков упоминались главные герои соответствующих сказок, результаты теста не очень высокие: знают 66 % учащихся.

Последующие задания были направлены на диагностику уровня сформированности знаний о героях волшебных сказок. Результаты заданий говорят о том, что не все дети достаточно хорошо знакомы с героями волшебных сказок и не могут их различать.

      Данные представлены в таблице № 1.

Таблица №1.

Уровень сформированности знаний  о героях русской народной волшебной сказки у второклассников. 

Класс

Знание термина «волшебная сказка»

Знание русских народных волшебных сказок

Знания о героях волшебных сказок

2 «Б»

33 %

66 %

60 %


 

Как видно из таблицы, у детей в целом не имеется четкого представления об особенностях волшебной сказки. И подобная картина довольно типична для «среднего» младшего школьника и «среднего» ученического коллектива начальной школы. Она подтверждается также предварительными констатирующими срезами, которые охватывают уч-ся с 1 по 4 класс той же школы.

Результаты второго этапа констатирующего эксперимента (первая фаза: вопросы к сказке, составленные уч-ся) оказались следующими:

Эксперимент в 2 «А» классе показал, что больше половины (57 % из 100 %) учащихся сформулировали вопросы только в отношении общего хода сюжета, вопросы репродуктивного характера, ответы на которые предполагают воспроизведение отдельных эпизодов сказки, причем, не всегда в хронологическом порядке, что соответствует фрагментарному уровню восприятия.

Например, Кирилл Б.:

  • Кто привез девочку в лес?

  • Зачем пришла кобылья голова?

  • Что случилось с бабовой дочерью?

  • Почему мужик отвез бабову дочь?

Оксана Ю.:

  • Кто пришел из леса?

  • Куда девочка влезла, чтобы стать красавицей?

  • Что стало с бабовой дочерью?

18 % уч-ся поставили вопросы, направленные на установление  причинно-следственных связей, что  говорит о приближении к констатирующему уровню восприятия.

Вопросы Анастасии К.:

  • Почему отец отвез дочку в лес?

  • Сколько заданий задала кобылья голова девочке?

  • Чем наградила кобылья голова девочку?

  • Кого затем отвез мужик в лес?

  • Как себя вела бабова дочь?

Вопросы, связанные с оценкой героев сказки или выражающие эмоциональный читательский отклик на произведение, были заданы лишь двумя учащимися  (10 %) (уровень «героя»).

Это вопросы Максима Г. и Лены О.:

  1. Как вы относитесь к поведению девочки? (бабовой дочери)

  1. Какие чувства вызывает у вас поведение бабовой дочери?

  1. Какое настроение стала, когда прочитал сказку?

Таблица № 2


Наиболее типичные вопросы, сформулированные учащимися 2 класса к тексту с волшебной сказки в ходе констатирующего эксперимента.

Информация о работе Формирование у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки