Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 09:06, курсовая работа
Цель данной работы изучение особенностей формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов.
Объект исследования: педагогический процесс формирования нравственности через народные традиции.
Предмет исследования: народные традиции, способствующие развитию у детей знания своей родословной, сохранение фамильной чести, уважения к предкам.
Определив актуальность темы, объект, предмет исследования, выдвигаем гипотезу.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................................... 5
1.1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в традиционных культурах татарских и русских народов у детей дошкольного возраста............................................................................................................. 6
1.2. Развитие нравственной деятельности у детей в педагогическом процессе ДОУ.................................................................................................. 10
1.3. Работа педагогов ДОУ с родителями воспитанников по вопросу развития нравственности у детей дошкольного возраста............................................................................................. 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1................................................................ 15
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................... 16
2.1 Подбор методик для проведения диагностики по проявлению нравственности у детей дошкольного возраста............. 16
2.2.Разработка бланков по выбранным диагностическим методикам..........................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................25
На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Подарок должен был иметь смысл и функциональное назначение.
В наше время занятия рукоделием, изготовление различных поделок, потеряв свое сакральное значение, стали формой проведения свободного времени, досуга. Подарки готовились не только к семейным праздникам (день рождения, свадьба и т.п.), но и к календарным (Рождество, Пасха, Троица и пр.). Народные праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.
В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать народные праздники.
В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. По определению Ю. Г. Кругловой, праздники являются "нравственным кодексом народа". В-четвертых, в познавательной ценности. Праздники, как правило, были связаны с сезонными изменениями в природе и тесно переплетались с трудовой деятельностью (масленица, колядование и т.д.), а также с религиозными датами, которые широко отмечались в народе.
Именно на воспитание положительной активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлено использование народных традиций в семейном воспитании татарского и русского народа.
1.2. Развитие нравственной
деятельности у детей в
За короткий период дошкольного детства
ребенок усваивает многие
способы поведения и общения.
Он чутко присматривается к
поведению взрослых и сверстников,
подражает их речевым особенностям,
манерам, жестам, у него появляются
довольно устойчивые привычки.
Он интенсивно развивается физически,
интеллектуально и нравственно. Ярко проявляется
его стремление к общению со сверстниками.
Уже на третьем году жизни малыша не удовлетворяют
игры в одиночку, он ищет общения со сверстниками,
испытывает потребность к совместной
с ними деятельности. Ребенок, подражая,
усваивает многие правила поведения. Формирование
нравственного поведения дошкольника
должно проходить под руководством педагога.
Основная задача- воспитывать у него организованное
поведение в соответствии с общепринятыми
правилами, руководствуясь которыми он
может самостоятельно устанавливать контакты
со сверстниками, управлять своими желаниями.
Обучение как один из ведущих методов
воспитания помогает усвоить определенный
объем конкретных навыков и умений, от
которых зависит поведение ребенка, его
организованность, самостоятельность,
упорядоченность и осмысленность действий.
Усваивая необходимые навыки,
ребенок знакомится с
С этой целью ребенка
обучают правилам, связанным с
соблюдением чистоты и
Психологической особенностью дошкольника является и его стремление к подражанию. Педагоги и родители широко используют, формируя положительное поведение ребенка, пример друзей. Сила примера в его наглядности и конкретности. Для ребенка немаловажно, что скажет о его поведении товарищ. Дети, усвоившие то или иное правило, требовательно относятся к его выполнению другими. Особенно небезразлично мнение сверстников старшему дошкольнику.
Для прочного усвоения
правил необходим
Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда ребенок прочно овладеет культурой поведения, то он будет вести себя так, как его учили, в отсутствие педагога.
В общении детей между собой возникает множество ситуаций, в которых они самостоятельно решают, как поступить: извиниться, поблагодарить, обратиться с просьбой, посторониться, пропустить вперед себя…Педагог, видя, как ведет себя ребенок, делает вывод, насколько прочно он усвоил правила поведения.
Культура поведения ребенка
проявляется не только в
1.3. Работа педагогов ДОУ с родителями воспитанников по вопросу развития нравственности у детей дошкольного возраста.
В семье ребенок чаще сам решает, чем ему заняться, во что играть, как организовать свою деятельность, кого взять в партнеры. Он сам ставит перед собой цель, осуществляет ее по своему усмотрению, проявляя высокую активность, инициативность; фантазирует, обдумывает замысел и способы его реализации, предвидит результат и преодолевает трудности. Жизнь ребенка должна быть наполнена массой полезных и увлекательных дел. Он может играть, заниматься, трудиться, наблюдать за происходящим в семье, обмениваться впечатлениями со сверстниками и взрослыми, слушать радио и смотреть по телевидению детские передачи, конструировать…
Нередко родители бывают вполне удовлетворены тем, что сын или дочь чем-то заняты, не шумят, не надоедают взрослым. Но главное- в воспитывающем значении детской деятельности, которая заключается в том, каково ее содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли применить имеющиеся знания, умения, моральные представления в действии? Если играет вместе товарищем, то как себя проявляет: обходителен или дерзок; вежлив или груб; щедр или жаден; покладист или строптив. Соответствует ли содержание деятельности уровню его возрастных возможностей? Мы не можем быть удовлетворены тем, что старший дошкольник занимается складыванием пирамидки или матрешки. Это занятие малыша. К старшему ребенку требования выше: его деятельность должна содержать в себе элементы, требующие усилий, выдержки, смекалки, сосредоточенности. Этим требованиям соответствуют, например, занятия с конструктором, игры в шашки и шахматы, изготовление различных игрушек-самоделок из природного материала, бумаги, картона и др. Взрослые должны руководить детской деятельностью; уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий; учить ребенка умению самостоятельно организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и чередовании различной деятельности, в расширении ее содержания, достижении поставленной цели.
Предметом особого разговора педагога с родителями является вопрос о руководстве деятельностью детей. Воспитатель показывает им собственную работу с детьми. Важно, чтобы родители увидели различные стороны руководства детской деятельностью: как педагог создает в группе атмосферу деловитости, побуждает детей находить интересные дела и с этой целью включает их в игры, занятия, труд; как под его руководством детской деятельности придается воспитывающий характер; как, не нарушая детских замыслов, создает такие ситуации, которые побуждают детей к активности и самостоятельности; осуществляет индивидуальный подход к ним и при необходимости советует, объясняет, обсуждает с ними замыслы; привлекает отдельных детей, затрудняющихся выбрать себе занятие, к группкам ребят, умеющих дружно играть, трудиться, заниматься; оценивает старание детей, их активность, поведение, отношения друг к другу в процессе совместной деятельности.
Педагог разъясняет родителям: каждый вид детской деятельности ( игры, занятия, труд) создает наиболее благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников. В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистические навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, проявлять уважение к партнеру, общему замыслу; на занятиях- культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности- трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудия труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.
В теоретике - методической литературе по проблеме нравственного воспитания дошкольников в традиционных культурах татарских и русских народов можно сделать следующие выводы:
1. Формирование нравственных
2. Существуют методы, которые органично дополняют друг друга и способствуют совершенствованию и повышению организации нравственного воспитания в ДОУ.
3. Главная особенность механизма;
нравственного воспитания
4. Задачи нравственного
- задачи формирования его
- задачи, которые отражают потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Подбор методик для проведения диагностики по проявлению нравственности у детей дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ.
2.1. Диагностика
воспитания нравственных
Исследование проводилось в МДОУ ЦРР Д/с №253 г. Уфы. В данном исследовании участвовало 50 человек (дети подготовительной к школе группы; контрольная и экспериментальная группы), родители детей, которые заполняли анкеты с целью определения уровня знаний о нравственном воспитании детей.
Цель констатирующего этапа экспериментальной работы: выявить уровень сформированности нравственных чувств у детей. Экспериментальная работа проводилась в два этапа:
- на первом этапе (констатирующий эксперимент) стояла задача определения уровня сформированности нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
- на втором этапе формировали нравственные чувства в традиционных культурах.
Для проверки уровня сформированности были использованы следующие методы:
- беседа (индивидуальная и коллективная);
- наблюдения;
- анкетирование родителей;
- анализ.
В детском саду для воспитания существует масса возможностей. В
процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Мы на конкретных примерах объясняли детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для них нормой поведения, хорошей привычкой.
Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».
Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. На самом же деле они лишь мешают выработке у ребенка полезных навыков в поведении, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Воспитание культуры общения осуществлялась в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, мы старались поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Объединяли детей в деятельности, которая вынуждала их совместно радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность и т. д.
В интересной, насыщенной событиями жизни, общение детей приобретает особую содержательность. Мы использовали различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить детей приветливой улыбкой, постараться увлечь увлекательной игрой, или полезной, но не менее увлекательной деятельностью. В итоге утро начинается радостно и положительный настрой сохраняется в течение всего дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между детьми происходит в атмосфере дружелюбия и доброжелательности.