Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 20:53, дипломная работа
Цель: теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность внеурочных занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.
Введение………………………………………………………………...
Глава I. Теоретическое основы проблемы формирования здорового образа жизни школьников младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…….
1.2 Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности ……………………………………………………………………..
1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью………………………………
1.4 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ….
Выводы по 1 главе……………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
2.1. Изучение уровня знаний и понятий о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………
2.2. Формирование знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях……………………………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………….
4.Занимайся физкультурой.
На занятиях совместно с детьми была выявлена значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Были организованы прогулки и подвижные игры на свежем воздухе в которых с большим интересом принимали участие все дети.
Помимо занятий по данному блоку на каждом занятии по программе проводились физминутки, использовались двигательные упражнения, эстафеты.
5.Соблюдай режим дня.
Основной целью занятий было воспитание самостоятельности при выполнении основных моментов режима дня.
Нами была организована экскурсия к стенду «Режим дня» в школе. Значимость режима дня для здоровья определялась через беседу, анализ конкретных примеров поведения. Самостоятельные выводы были сформулированы Сашей К. В беседе активно участвовали Оли К., Гали Ш. В качестве творческого задания детям предлагалось оформить свой режим дня в рабочей тетради (отмечены работы Оли К., Гали Ш., Кати С., Саши К). Как один из игровых приемов была использована пантомима (показ действий в соответствии со временем, установленным на часах), что вызвало большой интерес у всех учащихся.
Обобщающее занятие по программе было построено в форме игры-путешествия в Страну Здоровья. В ходе этого занятия были актуализированы и проверены полученные детьми знания, умения и навыки по всем блокам программы. Активное участие в выполнении предложенных заданий принимали все учащиеся класса.
Завершающее творческое занятие «Страна Здоровья» было направлено не только на закрепление знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей детей, на закрепление ассоциативных связей с понятиями и символами ЗОЖ, на воспитание умения работать в коллективе. Детям предлагалось совместно нарисовать Страну Здоровья, при этом они могли пользоваться рабочими тетрадями. Работа учащихся отличалась сплоченностью и активностью.
После проведения работы с целью выявления ее эффективности был проведен контрольно-оценочный эксперимент с использованием того же инструментария, что и на констатирующем этапе.
Результаты представлены в таблице и диаграмме.
Таблица 2
Сводная таблица результатов контрольно-оценочного эксперимента определению уровня сформированности знаний и представлений о здоровом образе младших школьников с умственной отсталостью
Имя |
Анкета №1 |
Анкета №2 |
Общий бал |
Уровень | |
часть 1 |
часть 2 | ||||
Антон В. |
6б |
7б |
7б |
10б |
средний |
Артём П. |
6б |
6б |
4б |
7б |
средний |
Вадим Л. |
7б |
8б |
8б |
25б |
высокий |
Галя Ш. |
9б |
9б |
9б |
27б |
высокий |
Катя С. |
10б |
10б |
9б |
29б |
высокий |
Лена Р. |
2б |
4б |
2б |
8б |
низкий |
Максим А. |
5б |
5б |
1б |
11б |
низкий |
Маша Р. |
3б |
3б |
3б |
9б |
низкий |
Оля К. |
8б |
8б |
8б |
24б |
высокий |
Саша А. |
6б |
6б |
5б |
17б |
средний |
Сергей Д. |
2б |
2б |
3б |
7б |
низкий |
Татьяна Т. |
4б |
4б |
4б |
12б |
низкий |
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – 24б. - 30б.
Средний уровень – 23б. - 15б.
Низкий уровень – 14б. - 0б.
Из таблицы видно, что данные констатирующего эксперимента после проведения внеклассной работы значительно изменились. Так повысился высокий уровень знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни с 17% до 33% (Вадим Л., Галя Ш., Катя С., Оля К.). Средний уровень остался прежним и составил 25% (Саша А. Антон В., Артем П.). Значительно снизился низкий уровень с 58% и составил 42% от общего количества учащихся (Сергей Д., Татьяна Т. Лена Р., Максим А., Маша Р.).
Наглядно результаты контрольно-оценочного эксперимента представлены в диаграмме № 2.
Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что опытно-экспериментальная работа дала положительные результаты по формированию здорового образа жизни учащихся с умственной отсталостью средствами внеклассных занятий.
Выводы по 2 главе
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе выявлен уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью. На втором рабата была направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на занятиях во внеурочной деятельности, а так же уточнение педагогических условий, при которых внеурочные занятия становятся эффективным средством формирования представлений о ЗОЖ школьников с умственной отсталостью. На третьем этапе проводился контрольный эксперимент с целью определения эффективности использования внеклассных занятий в формировании представлений о ЗОЖ младших школьников с умственной отсталостью.
По результатам констатирующего этапа эксперимента выявлено, что учащиеся третьего класса с умственной отсталостью имеют низкий уровень представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знания их фрагментарны, не вполне систематизированы, в основных понятиях учащиеся ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности. В некоторых случаях младшие школьники знают правила личной гигиены, знают, как их выполнять, но не выполняют, не следуют им главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию. В большинстве случаев дети не способны отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Многие учащиеся показывают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уровне обыденного знания. Большинство учащихся не проявляют интереса к собственному здоровью. Таким образом, данные констатирующего этапа определяют необходимость проведения внеклассной работы по формированию знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.
После проведения внеклассной работы значительно изменились. Так повысился высокий уровень знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни с 17% до 33%. Средний уровень остался прежним и составил 25%. Значительно снизился низкий уровень с 58% и составил 42% от общего количества учащихся. Это подтверждает теоретические предположения о том, что педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна быть направлена на выработку знаний и опыта ведения здорового образа жизни, что является важной предпосылкой формирования устойчивой мотивации ЗОЖ, играющая главную роль в формировании валеоготовности через самоконтролируемую активность в созидании своего здоровья. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Эту задачу эффективно решают внеклассные занятия, проводимые воспитателем во второй половине дня.
Заключение
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы 8-го вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).
Сравнивая учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида и учащихся массовой школы по показателям физического развития, констатирует более низкий его уровень у первых. Е. М. Вайнруб указывает на более низкую физическую работоспособность учащихся с задержкой психического развития по сравнению с учащимися массовой школы аналогичного возраста, объясняя этот факт специфическим недоразвитием вегетативных функций у данной категории детей.
Л. П. Уфимцева, проведя ряд экспериментов, пришла к выводу о зависимости успешности обучения детей с умственной отсталостью от состояния их здоровья. Так выявлена зависимость успешности обучения от показателей умственной работоспособности. Отмечено, что учащиеся с низким уровнем успеваемости пропускают большее количество учебных дней по причине болезни, чем учащиеся с более высоким уровнем успеваемости. Следовательно, наличие сопутствующих соматических заболеваний у детей с нарушением интеллекта отрицательно влияет на успешность усвоения ими учебной программы как через астенизацию организма (снижение работоспособности), так и через нарастание педагогической запущенности по причине пропуска учебных дней по болезни.
Исходя из проанализированной нами литературы по проблеме формирования культуры ЗОЖ у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида, мы сделали следующие выводы. Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья школьников с умственной отсталостью является формирование у них культуры ЗОЖ. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
На основании изучения трудов В. В. Колбанова, И. И. Соковни-Семеновой, Б. Н. Чумакова, Н. М. Амосова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:
1. Рациональное питание.
2. Оптимальная для организма двигательная активность.
3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).
4. Предупреждение вредных
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).
Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции. Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь учащихся с умственной отсталостью различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных способах его укрепления. Однако ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии, что может быть обусловлено психосоматическими нарушениями. Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создаются вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим. С учетом этого И. Ю. Жуковин рекомендует внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей осуществлять на основе формирования традиций. Автор считает необходимым вокруг детей с самого раннего детства создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
Такая среда может быть создана на внеклассных занятиях. Проводимые занятия строились с учетом некоторых положений включающих в себя многоэтапную, постоянную, непрерывную работу в учебное и внеурочное время; определение цели занятия совместно с учащимися; создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев ЗОЖ; формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ; формирование у учащихся элементарных анатомических и гигиенических знаний; выявление через практику значимости режима дня и двигательной активности; создание устойчивой мотивации к ЗОЖ и самоконтролируемой активности в созидании своего здоровья; профилактику вредных привычек; постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.
Комплекс занятий представлял собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и включал 5 взаимосвязанных блоков:
-Знай свое тело;
-Соблюдай правила гигиены;
-Скажи «нет» вредным
-Занимайся физкультурой;
-Соблюдай режим дня;
Для создания положительного эмоционального фона занятий при организации беседы или объяснения нового материала учащиеся рассаживались по кругу, что часто используется в психологических тренингах. С целью более прочного усвоения знаний, умений и навыков валеологического характера работа на занятиях осуществлялась с опорой на различные анализаторы: зрительный (привлечение схем и условных изображений, наглядного материала), слуховой (восприятие информации на слух), двигательный (выполнение упражнений), рече-двигательный (проговаривание при выполнении различных упражнений и заданий, при записи новых слов).
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, а также для создания устойчивой мотивации содержание занятий, по возможности, отражалось на уроках, основных режимных моментах, экскурсиях.
По окончанию работы была отмечена положительная динамика в вопросах здоровья и ведения здорового образа жизни учащихся третьих классов с умственной отсталостью. Это говорит о подтверждения гипотезы исследования и подтверждении того, что внеклассные занятия действительно являются эффективным средством в решении вопросов по формированию здорового образа жизни учащихся. Цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
Список используемой литературы
1. Белецкая В. И., Громова З. П., Егорова Т. И., Школьная гигиена: Учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогических институтов. М.: Просвещение, 1983. 160с.
2. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонением в развитии. М.: Педагогика, 1973, 175с.
3. Гигиена детей и подростков/Под редакцией В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1980. 440с.
4. Грегор О. Жить не старея (Искусство вести здоровый образ жизни. Не стареть - это искусство.): Пер. с чешского/Предисловие Н. Б. Коростелева. М.: Физкультура и спорт, 1991. 271с.
5. Дмитриев А. А., Веневцев С. И. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ //Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 30 - 44.
6. Дмитриев А. А., Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы в специальной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999. с. 190 - 193.