Формирование у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:30, курсовая работа
Краткое описание
Большим потенциалом с точки зрения формирования у детей общечеловеческих нравственных ценностей обладает волшебная сказка. Как заметил американский психоаналитик Бруно Беттельхейм, волшебные сказки, где потерянные дети всегда находят родителей, зло терпит поражение, а главные герои обретают счастье, не только способствуют взрослению ребенка, но и помогают ему преодолеть свои страхи. Читая и сочиняя сказки, ребёнок вместе с ее героем отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается с силами зла за справедливость.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки. 1.1 Особенности образов героев русской волшебной сказки. 6 1.2 Задания, способствующие формированию у младших школьников знаний о героях русской народной сказки. 16 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок. 2.1 Диагностика у учащихся уровня сформированности знаний о героях русских народных волшебных сказок. 23 2.2 Включение заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок, в уроки литературного чтения. 30 Заключение 37 Список литературы 38 Приложения
Главная цель урока: продолжать
работу по формированию литературоведческих
представлений о специфике волшебной
сказки, продолжать работу над формированием
знаний о героях волшебной сказки.
Организационный момент
Введение в тему урока
- Узнайте героев и назовите,
откуда они.
Удивляется народ:
Едете печка, дым идет.
А Емеля на печи
Есть большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется …(«По щучьему
велению»)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки… («Маша
и медведь»)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, непослушный,
И румяный…(«Колобок»)
- О ком эти стихи? (Они
о героях сказок)
- По какому признаку
их можно объединить в одну
группу? (Все они – русские
народные)
- Верно. А с какой сказкой
мы ознакомились на прошлом
уроке? (Мы познакомились со сказкой
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».)
III. Закрепление нового
материала. Работа над сказкой.
Чтение по ролям.
- Прочитайте по ролям
эпизод, в котором Иванушка просит
Аленушку водицы напиться. (Чтение
по ролям)
- Найдите слова, которые
помогают понять, что детям трудно
было идти в жаркий день и их мучила жажда.
Почему эти слова повторяются в сказке
несколько раз? (В сказке есть троекратный
повтор. Это характерный признак сказки.)
2. Выборочное чтение.
Дети зачитывают отрывок: «Солнышко
высоко, колодец далеко, жар донимает,
пот выступает».
- Сколько раз просил
Иванушка воды напиться? На который
раз случилась беда? (Он просил воды
три раза. Беда случилась на третий раз.)
- Проследите по сказке,
какие несчастья случились с
Иванушкой и Аленушкой (Дети зачитывают
отрывок «Сначала они остались
одни», «Иванушка превращается в
козленочка», «Ведьма хочет зарезать
козленочка»).
- Вы верно обратили
внимание, во-первых, на то, что предостережения
Аленушки касались запрета не
пить из следа животного. Как
вы думаете, связано ли это
с «магическим» происхождением
волшебной сказки?
– Как проявили себя герои в
несчастьях? Какие строки сказки говорят
о том, что сестра и брат любили друг друга?
(Пройдя испытание, дети победили, потому
что не оставили друг друга в беде.)
- Как жилось Аленушке
и Иванушке в доме купца? Как
вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»
(Им жилось там хорошо. Жили они в достатке,
богато.
- Какую неосмотрительность
допустила Аленушка и что из
этого вышло? (Аленушка пошла купаться
с незнакомо женщиной. А это оказалась
ведьма.). Можно ли идти куда-нибудь с незнакомым
человеком, если даже он зовет вас ласково
и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно
– этот опыт поколений впитала в себя
волшебная сказка. Она часто показывает
нам на примере своих героев, как поступать
правильно, а как – нет).
- Как в сказке показано,
что зло наказывается, а добро
побеждает? (Это непременное условие
народной волшебной сказки: счастливый
конец).
- Найдите в учебнике
вопрос № 7. Ответьте на него (Аленушка
добрая, ласковая, преданная, доверчивая).
3. Беседа по иллюстрации
- Ребята, только что вы
дали описание Аленушки, какая
она по характеру. А сейчас
подумайте и скажите, как она
выглядит, какой вы себе ее
представляете? (Аленушка красивая,
стройная, в стареньком сарафане,
т.к. она бедна).
- А вот какой представлял
ее себе художник Иван Яковлевич
Билибин (стр.22). Сравните ее с вашим представлением
о героине. Что совпало, а что отличается?
IV. Итог урока
В ходе
дальнейшей коллективной работы по анализу
сказок было выявлены отличительные особенности
русских народных волшебных сказок. В
ходе уроков внимание учащихся было направлено
на формирование знаний о героях русских
народных волшебных сказок. Дети учились
сравнивать героев, давать им характеристику,
описывать внешний вид героев сказок,
высказывать о них своё мнение.
Заключение
Сказка входит в жизнь ребенка
с самого раннего возраста, сопровождает
на протяжении всего дошкольного детства
и остается с ним на всю жизнь. Со сказки
начинается его знакомство с миром литературы,
с миром человеческих взаимоотношений
и со всем окружающим миром в целом.
Сказки
преподносят детям поэтический
и многогранный образ своих
героев, оставляя при этом простор
воображению. Путешествуя по сказке
и переживая различные приключения,
ребенок «по правде» знакомится
с социальной ситуацией, требующей
от него определенных решений,
поступков в соответствии с
законами, нормами и правилами
поведения сказочных героев. Осознание
ребенком ответственности за
свои поступки вытекает непосредственно
из сказочной ситуации и является
более доходчивым, нежели требования
взрослого.
Слушая чтение, рассказывание,
дети сочувствуют герою, переживают вместе
с ним его приключения, невзгоды и победы.
Они негодуют, возмущаются отрицательными
персонажами, поступками. Способность
воссоздавать образ по слову чрезвычайно
ценна для человека, и эту способность
развивает русская народная волшебная
сказка.
Наша работа была ориентирована
на формирование знаний младших школьников
о героях русской народной волшебной сказки.
В связи с поставленной целью в первой
главе нашего исследования рассмотрено
состояние исследуемой проблемы в литературе, проведён теоретический анализ
особенностей образов героев русской
волшебной сказки. С помощью волшебной
сказки можно решать множество проблем
по формированию знаний о героях сказок
и наряду с основными методами и приёмами
использовать этот богатейший материал.
Во второй
главе рассмотрена диагностика
у учащихся сформированности знаний
о героях русской народной волшебной сказки
и разработана система заданий, способствующих
формированию знаний о героях.
Разумеется, наше исследование
не претендует на достаточно полное, так
как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики
работы с волшебной сказкой переработаны
известные методические аспекты и адаптированы
для детей младшего школьного возраста.
Список литературы
Адоньева, С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры,
Л., Изд-во: ЛГУ, 1989.
Аникин, В.П. Русская народная сказка. - М., 1977
Аникин, В.П. Русское устное народное творчество. - М., Изд-во: Высшая школа, 2001.
Арзамасцева, И.Н. Детская литература. - М., Изд-во: Академия, 2000.
Арзамасцева, И.Н. Хрестоматия по детской литературе. - М.,
Изд-во: Академия, 2000.
Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка. - М., Изд-во: Просвещение, 1975
Дановский, А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения.
- М., Изд-во: Академия, 1997
Добровольский, В.Н. Нечистая сила в народных верованиях (по данным смоленской губ.) - Ж.С., 1908, вып. 1.
Дмитриева, Т. Г., Повествовательные и описательные стилистические приемы в русской волшебной сказке.
– М., Изд-во: МГУ,1996.
Желтинский, Е.М. Герой волшебной сказки. – М., 1958.
«Жили-были. Русские народные сказки». – Казань, 1993, с 6
Замолетдинов, Л. Ш. Образы змея и подобных ему
персонажей. (Фольклор народов РСФСР). – Уфа, 1986.
Зуева, А.Г. Система сказочных сюжетов русских волшебных сказок. К вопросу об изучении сказки в школе // Литература в школе. – М., 2007. - №3.
Зуева, Т. В. Волшебная сказка. – М., Изд-во: Прометей, 1993.
Игнатьева, Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М., Изд-во: Просвещение, 2001.
Игнатьева, Т.В. Программно-методические материалы // Чтение. -
М., Изд-во: Дрофа, 2000.
Лазарева, В. А. Литературное чтение // Методические рекомендации.
– М., 2002.