Формирование эстетического отношения к природе четез изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретическое обоснование формирование у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью эстетического отношение к природе через изобразительную деятельность.
1.1. Значение изобразительной деятельности для развития детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………….5
1.2. Роль природы в эстетическом воспитании……………………………..6-7
Глава 2. Эстетическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности.
2.1. Изобразительное искусство как средство эстетического развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью……..8-12
2.2. Развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью направленная на объекты природы…………….13-16
Заключение…………………………………………………………………...17-18
Литература……………………………………………………………………19-20
Приложение 1………………………………………………………………...21-23
Приложение 2………………………………………………………………...24-25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовя.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой

 

 

Наблюдение – это  специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее  длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

 

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

 

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

 

Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой  природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

 

Наблюдение может проводиться  как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3–6 человек), так и со всей группой воспитанников.

 

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

 

Осенью воспитатель  ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы  дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С  детьми необходимо советоваться, что  лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.

 

Зимой используют различные  способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает  куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.

 

Весна. В начале весны следует  обращать внимание детей на то, что  солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодоч и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

 

Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

 

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым  и фронтальным. В зависимости  от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

 

Вывод. Каждое последующее  наблюдение должно быть связано с  предыдущим. Таким образом, формируется  система знаний, умений и навыков  детей

 

 

Календарь природы как  средство закрепления знаний

 

 

Ценным пособием для  знакомства с природой может стать  календарь природы. В средней  группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно  надолго сохранить в памяти детей  интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное Работа с календарем природы. В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать л осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.

 

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (6–7) условных изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут быть представлены условными изображениями.

 

Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель  может внести в календарь условное изображение недели (полоска с  клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели. В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования – бумагу, карандаши или краски.

 

Оформляют календари  природы в старшей группе по-разному. Например, в начале года может быть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со средней  группой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явлений заменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых состояний погоды

 

 

Заключение

 

 

Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий – экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания).

 

Таким образом, занятия  обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков, их обобщением.

 

 

Список литературы

 

 

Методика ознакомления детей с природой в детском  саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 19992. – 240 с. 5–09–003254–8.

 

Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. – №5. – С. 44–39.

 

Программа воспитание и  обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985.-240 с.

 

Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. – Средний урал, 1980.-80 с.

 

Урунтаева Т.А. Знакомим малышей с окружающим миром [Текст] / Т.А. Урунтаева, А.М. Афонькина. – М., 1997. – 104 с. – ISBN 5–7042–1124–0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

 

 

Одной из актуальных проблем современности  была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев  населения, формирования у каждого  человека экологической культуры и экологического сознания, предполагающих разумное и грамотное, с биологической точки зрения, взаимодействие человека с природой.

 

Данную проблема нельзя обозначить как проблему новую. Вместе с тем, утилитарно-прагматический взгляд современного человека на природу привел к тому, что в настоящее время она приняла огромные масштабы.

 

Как отмечают исследователи (работы С.Г.Гильмияровой, И.Д.Зверева, Н.Н.Моисеева, В.В.Николиной, И.Т.Суравегиной и других ученых), в третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – эпоху, коэволюционного взаимодействия в системе «Человек – Природа». От экологического кризиса планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек всего лишь часть природы.

 

Сформировать новый взгляд на природу  и систему взаимоотношений с  ней возможно лишь в том случае, если задачи экологического образования и воспитания решать с первых шагов постижения человеком всех тайн и загадок природы, - то есть, с раннего детства. Ведь именно опыт первых контактов с окружающим миром природы прочно входит в нашу жизнь, жизнь уже взрослых людей, и «ведет» нас по этой жизни.

 

Экологическая культура, являясь неотъемлемой частью общей культуры человека, формируется  посредством различных видов  деятельности, которые оказывают  влияние на формирование экологического сознания человека, в котором.

 

Обращаясь к структуре экологической культуры личности, в ней следует выделять внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю экологическую культуру (поведение, поступки, взаимодействие).

 

Опираясь на выше сказанное, можно  сделать вывод о том, что экологическая  культура дошкольника представляет собой конгломерат экологических  знаний и умений, основ экологического мышления, базовые ценностные ориентации по отношению к миру природы, которые объективно обусловливают экологически оправданное поведение детей в природном окружении.

 

Эффективность работы по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, учитывая их возрастные особенности и возможности,  во многом обусловливается теми методами, приемами, формами организации экологически-ориентированной деятельности с детьми, а также особенностями организации образовательного процесса с ними. 

 

Ориентируясь на наглядный характер мышления ребенка-дошкольника, главная задача педагога - наглядно продемонстрировать причинно-следственные связи и зависимости, существующие в мире природы, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов и т.д.

 

Проведенное нами экспериментальное исследование, ориентированное на изучение результативности экологического образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста,  свидетельствует о том, что большинство педагогов испытывают затруднения при решении экологически-ориентированных задач. В основном их деятельность сводится к накоплению у детей только лишь знаний природоведческого характера. Задача же осмысления сущностных особенностей тех экологических связей и зависимостей, в мире природы существующих, педагогами практически не ставится и не решается.

 

Сделанный нами вывод побудил нас  к пересмотру базовых оснований  организации работы с детьми. В  основу легли идеи Н.Н.Поддьякова (Н.Н.Поддьяков, 1972), который подчеркивал мысль  о том, что очень важно так  организовать образовательный процесс с детьми, чтобы обеспечить им «ключ» к активному самостоятельному познанию действительности, а не стремиться к предоставлению им исчерпывающей суммы знаний (что является типичным для традиционной системы  воспитания). 

 

В системе работы по экологическому образования и воспитанию дошкольников таким «инструментом познания» по праву является активное использование в работе с детьми моделей и деятельности моделирования.

 

В основе моделирования лежит принцип  замещения - реальный предмет может  быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно в процессе моделирования для решения познавательных задач может быть задействована зрительная, двигательная, ассоциативная память, воображение, мыслительные процессы и операции, - то есть те познавательные психические процессы, которые объективно обусловливают процесс осознания детьми тех фактов и явлений, которые они могут наблюдать в окружающей природе.

Информация о работе Формирование эстетического отношения к природе четез изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуал