Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства. Гипотеза: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если: - выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников; - работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной; - используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.
Введение…………………………………………………...……………...
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3 Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
Заключение……………………………………………………..………...
Список использованной литературы…….……………………....…...
После посещения выставки было организовано целенаправленное обсуждение данного мероприятия с детьми. Из высказываний и отзывов детей о художественных произведениях, представленных на выставке стало ясно, что им понравилось бывать на выставке, и было даже интересно, но, прежде всего потому, что это был коллективный выход всего класса, что крайне редко бывает в их будничной школьной жизни. И еще, смена обстановки также воодушевила их на повторное посещение выставки, которое состоялось по истечению четырех недель после первого посещения. За это время с детьми проводились урочные и внеклассные занятия по музыке и изобразительному искусству, комплексные внеклассные мероприятия, включающие произведения разных видов искусства. Помимо задач, направленных на реализацию основной цели данных занятий – приобщение детей к миру искусства, решалась задача и формирования художественной культуры младших школьников.
Перед повторным посещением
художественной выставки еще раз
была проведена подготовительная и
соответствующая
С нескрываемым удовольствием
дети рассказывали о своих чувствах
и впечатлениях по дороге домой, не
дожидаясь организованного
Таким образом, из всего выше описанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Выводы по второй главе
Подведём итоги материалов
второй главы. Нами охарактеризованы сущность
искусства и особенность
По результатам
Мы убедились, что все
эти виды искусства, а так же их
интеграция помогают выразить чувства
и переживания ребёнка, облегчают
взаимопонимание между
Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.
Таким образом, из всего вышеописанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Заключение
Эстетическое воспитание невозможно ни представить себе, ни понять без «видения», «слышания», «обоняния», «осязания» его, так как оно материально, объективно. Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.
Проблема эстетического
воспитания довольно полно разработана
в отечественной и зарубежной
литературе. Это позволило нам
провести тщательный анализ литературы
по этой проблеме и сделать следующие
выводы. Эстетическое воспитание действительно
занимает важное место во всей системе
учебно-воспитательного
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений
жизни и искусства на личность
может проходить как
Таким образом, наша гипотеза,
заявленная в начале работы, подтвердилась.
Действительно, средства искусства, используемые
в учебно-воспитательном процессе,
являются эффективным средством
эстетического воспитания младших
школьников. Опытные педагоги, зная
это, способны посредством искусства
воспитать подлинные
Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.
Список использованной литературы
1. Агапова, И.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АКВАРИУМ БУК, К.: ГИППВ, 2002. – 240 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2000. – 336 с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика
музыкальных способностей
4. Безбородова, Л.А. Методика
преподавания музыки в
5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
6. Воспитание и образование
в современной школе [Текст]: материалы
всероссийской научно-
7. Гаджиева, Х. Наглядные
пособия в системе
8. Дмитриева, Л.Г. Методика
музыкального воспитания в
9. Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.
10. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. - № 1.- С. 20 - 25.
11. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
12. Критская, Е.Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие [Текст] / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. – 207 с.
13. Лихачёв, Б.Т. Теория
эстетического воспитания
14. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
15. Марченко, Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. – 2008. - № 5. - С. 69 – 70.
16. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.
17. Музыка. 2 – 8 классы. Художественно-образное развитие школьников [Текст]: разработки уроков / авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 157 с.
18. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека [Текст] / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. – 205 с.
19. Музыкальное образование в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. – 232 с.
20. Музыкально-эстетическое воспитание школьников [Текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 111 с.
21. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств [Текст] / Е. Неклопочина // Искусство в школе. – 2008. - № 5. – С. 65 – 69.
22. Нурутдинова, А. Эстетическое
воспитание школьников
23. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / под
ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
24. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников Учебное пособие [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
25. Петрушин, В. Научно-методический
журнал для музыкантов, психологов
и психотерапевтов.
26. Программа общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы [Текст] / Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004.
27. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2000. – 203 с.
28. Ретгородский, Б.Д. Что может музыка [Текст] / Б.Д. Ретгородский // Музыка в школе. – 2004. - № 4. – С. 61 – 64.
29. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков искусства [Текст]/ Е. Трацевская // Искусство. - 2008. - № 1. - С. 71 - 74.
30. Эстетическое воспитание школьников [Текст]: вопросы теории и методики / под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988.- 104 с.
Информация о работе Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на уроках ИЗО