Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на уроках ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства. Гипотеза: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если: - выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников; - работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной; - используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………...……………...
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

1.3 Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками

2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста

2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников

Заключение……………………………………………………..………...
Список использованной литературы…….……………………....…...

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие эстетической отзывчивости (Курсач).docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

После посещения выставки было организовано целенаправленное обсуждение данного мероприятия с детьми. Из высказываний и отзывов детей  о художественных произведениях, представленных на выставке стало ясно, что им понравилось бывать на выставке, и было даже интересно, но, прежде всего потому, что это был коллективный выход всего класса, что крайне редко бывает в их будничной школьной жизни. И еще, смена обстановки также воодушевила их на повторное посещение выставки, которое состоялось по истечению четырех недель после первого посещения. За это время с детьми проводились урочные и внеклассные занятия по музыке и изобразительному искусству, комплексные внеклассные мероприятия, включающие произведения разных видов искусства. Помимо задач, направленных на реализацию основной цели данных занятий – приобщение детей к миру искусства, решалась задача и формирования художественной культуры младших школьников.

Перед повторным посещением художественной выставки еще раз  была проведена подготовительная и  соответствующая разъяснительная  работа. Второй выход на выставку оказался более удачным. Дети попали на выставку рисунков детской городской художественной студии. Все содержание выставки было доступно и понятно детям. Они  с большим азартом рассматривали  рисунки, картины детей, бурно и  очень эмоционально делились впечатлениями. Дети, имеющие с собой мобильные  телефоны, пытались на них запечатлеть  понравившиеся увиденные картины. Непосредственно, прямо на выставке у многих детей появились любимые  картины.

С нескрываемым удовольствием  дети рассказывали о своих чувствах и впечатлениях по дороге домой, не дожидаясь организованного классного  обсуждения в стенах школы.

Таким образом, из всего выше описанного содержания формирующего этапа  эксперимента можно сделать вывод  о том, что средства искусства  при правильной организации и  подаче их ученику действительно  способствуют его эстетическому, интеллектуальному  и духовному развитию.

 

 

Выводы по второй главе

 

Подведём итоги материалов второй главы. Нами охарактеризованы сущность искусства и особенность восприятия его младшими школьниками, выделены критерии уровня сформированности их эстетического опыта

По результатам констатирующего  этапа исследования, мы утвердились  в том, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная  работа с детьми по эстетическому  воспитанию. Нами было охарактеризовано и выявлено влияние музыкального, изобразительного искусств на эстетическое развитие младших школьников. Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению нами использовались различные формы и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использовании художественных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Мы убедились, что все  эти виды искусства, а так же их интеграция помогают выразить чувства  и переживания ребёнка, облегчают  взаимопонимание между школьниками. Музыка, изобразительное искусство  имеют большое воспитательное значение и оказывают положительное влияние  на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры. Именно, данные виды искусства воспитывают в человеке чувство прекрасного как в  произведениях искусства, так и  в окружающей его жизни.

Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей  эстетической культуры.

Таким образом, из всего вышеописанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику  действительно способствуют его  эстетическому, интеллектуальному  и духовному развитию.

 
 

Заключение

Эстетическое воспитание невозможно ни представить себе, ни понять без «видения», «слышания», «обоняния», «осязания» его, так как оно материально, объективно. Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам  провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие  выводы. Эстетическое воспитание действительно  занимает важное место во всей системе  учебно-воспитательного процесса, так  как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных  факторов. Воспитательное значение имеет  и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством  эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений  жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном  плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Кроме того, внеклассная работа по эстетическому воспитанию может служить хорошим дополнением в решении данной проблемы. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством  эстетического воспитания младших  школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства  воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность  оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Вот те выводы, к которым  мы пришли в ходе нашей работы.

 
 

Список использованной литературы

1. Агапова, И.А. 30 музыкальных  занятий для начальной школы  [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АКВАРИУМ БУК, К.: ГИППВ, 2002. – 240 с.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная  книга школьного учителя - музыканта  [Текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2000. – 336 с.

3. Анисимов, В.П. Диагностика  музыкальных способностей детей  [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

4. Безбородова, Л.А. Методика  преподавания музыки в общеобразовательных  учреждениях: Учебное пособие  [Текст] / Л.А. Безбородова, Ю.Б.  Алиев. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.

6. Воспитание и образование  в современной школе [Текст]: материалы  всероссийской научно-практической  конференции студентов, аспирантов  и молодых учёных / под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. - 349 с.

7. Гаджиева, Х. Наглядные  пособия в системе художественно-эстетического  образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство  в школе. - № 1. – 2007. – С. 78 –  80.

8. Дмитриева, Л.Г. Методика  музыкального воспитания в школе  [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998. – 240 с.

9. Ильина, Е. Воспитание  искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство  в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.

10. Ильинская, И.П. Критерии  оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. - № 1.- С. 20 - 25.

11. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с.

12. Критская, Е.Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие [Текст] / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.  Шмагина. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. – 207 с.

13. Лихачёв, Б.Т. Теория  эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу  для студентов педагогических  институтов / Б. Т. Лихачёв. –  М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

14. Лукьянов, Б. Г. В мире  эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

15. Марченко, Е. Восприятие  единого эмоционального тона  разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе.  – 2008. - № 5. - С. 69 – 70.

16. Маслова, Л. Педагогика  искусства: Теория и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск:  НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.

17. Музыка. 2 – 8 классы. Художественно-образное  развитие школьников [Текст]: разработки  уроков / авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 157 с.

18. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека [Текст] / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. – 205 с.

19. Музыкальное образование  в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. – 232 с.

20. Музыкально-эстетическое  воспитание школьников [Текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 111 с.

21. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств [Текст] / Е. Неклопочина // Искусство в школе. – 2008. - № 5. – С. 65 – 69.

22. Нурутдинова, А. Эстетическое  воспитание школьников средствами  искусства на уроках художественного  цикла и во внеучебной деятельности [Текст] / А. Нурутдинова // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 64 – 66.

23. Основы эстетического  воспитания [Текст]: пособие для учителя  / под

ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

24. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников Учебное пособие [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

25. Петрушин, В. Научно-методический  журнал для музыкантов, психологов  и психотерапевтов. Музыкальная  психология и психотерапия. [Текст] / В. Петрушин // Искусство в школе.  – 2008. - № 4. – С.125 -128.

26. Программа общеобразовательных  учреждений Музыка 1-8 классы [Текст] / Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004.

27. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2000. – 203 с.

28. Ретгородский, Б.Д. Что может музыка [Текст] / Б.Д. Ретгородский // Музыка в школе. – 2004. - № 4. – С. 61 – 64.

29. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков искусства [Текст]/ Е. Трацевская // Искусство. - 2008. - № 1. - С. 71 - 74.

30. Эстетическое воспитание  школьников [Текст]: вопросы теории  и методики / под ред. М. Д.  Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988.- 104 с.


Информация о работе Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на уроках ИЗО