Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:56, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.
Выявить методические подходы к реализации экономического образования детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности.
Определить роль учебной деятельности в формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности…………………………………………………………………….. 7
1.1 Психолого-педагогические исследования экономического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………… 7
1.2 Методические подходы реализации экономического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 13
1.3 Роль учебной деятельности в формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………
Глава II. Экспериментальная работа по формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности……………………………………………….
2.1 Констатирующий эксперимент. Уровни и их характеристика………..
2.2 Педагогические условия, пути и средства……………………………...
2.3 Результаты экспериментальной работы………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет: дошкольного образования
Специальность: дошкольное образование
Кафедра: общей и дошкольной педагогики
Дисциплина: дошкольная педагогика
Курсовая работа
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор работы: Сабурова Ольга
Александровна
223 группы
заочной формы получения образования
Научный руководитель: Буглак Т.В., ________________________
Работа защищена «____» ___________ 2014г. С оценкой «_________»
Члены комиссии ____________ _________________________
Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы формирования
экономических понятий и представлений
у детей старшего дошкольного возраста
в процессе учебной деятельности………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические исследования экономического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………… 7
1.2 Методические подходы реализации экономического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 13
1.3 Роль учебной деятельности в формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………
Глава II. Экспериментальная работа
по формирования экономических понятий
и представлений у детей старшего дошкольного
возраста в процессе учебной деятельности………………………………………………
2.1 Констатирующий эксперимент. Уровни и их характеристика………..
2.2 Педагогические условия, пути и средства……………………………...
2.3 Результаты экспериментальной работы………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Экономика — это особый мир со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен, интересен и загадочен, а главное, открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Экономика, по утверждению английского экономиста Дж. С. Милля, «...имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех нас без исключения» [25,156]. Древние греки экономикой называли «искусством ведения домашнего хозяйства». В современной экономической литературе дается более широкое определение: «Экономика — это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества». Экономика учит, как распорядиться имеющимися ограниченными ресурсами для удовлетворения безграничных потребностей людей.
В условиях становления социально ориентированной рыночной экономики в нашей республике особую актуальность приобретает задача повышения уровня экономического воспитания населения и прежде всего — молодого поколения. Анализ мирового опыта свидетельствует, что современный высокоорганизованный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому обучению и воспитанию. Рынок — это наиболее строгая оценка результатов труда, ответственности каждого за свою сферу экономической деятельности. По мнению экономистов, фундаментальным признаком рыночных отношений является высокая экономическая самостоятельность субъектов рынка. Поэтому подготовка будущего поколения к участию в экономической деятельности и формирование готовности включиться в современные формы рыночных отношений — важная и очень сложная задача педагогики.
Первое практическое знакомство детей с экономикой начинается в семье и на улице задолго до овладения теоретическими понятиями. Однако бытовых экономических знаний не достаточно, к тому же они оказываются зачастую ошибочными и искаженными. В этой связи важным звеном в цепочке экономического воспитания является, по мнению специалистов, изучавших данную проблему, экономическое обучение в дошкольном учреждении, которое позволит формировать определенный тип мышления и поведения на основе ценностей, принятых в обществе [13,3].
Дошкольника необходимо ввести в мир экономики. Детей интересуют многие вопросы экономического характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше их возникает. Самыми распространенными являются вопросы о потребности и возможности, товаре и цене, работе и заработной плате, банке и валюте; самыми «непонятными»: «Все ли можно купить за папину зарплату?», «Почему мама не может купить понравившуюся игрушку?», «Почему дома нет денег?».
Экономическая любознательность детей закономерна. Экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, которые в ней обсуждаются. Вместе с родителями он ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая, тем самым, определенный экономический опыт.
Грамотно организованная работа по экономическому воспитанию поможет детям развить свои способности и пополнить знания о жизнедеятельности современного общества. В качестве предпосылок экономического обучения и воспитания можно выделить ранее полученные знания из области экономики, любознательность и живой интерес, желание расширить свой кругозор, высокий уровень понятийного мышления, готовность ребенка к овладению экономическими знаниями. Причем последние должны быть доступны детям и отвечать их интересам, уровню мышления, качествам личности, необходимым в той или иной экономической деятельности и проявляющих себя в игровой и трудовой деятельности дошкольников [15,7].
Таким образом, повседневная жизнь дошкольника, семья, общение со сверстниками, образовательная работа в дошкольном учреждении формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.
Теоретическую основу исследования составляют концептуальные основы экономического воспитания, труды зарубежных и отечественных педагогов, посвященные вопросам экономического воспитания (В.Г. Белинский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Д. Локк, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); исследования по теории и методике экономического образования и воспитания детей школьного возраста (Ю.К. Васильев, Г.Х. Гебеков, А.П. Казаков, A.B. Мицкевич, Л.Ю. Слепцова); современные исследования белорусских и российских ученых по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста (П.О. Абдулвагабова, Л.Н. Галкина, Л.Д. Глазырина, М.Ф Грищенко, Е.А. Курак, Н. Селиванова, A.A. Смоленцева, А.Д. Шатова) [1; 10; 13; 14; 21; 34; 36; 44].
Актуальной задачей дошкольной педагогики является образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений и навыков, поиск эффективных путей формирования гармоничной, всестороннего развития личности дошкольника, в том числе и его экономического воспитания [18,4].
Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности. К наиболее эффективным в формировании у старших дошкольников начальных представлений об экономических понятиях следует отнести учебные формы организации деятельности. В детском саду – это специально организованные формы деятельности: разнообразные занятия, экскурсии в зоне ближайшего окружения и т.п. [38,99]
Механизм формирования основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования экономических понятий, представлений, чувств и привычек поведения, что является базисом личности ребенка, а это в свою очередь говорит об актуальности тематики курсовой работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Предмет исследования: формирование экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, программ, методических пособий и педагогической документации, обобщение и систематизация результатов эксперимента); эмпирические (наблюдение, экспертная оценка, самооценка, анкетирование, беседа, эксперимент); математические методы обработки полученных данных.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С некоторых пор в публикациях по экономическому образованию появляются попытки прояснить, как возникла и развивалась эта наука, какие специфические проблемы она исследует, с какого возраста необходимо «экономически образовывать». К сожалению, современная педагогическая наука пока не может дать контрольные ответы на поставленные вопросы.
Необходимо заметить, что проблема экономического воспитания детей дошкольного возраста не является новой и она возникла не сегодня.
Мировой педагогической мыслью оставлено немалое наследие по названному вопросу. Логично констатировать, что на каждом витке истории вопросы, связанные с экономическим воспитанием детей, обретали новое содержание, наполнялись специфичным (для каждой эпохи) смыслом. Но в силу различных исторических и социальных причин эти вопросы носили односторонний характер и решались в контексте трудового воспитания.
Безусловно, к признанию исключительной роли трудового воспитания во всестороннем и гармоничном развитии личности человечество пришло довольно давно. Однако история свидетельствует, что прогрессивная педагогическая мысль в решении вопросов экономического воспитания детей до школы опиралась на опыт, знания, практику своих предшественников в области трудового воспитания.
Любая проблема, в том числе и проблема экономического образования, имеет свою историю. Она связана с возникновением самого понятия «экономика», которое можно обнаружить в трудах известных философов Древней Греции: Аристотеля, Платона, Ксенофонта и других. Экономика — слово греческого происхождения, произошло от слова «ойкономике» (ойкос — хозяйство, номос — закон, правило) и означает «законы и правила разумного ведения домашнего хозяйства». В этом значении слово функционирует до настоящего времени, правда, оно обрело более широкое толкование и включает: народное хозяйство страны или его части; совокупность производственных отношений определённой общественно-исторической формации, экономический базис общества, экономические науки.
Такая разносторонняя характеристика содержания понятия «экономика» позволяет увидеть не только всю его многогранность и сложность, но и технологию изучения науки экономики.
И действительно, экономика — сложная область знаний. Несмотря на то
что человек с раннего детства живет, воспитывается и взрослеет в экономическом пространстве, осознать многие экономические явления ему удается лишь будучи взрослым, и чаще всего в процессе специального обучения [44,18].
Наиболее глубокую систему взглядов на экономику и роль воспитания в обществе создал выдающийся мыслитель древности Аристотель, философские и педагогические идеи которого были наивысшим достижением теоретической мысли античного мира. Он употребил термин «экономия», подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества, в котором жил, и стал первым экономистом в истории науки.
Роберт Оуэн пытался обосновать положение о всестороннем развитии личности, связывая его с достигнутыми успехами в развитии науки. Он одним из первых заговорил о большой воспитательной роли соединения производительного труда детей с обучением.