Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 22:29, курсовая работа
Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Введение……………………………………………………………..………..…...3
Глава 1. Уголок природы как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………..……… 7
1.1.Уголок природы как компонент предметно - развивающей среды в ДОУ………………………………………………………………………………..7
1.2.Психолого – педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Глава 2.Формирование экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста средствами уголка природы…………..…18
2.1. Система работы по использованию уголка природы в МДОБУ…..…...18
2.2. Организация и результаты исследования ………………………….….….27
2.3Методические рекомендации по использованию уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста…...……44
Заключение…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………….……………..50
Таблица №2 «Определение уровня навыков и умений после проведенной работы»
№ |
Ф.И ребенка |
Общетрудовые навыки |
Владение спец.навыками |
Всего«+», «-» | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |||
1 |
Наташа Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ 10 |
2 |
Сережа В. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+9 |
3 |
Катя Ж. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+10 |
4 |
Дима К |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
+ |
_ |
+9 |
5 6 7 8 9 10 |
Света П. Полина К. Артём О Вика Д. Катя С. Влад Т |
+ + + _ + + |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ + - + + + |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ - + + + + |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ 11 +10 +10 +10 +11 +11 |
Всего + - |
9 1 |
10 0 |
10 0 |
9 1 |
9 1 |
10 0 |
9 1 |
9 1 |
8 2 |
10 0 |
9 1 |
На основании результатов, полученных из таблицы № 2, нами оформлены круговые диаграммы, определяющие уровни сформированности навыков и умений ухода за комнатными растениями после проведенной работы.
Диаграмма №2 «Уровень навыков и умений ухода за комнатными растениями после проведенной работы»
№ |
Ф.И.ребенка |
Диаграмма |
Проценты |
1 |
Наташа Ч. |
|
91% |
2 |
Сережа В. |
|
82% |
3 |
Катя Ж. |
|
91% |
4 |
Дима К. |
|
82% |
5
6
7
8
9
10
|
Света П.
Полина К.
Артём О.
Вика Д.
Катя С
Влад Т. |
|
100%
91%
91%
91%
100%
100% |
Общий уровень сформированности |
|
93% |
После проведенной работы с детьми мы наблюдаем, что уровень знаний, навыков и умений увеличился, который отображен в диаграммах, дети стали лучше знать название комнатных растений, уметь определять по внешним признакам, владеть специальными и общетрудовыми навыками.
По результатам таблиц №1 и №2 также можно составить таблицу для сравнения результатов навыков ухода за комнатными растениями после констатирующего и формирующего эксперимента.
Таблица№3 «Сравнение результатов усвоения навыков ухода за комнатными растениями после констатирующего и формирующего экспериментов»
№ |
Ф.И.ребенка |
Констатирующий |
Контрольный |
Динамика |
1 |
Наташа Ч. |
82% |
91% |
9 |
2 |
Сережа В. |
55% |
82% |
27 |
3 |
Катя Ж. |
82% |
91% |
9 |
4 |
Дима К. |
55% |
82% |
27 |
5 6 7 8 9 10 |
Света П. Полина К. Артём О Вика Д. Катя С. Влад Т |
91% 82% 82% 82% 91% 91% |
100% 91% 91% 91% 100% 100% |
9 9 9 9 9 9 |
Общий уровень |
73% |
93% |
16 |
2.3.Методические рекомендации по использованию уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с растениями у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Труд и наблюдение детей за растениями в уголке природы воспитатели организуют в течение всего года.
В содержание уголка природы входят:
1 комнатные растения
2 календарь погоды и природы
3 альбомы, гербарии
4 художественная литература о природе
5 дидактические игры природоведческого содержания
6 различные природные материалы
Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить сложную и важную задачу. При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Основные требования, предъявляемые к отбору растений в уголке природы:
1. Подбирать растения типичным для той или иной систематической или экологической группы.
2. Обеспечивать уход за растениями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбираются растения, неприхотливые по уходу за ними.
3. Формировать набор растений в уголке природы внешне привлекательных, способных вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Обеспечить набор нескольких экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости.
5.Обеспечить безопасность по уходу за растениями, которые должны приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста растений в условиях посещения детского учреждения.
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Основные требования, предъявляемые к введению календаря наблюдений в уголке природы:
1. Календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения . 2.Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы.
3.Заполнение календаря производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями.
4. Календарь природы это - графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений.
Заключение
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Примером является организация уголка природы в ДОУ. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.