Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа
Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование старших дошкольников.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.......................5
1.1. Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ...............5
1.2. Занятия как основная форма организации экологического образования
в ДОУ......................................................................................................................13
1.3. Морально–ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде................................................................................................20
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе...................................................................................................................27
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования............................................33
2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................34
2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................45
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................47
Заключение.............................................................................................................54
Список литературы................................................................................................55
Марина П.
13
В
14
В
15
В
13
В
14
В
13,8
В
Вадим Б.
14
В
11
С
13
В
15
В
13
В
13,2
В
В среднем по гр.
10,5
С
9,8
С
11,4
С
12,1
С
10,6
С
10,9
С
По результатам диагностики
в констатирующем и контрольном
эксперименте (табл. 1-2, 4-5) определяем величину
изменения уровней
Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп
Уровень сформированности экологических знаний
Отношение
к миру
природы
Общий уровень по группе
о мире
животных
о растительном мире
о неживой природе
о временах года
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Контрольный
эксперимент
11,6
10,5
10,5
9,8
12,3
11,4
13,0
12,1
11,4
10,6
11,8
10,9
Констатирующий эксперимент
9,5
9,5
8,6
9,0
10,9
10,4
11,6
11,1
9,4
9,5
10,0
9,9
Прирост показателей (в баллах)
2,1
1
1,9
0,8
1,4
1
1,4
1,0
2,0
1,1
1,8
1,0
Разность (в баллах)
1,1
1,1
0,40
0,4
0,9
0,8
Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 7.
Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте (в %)
Уровни
Уровень сформированности экологических знаний
Отношение к миру природы
Общий уровень по группе
о мире животных
о растительном мире
о неживой природе
о временах года
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Эксп. гр.
Контр. гр.
Высокий уровень
40
30
30
10
50
40
70
50
30
30
30
20
Средний уровень
60
50
70
80
50
50
30
50
60
60
70
70
Низкий уровень
0
20
0
10
0
10
0
0
10
10
0
10
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности
экологических знаний и
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.
3. Данные табл. 7 показывают,
что в результате проведенного
нами формирующего
Кроме того, заметно изменилось
отношение детей
Особую заботу дети стали проявлять за обитателями Уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по уходу за волнистыми попугайчиками. Детям очень нравится мыть кормушку, поилку, насыпать свежий корм, а потом наблюдать за действиями, поведением попугайчиков. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.
На занятиях по экологии
дети стали более внимательными.
Они с интересом слушают
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Разработанный нами комплекс
мероприятий по повышению уровня
экологической воспитанности ст
1. Ашиков В. И., Ашикова
С. Г. Семицветик: Программа и
руководство по культурно-
2. Ашиков В., Ашикова
С. Природа, Творчество и
3. Бобылева Л., Дупленко
О. О программе экологического
воспитания старших
4. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.
5. Большакова М., Морева
Н. Народные названия растений
как одно из средств
6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.
7. Васильева А. И.
Учите детей наблюдать природу.
8. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
9. Выготский Л.С. Игра
и ее роль в психологическом
развитии ребенка //Вопросы
13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. – 178 с.
14. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. – М, 2005. – 427 с.
15. Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. - Владимир. 2006. – 377 с.
16. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
17. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.
18. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.
19. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
20. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - с. 34-36.
21. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - с. 50-53.
22. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. – 438 с.
23. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
24. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.
25. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. - с. 49-53.
Информация о работе Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования