Формирование эстетического отношения к природе четез изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретическое обоснование формирование у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью эстетического отношение к природе через изобразительную деятельность.
1.1. Значение изобразительной деятельности для развития детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………….5
1.2. Роль природы в эстетическом воспитании……………………………..6-7
Глава 2. Эстетическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности.
2.1. Изобразительное искусство как средство эстетического развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью……..8-12
2.2. Развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью направленная на объекты природы…………….13-16
Заключение…………………………………………………………………...17-18
Литература……………………………………………………………………19-20
Приложение 1………………………………………………………………...21-23
Приложение 2………………………………………………………………...24-25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовя.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования «Белорусский государственный

педагогический университет имени  Максима Танка»

 

Факультет специального образования

 

Кафедра олигофренопедагогики

 

 

 

                                                                                              «Допустить к защите»

                                                                                                Заведующий кафедрой

                                                                                                 олигофренопедагогики

___________Е.А. Винникова

                                                                                                    «___»___________2013 г.

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕТЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Работу выполнила:

                                                                                                    студентка 51 группы 5 курса

                                                                                                 заочной формы получения

                                                                         образования

Плиско Тамара Владимировна

 

                                                                                            Научный руководитель:

                                                               Доцент

                                                                                                 Оглоблина Ирина Юрьевна

                                                                                                      Защищена «___»______2013 г.

                                                                                С оценкой «____»

 

 

 

 

Минск, 2013

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

 

Глава 1. Теоретическое обоснование формирование у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью эстетического отношение к природе через изобразительную деятельность.

 

    1. Значение изобразительной деятельности для развития детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………….5
    2. Роль природы в эстетическом воспитании……………………………..6-7

 

Глава 2. Эстетическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности.

 

    1. Изобразительное искусство как средство эстетического развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью……..8-12
    2. Развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью направленная на объекты природы…………….13-16

 

Заключение…………………………………………………………………...17-18

 

Литература……………………………………………………………………19-20

 

Приложение 1………………………………………………………………...21-23

 

Приложение 2………………………………………………………………...24-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ема: «Знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе»

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях

 

Сезонные явления в  природе

 

1.Методы обучения детей сезонным изменениям в природе

 

2Наблюдение как основной  метод ознакомления детей с  природой

 

3Календарь природы  как средство закрепления знаний

 

4Заключение

 

5Список литературы

 

 

Введение

 

 

Природа – это уникальная книга.

 

Ее тираж – один экземпляр.

 

Только один! И поэтому, читая ее,

 

Нужно беречь каждую страницу!

 

 

Проблема экологического воспитания является в настоящее  время актуальной. До определенного  времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

 

Любовь к природе  можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

 

Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.

 

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

 

 

Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях

 

 

Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются  от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

 

Систематически знакомить  детей с природой начинают впервой  и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей  шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя – формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

 

В средней группе представления  детей о свойствах и качествах  «предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

 

В старшей группе основной становится задача формирования у детей  знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

 

В подготовительной к  школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о  закономерных изменениях явлений неживой  природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

 

Вывод. Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений – начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

 

Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

 

Вывод. Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста.

 

 

Сезонные явления в  природе

 

 

Периодические явления  природы, обусловливаемые годовым  ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями. В  умеренных широтах выражены закономерная повторяемость и последовательность времен года. Смена времен года происходит в результате годового обращения Земли вокруг Солнца при неизменном положении наклона земной оси к плоскости орбиты.

 

Поэтому изменяются высота Солнца над горизонтом, угол падения  солнечных лучей на Землю, количество поступающей солнечной радиации. Положение Земли на орбите определяет наступление астрономических времен года. Однако астрономические сроки времен года не совпадают со сроками периодических изменений погоды 'и живой природы.

 

Например, лето начинается у нас не 22 июня, с началом астрономического лета, а раньше, и кончается оно не 23 сентября, а также раньше этого срока. Это обстоятельство заставило исследователей природы принять во внимание, кроме астрономических, другие показатели времен года.

 

Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений. Например, средний срок зацветания вербы в Подмосковье приходится на 22 апреля.

 

Наблюдения за сезонными  явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты (фенофазы) в жизни наблюдаемых объектов. Так, у деревьев и кустарников это будут начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. Фенологические прогнозы, предсказывающие, какими будут предстоящие весна и лето, помогают полеводам выбрать для посева, нужные сорта растений, садоводам – защитить сады от губительного воздействия заморозков. Фенологические наблюдения за жизнью насекомых в связи с ростом и развитием растений позволяют установить сроки борьбы с вредителями культурных растений.

 

 

Методы обучения детей  сезонным изменениям в природе

 

 

В педагогическом процессе детского сада используются различные  формы организации детей при  ознакомлении их с природой. Занятия  или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма  организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Вывод. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.

Информация о работе Формирование эстетического отношения к природе четез изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуал