Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства. Гипотеза: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если: - выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников; - работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной; - используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.
Введение…………………………………………………...……………...
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3 Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
Заключение……………………………………………………..………...
Список использованной литературы…….……………………....…...
Эстетическая воспитанность
человека немыслима без развитого
художественного вкуса, способности
чувствования и оценки совершенства
или несовершенства, единства или
противоположности содержания и
формы в искусстве и жизни.
Важным признаком эстетической воспитанности
является сформированное умение любоваться
красотой, совершенными явлениями в
искусстве и жизни. Нередко дети
в картинных галереях и на выставках
бегло просматривают картины, записывают
в блокнотах имена художников,
краткое содержание, произведения,
быстро переходя от одного полотна
к другому. Ничто не вызывает их изумления,
не заставляет остановиться, полюбоваться
и насладиться эстетическим чувством.
Беглое знакомство с шедеврами живописи,
музыки, литературы, кино исключает
из общения с искусством главный
элемент эстетического
В эстетическом воспитании
и образовании школьников особое
место занимает литература, музыка
и изобразительное искусство. В
процессе изучения этих предметов дети,
знакомясь с жизнью и деятельностью
выдающихся писателей, композиторов, художников,
приобщаются к их творчеству. На
уроках музыки школьники изучают
музыкальные произведения русской
и зарубежной классики, разучивают
песни, что расширяет их кругозор,
формирует эстетическое отношение
к нему. На это и следует обращать
внимание в процессе преподавания музыки,
которая действительно должна стать
средством эстетического
В процессе изучения музыки,
изобразительного искусства у детей
расширяется их кругозор, творчество,
развивается интерес к
Чтобы управлять процессом
эстетического воспитания, надо иметь
возможность отслеживать
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МООУ «Санаторная школа-интернат № 64» города Прокопьевска. В исследовании были задействованы дети четвертых классов: 4«Б» - экспериментальный класс и 4«А» - контрольный класс.
Согласно выдвинутой гипотезе мы организовали опытно-экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент;
2 этап – формирующий эксперимент;
3 этап – контрольный эксперимент.
Констатирующее обследование
Изучение эстетического опыта школьников осуществлялось через анкетирование каждого ребенка, в процессе которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка направлениях современного искусства (музыки, изобразительного искусства). Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта (Приложение А).
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:
§ высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);
§ средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
§ низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.
Проведенная работа позволила
судить о компетентности детей в
обозначенном круге вопросов и об
их отношении к выделенным компонентам,
раскрывающим сущность эстетических качеств.
Анализ анкеты и результат проверки
показали, что уровень эстетического
опыта и художественно-
В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 9 человек ответивших «нет» большинство – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом. с
Главное же нам удалось выявить мотив – вызывает ли любая художественная деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию или потому, что его заставляют родители; ходит в музыкальную школу, танцевальный кружок, художественную студию потому, что любит петь, рисовать, танцевать, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами, и т.д.
Результаты диагностики отражены в таблице 1 и 2 (Приложение Б).
Таким образом, по результатам
исследования было выявлено, что в 4«Б»
классе (экспериментальном) из 23 обследованных
школьников 6 детей (26%) имеют высокий
уровень эстетического
Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном классе
Результатами диагностики
в 4 «А» классе (контрольном) стали
следующие показатели: из 23 обследованных
школьников 8 детей (35%) имеют высокий
уровень эстетического
Рис. 2. Результаты констатирующего этапа исследования в контрольном классе
Сравнивая результаты уровня эстетического развития детей в обоих классах, мы выяснили, что в 4 «А» (контрольном) классе он немного выше. Это связано с тем, что в данном классе пятеро детей получают дополнительное эстетическое образование (три ребенка учатся в музыкальной школе, один посещает художественную школу и еще один ребенок занимается в танцевальной студии).
Рис. 3. Сравнительные результаты
констатирующего этапа
Таким образом, проведя анкетирование,
мы выяснили, что интерес к искусству
у младших школьников есть. Им нравиться
не только ходить в театр на представления,
посещать различные выставки или
цирк, но они также хотели бы больше
узнать о самом искусстве. К сожалению,
образовательные передачи по телевидению
для детей, как источник информации
для младшего школьника сегодня
не доступны, так как их просто нет.
Возникает противоречие между потребностью
в знаниях у младших школьников
с одной стороны и
Для подтверждения результатов исследуемых качеств нами была проведена еще одна диагностика.
Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:
1. В музыкальной деятельности
2. В изобразительной деятельности
Эмоциональность – универсальный для всех видов художественной деятельности показатель. Поэтому проблема диагностики и развития эмоциональной сферы - одна из актуальных проблем эстетического развития личности.
Весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку». Ее цель – выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.
В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:
1-я серия: Э. Григ
«Одинокий странник»; П.
2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;
Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?
Критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:
высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).
Результаты диагностики занесены в итоговую таблицу данных и оформлены в количественных выражениях (баллах) (Приложение Б, таблицы 3 и 4).
По результатам исследования
было выявлено, что в экспериментальном
классе (4«Б») 6 детей (это 26%) имеют высокий
уровень, 11 детей (это 48%) имеют средний
уровень и 6 детей (это так же 26%)
- с низким уровнем сравнительной
рефлексии и эмоциональной
Результаты исследования
контрольного (4 «А») класса получились
следующие: 8 детей (35%) имеют высокий
уровень, 10 детей (44%) имеют средний
уровень и 5 детей (21%) - с низким уровнем
сравнительной рефлексии и
Для определения уровня эстетических
проявлений детей в изобразительной
деятельности мы выбрали художественно-
1. Серов В.А. Девочка с персиками.
2. Ренуар О. Читающая девочка.
3. Серов В.А. Портрет Мики Морозова.
На всех портретах с
помощью изображения
Задача эксперимента заключалась в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов, импрессивной эмоциональности.
Испытуемым предлагалось рассмотреть репродукции картин и рассказать (письменно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?
Уровень развития эмоциональных представлений оценивался по трехбалльной системе:
3 балла – высокий уровень, если ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;
Информация о работе Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на уроках ИЗО