Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 20:53, дипломная работа
Цель: теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность внеурочных занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью.
Введение………………………………………………………………...
Глава I. Теоретическое основы проблемы формирования здорового образа жизни школьников младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…….
1.2 Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности ……………………………………………………………………..
1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью………………………………
1.4 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ….
Выводы по 1 главе……………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………..
2.1. Изучение уровня знаний и понятий о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью……………………
2.2. Формирование знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях……………………………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………….
7. Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987. 151с.
8. Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990. 81с.
9. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Советский спорт, 1991. 32с.
10. Дульнев Г. М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: Прсвещение, 1981. 165с.
11. Если хочешь быть здоров: сборник/составитель Исаев А. А.. М.: Физкультура и спорт, 1988. 352с.
12. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе специальной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 54 - 59.
13. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
14. Запорожченко В. Г. Образ жизни и вредные привычки. М.: Медицина, 1984. 32с.
15. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Просвещение, 2000. 128с.
16. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. М.: Российский спорт, 1998. 64с.
17. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Пер. с английского. М.: Медицина, 1990. 240с.
18. Каневская Л. Я. Питание школьника. М.: Академия, 2001. 64с.
19. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: Речь, 2003. 232с.
20. Колесов В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Академия, 2003. 176с.
21. Колокольцев Е. Ф. Создание индивидуальных программ обеспечения здоровья и активного долголетия при напряженных психофизических нагрузках//Международная научная конференция «Здоровый образ жизни»: Тезисы докладов. Часть 2. Новгород, 1990. с. 41 - 42.
22. Коршунова Н. Пять слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье 2000 №2. с. 5 - 8.
23. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с.
24. Лебедева Н. Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. Минск: Народная асвета, 1996. 144с.
25. Общие вопросы олигофренопсихологии и особенности деятельности учащихся вспомогательной школы (учебное пособие)/Под. ред. Петровой В. Г. Москва, 1993. 104с.
26. Панкратьева Н. В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. М.: Мысль. 2003. 236с.
27. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. 288с.
28. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608с.
29. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов/Под. ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 360с.
30. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ Пер. с английского. М.: Физкультура и спорт. 1991. 592с.
31. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 41с.
32. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия». 2000. 208с.
33. Специальная психология /под ред. Л.В. Кузнецовой, М: Академия, 2007, 480с.
34. Таболин В. А., Неудахин Е. В. Значение хронической стрессовой реакции в развитии патологии у детей// Проблемы формирования, Сохранения, восстановления и укрепления здоровья: Сб. науч. трудов.,сер. Валеология. Выпуск 9. М.; Тюмень. 1995. С 14 - 19.
35. Ткаченко Е. Гуманизация Российского образования//Народное образование. 1995. №6. с. 4 - 8.
36. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. 248с.
37. Уфимцева Л. П., Венсловене Н. Н., Окладникова Т. К., Искрова Л. В., Зависимость успешности обучения учащихся специальной школы от состояния их здоровья//Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей. Красноярск: Издательство КГПУ. 1996. с. 49 - 51.
38. Уфимцева А. П. Педагогические подходы к достижению коррекционно-оздоровительного эффекта в процессе школьного обучения детей// Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ. 1999. с. 82 - 91.
39. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 245с.
40. Щербак А. П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999. 72с.
41. Яновская Т. Ю. Как устроен человек? История для детей. Ростов На Дону: Феникс. 2000. 224с.
42. Ярулов А. А. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск. 1998. 108с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План-сценарий
праздника.
“В здоровом теле - здоровый дух”
За полчаса до открытия праздника школьный радиоузел транслирует спортивные песни и марши. После позывных праздника звучит припев песни “Внимание! На старт!” (слова Львовского, музыка И.О. Дунаевского). Ведущий приглашает школьников строиться, в заранее установленном порядке, в колонны по 3 человека. Звучит песня “Друзья на стадионы!” (слова Рудермана, музыка Б. Терентьева). Под музыку друг за другом идут классы во главе с физоргами. Физорги несут табличку с изображением спортивной эмблемы класса. Группа (класс) становится и поворачивается лицом к месту, где располагается судейская коллегия. Физорги сдают рапорт председателю школьной комиссии и представляют на “смотр-конкурс” эмблему класса.
После приветствия ведущий представляет зрителям членов жюри и почетных гостей. Слово предоставляется ветерану физкультурного движения города (мастеру спорта), директору школы.
После подъема флага лучшими спортсменами школы ведущий объявляет о начале показательных выступлений.
Чтоб с болезнями не знаться,
К докторам не обращаться,
Чтобы сильным стать и смелым,
Быстрым, ловким и умелым,
Надо с детства закаляться
И зарядкой заниматься.
Физкультуру всем любить
И со спортом в дружбе быть.
Учитель: “Что нам дети помогает быть здоровым, смелым?”
Учащиеся: “Помогает нам всегда - Солнце, воздух и вода.”
Учитель: “Крепла чтоб мускулатура, занимайтесь …”
Учащиеся: “Физ-куль-турой!!!”
Учащиеся от каждого класса выступают
с показательными выступлениями.
Показательные выступления:
А) спортивный танец;
Б) пирамида;
В) физ. зарядка;
Г) акробатические упражнения;
Д) фокусы и т.д.
Учитель: “Сегодня мы проведем спортивные состязания, проверим свою ловкость и сноровку. Для того, чтобы соревнования прошли успешно, необходимо соблюдать правила игр, быть дисциплинированными, “болеть” за своих товарищей.
Дети, которые участвуют в играх и выполняют упражнения (“болельщики”), тоже получают дополнительные очки команде. Итак, приступаем к соревнованиям.”
Задания командам:
А теперь возвращаемся, выполняя те же
упражнения.
За нарушение правил – минус 1 очко;
Ответственные стоят на старте и финише,
за нарушение снимают 0,5 очка.
Ребята, пришедшие:
I – ми получают 20 очков;
II – ми – 15 очков;
III – ми – 12 очков;
Ответственные подводят итоги эстафеты.
Задание болельщикам:
I-3 очка;
II-2 очка;
III-1 очко;
Ответственный ученик 9 класса _________________________.
Подведение итогов участия болельщиков (6 заданий).
Учитель: - Приглашаю детвору на веселую игру.
а) “Перетягивание каната” (от класса 4 мальчика и 1 девочка)
1) 5а-5б,
2)5а-5в,
3)5б-5в;
Ответственный ученик 9 класса ____________________.
б) “Удержи равновесие”.
На скамейке сбить мешком (с опилками
или тряпками) соперника. Около скамеек
для безопасности лежат маты.
в) “Втроем сквозь обруч”.
Команды, в каждой из которых по 3 игрока,
строятся в колонны по одному, за общей
линией старта. Перед каждой командой
на расстоянии 10 метров кладется обруч.
По сигналу судьи, игроки, стоящие первыми,
устремляются вперед, пролезают сквозь
обруч и вернувшись, берут за руки вторых
игроков своих команд. Не разрывая рук,
они подбегают к обручу и выполняют то
же задание. Затем то же ребята выполняют
втроем, держась за руки. Побеждает команда,
быстрее других закончившая игру.
г) “Малая эстафета по кругу”.
(Участвуют по 5 человек от класса)
Ответственный ученик 9 класса ________________________.
Участники строятся с одинаковым количеством игроков в колонны по 1-му и располагаются, как спицы в колесе, лицом к центру. Игроки, стоящими крайними от центра круга, держат в правой руке по эстафетной палочке (кегле).
Подведение итогов за участие в играх.
Описание игры:
По сигналу учителя, игроки с эстафетными палочками (кеглями) бегут в правую (левую) сторону по окружности построения и, возвращаясь к своей команде с другой стороны, передают эстафету очередному игроку в правую руку, сами же становятся во главе колонны. Очередные игроки, получившие эстафету, повторяют пробежку таким же образом, как и первые. Когда от последнего игрока по порядку, эстафета будет передана вновь первому, команда заканчивает пробежку. I номер, приняв эстафету поднимает ее к верху и говорит: “Есть!”. Команда раньше других закончившая перебежки, выигрывает.
I-м: 3 очка; II-м: 2 очка; III-м: 1 очко;
Правила:
1) После того, как выбежит очередной игрок,
вся колонна делает шаг назад, уступая
место у центра круга подбегающему.
2) Во время бега по кругу нельзя касаться
крайних игроков, толкать бегущих товарищей,
пробегать между шеренгами, сокращать
путь (смотреть Приложение рис.1)
д) Пионербол – по олимпийской системе ( по 6 девочек+1
запасной от группы)
Ответственный ученик 9 класса ______________________.
е) Игра в мини футбол (мальчики).
(1 вратарь+5 в поле) по 10 минут
Ответственный ученик 9 класса _________________.
Подведение итогов: вручение грамот и переходного кубка победителям.
Учитель:
“На этом наш спортивный досуг заканчивается. Все хорошо выполнили задания, победили сильнейшие. Это не последние старты, поэтому занимайтесь дома зарядкой, закаляйтесь, стремитесь к спортивным высотам, будьте здоровы”.
Движение-это жизнь и здоровье!!!
Чтоб расти и закаляться,
Надо спортом заниматься,
Закаляйтесь детвора,
В добрый путь
Физкульт- все УРА!!!