Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 09:06, курсовая работа
Цель данной работы изучение особенностей формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов.
Объект исследования: педагогический процесс формирования нравственности через народные традиции.
Предмет исследования: народные традиции, способствующие развитию у детей знания своей родословной, сохранение фамильной чести, уважения к предкам.
Определив актуальность темы, объект, предмет исследования, выдвигаем гипотезу.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................................... 5
1.1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в традиционных культурах татарских и русских народов у детей дошкольного возраста............................................................................................................. 6
1.2. Развитие нравственной деятельности у детей в педагогическом процессе ДОУ.................................................................................................. 10
1.3. Работа педагогов ДОУ с родителями воспитанников по вопросу развития нравственности у детей дошкольного возраста............................................................................................. 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1................................................................ 15
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................... 16
2.1 Подбор методик для проведения диагностики по проявлению нравственности у детей дошкольного возраста............. 16
2.2.Разработка бланков по выбранным диагностическим методикам..........................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................25
2.2.Разработка бланков по
Список экспериментально и контрольной группы. Таблица №1.
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1 |
Бердышев Марк |
Аглиуллин Арсен |
2 |
Быковская Анастасия |
Аминева Раушан |
3 |
Габбасов Камиль |
Ахметова Карина |
4 |
Галиева Лейсан |
Барков Владимир |
5 |
Гарифуллина Елизавета |
Валова Мария |
6 |
Герасимова Арина |
Газизова Дилара |
7 |
Губайдуллин Рафаэль |
Демченко Леонид |
8 |
Еремишкина Полина |
Зайкин Григорий |
9 |
Камалов Денис |
Казеев Иван |
10 |
Кажевников Арсений |
Корженко Игорь |
11 |
Круглов Никита |
Корнеева Анастасия |
12 |
Курская Дарья |
Краснов Никита |
13 |
Мадияров Артур |
Курманова Карина |
14 |
Мугсинов Дарис |
Курносова Ксения |
15 |
Мунтяев Никита |
Лаптева Дарья |
16 |
Насибуллина Рената |
Латкин Никита |
17 |
Неволин Данил |
Лысякова Мария |
18 |
Нурбаева Мериам |
Трегубова Галя |
19 |
Рахимов Эдуард |
Минигалина Регина |
20 |
Савченко Максим |
Мосунов Артем |
21 |
Тимеркаева Рената |
Нуриахметов Артур |
22 |
Трухачева Валерия |
Оганесян Кристина |
23 |
Узенев Андрей |
Петрова Анастасия |
24 |
Федорова Аделина |
Сафин Эмиль |
25 |
Хабибов Вадим |
Сулейманова Аделя |
В процессе бесед и наблюдений за деятельностью детей старшего дошкольного возраста, провелась диагностика, разработанная Т.Н. Бабаевой, с помощью которой мы наглядно предоставляем уровни сформированности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста:
-высокий - «1»
-средний - «2»
-уровень ниже среднего - «3».
В ходе проведенной работы по исследованию нравственных чувств у детей дошкольного возраста получены следующие результаты:
Таблица №3.
Уровни сформированности нравственных чувств в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент).
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Уровень нравственности |
1 |
Бердышев Марк |
1 |
2 |
Быковская Анастасия |
3 |
3 |
Габбасов Камиль |
3 |
4 |
Галиева Лейсан |
2 |
5 |
Гарифуллина Елизавета |
2 |
6 |
Герасимова Арина |
2 |
7 |
Губайдуллин Рафаэль |
. 3 |
8 |
Еремишкина Полина |
1 |
9 |
Камалов Денис |
2 |
10 |
Кажевников Арсений |
3 |
И |
Круглое Никита |
3 |
12 |
Курская Дарья |
3 |
13 |
Мадияров Артур |
1 |
14 |
Мугсинов Дарис |
3 |
15 |
Мунтяев Никита |
2 |
16 |
Насибуллина Рената |
2 |
17 |
Неволин Данил |
1 |
18 |
Нурбаева Мериам |
2 |
19 |
Рахимов Эдуард |
3 |
20 |
Савченко Максим |
3 |
21 |
Тимеркаева Рената |
1 |
22 |
Трухачева Валерия |
3 |
23 |
Узенев Андрей |
2 |
24 |
Федорова Аделина |
2 |
25 |
Хабибов Вадим |
2 |
Высокий уровень(1)-5 человек (20%)
Средний уровень(2)-10 человек (40%)
Уровень ниже среднего (3)- 10 человек (40%).
ВЫВОДЫ ПО 11 ГЛАВЕ.
После проделанной нами экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:
- В дошкольно-образовательном учреждении большое внимание
уделяется нравственному воспитанию дошкольников традиционных культурах, но нет специальной методики, программы по нравственному воспитанию дошкольников.
- В результате проделанной
нами работы была достигнута по
- Из вышесказанного видно, что проведенная нами работа оказалась эффективной, повысился уровень нравственности у дошкольников.
- В результате формирующего эксперимента 7 человек из уровня ниже среднего, перешли в средний уровень и 3 человека из среднего уровня перешли в высокий уровень.
- Исходя из выше сказанного,
с уверенностью можно сделать з
- Необходима постоянная работа
по формированию и развитию раз
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственное воспитание занимает ведущее место в формировании личности, оказывает огромное влияние на умственное и физическое развитие, на трудовую подготовку, на воспитание эстетических чувств и интересов, именно поэтому необходимо начинать нравственное воспитание с ранних лет, и вестись оно должно как в семье, так и в дошкольном учреждении. Проведенные нами исследования, показывают, что своевременное нравственное воспитание - есть формирование целостной современной личности, готовой к пониманию и осмыслению жизненной позиции, моральной стойкости, готовности к самоуправлению, к любви и уважению по отношению к окружающему миру, к жизни в обществе.
В ДОУ есть необходимый материал и оборудование для обеспечения нравственного воспитания в традиционных культурах.
Определены уровни нравственного воспитания, которые позволили выявить проблемы, имеющиеся у детей.
Организация нравственного воспитания средствами традиционной педагогической культуры будет проходить хорошо тогда, когда педагоги и родители будут образованы в данном направлении.
Немаловажную роль в совершенствовании, в развитии личности играет сам характер нравственности и ее содержание. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта
морального прогресса, становится ясно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, усиление его содержательности в педагогической действительности.
Процесс изучения и решения проблемы исследования осложнялся переживаемым духовно-нравственным кризисом в обществе, сопровождающимся несоответствием установок в области нравственного воспитания со стороны педагогической науки и реальной действительности, тотальным сломом нравственных установок, идеалов, ниспровержением ценностных ориентации, провозглашаемых в течение многих десятилетий.
Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывают, что процесс нравственного воспитания должен осуществляться целостно и непрерывно на протяжении всей воспитательной деятельности, с учетом важнейших современных проблем, игнорирование которых станет серьезным препятствием в овладении нравственных норм дошкольниками. Поэтому изучение ценностных ориентации участников педагогического процесса в области нравственного воспитания явилось первым и необходимым шагом в обновлении нравственного воспитания в дошкольном учреждении.
Выяснилось, что эффективность нравственного воспитания зависит и от таких его характеристик, как систематичность и гуманистичность. Постоянное влияние на нравственное развитие воспитанников в процессе воспитания оказывает и личность педагога. Современный педагог имеет богатейшую историю путей, методов, форм, приемов нравственного воспитания в виде трудов и опыта великих педагогов-гуманистов, педагогические системы которых представлены в нашей работе. Воспитатель обязан знать, изучать, анализировать такой опыт и уметь использовать его в воспитательной деятельности.
1. Азаров ЮЛ. Мастерство воспитателя. М., 2001.
2. Азбука нравственного воспитания. Под. Ред. И.А. Конрова и др. -М., 1999.
3. Алиева Т.И. Книга и творчество ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10 - с. 83-85.
4. Аристотель. Сочинения в 4-х томах — М.: 1984, т.4.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание, - М., 1999.- с. 534.
6. Белинский В. Г. Избр. Пед. Соч. - М., 1948.
7. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. -М., 1998.
8. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании подростков. - М.: Просвещение. 1999.
9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников: (Вопросы теории). -М.: Педагогика, 2001.
10. Божович Л.И. Личность и его формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1997.- с.464.
11. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: П., 1999.
12. Болдырев Н.И.
Нравственное воспитание
13. Боровикова О. Нравственное воспитание малышей в
•
американской педагогике // Д.В. - 2003, №3. - с. 63.
14. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Просвещение, 2001.
15. Воспитание гуманных чувств у детей /Под ред. Л.Н. Проколиенко, В.К.Кобырло.- Киев, 2002.
16. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. -М.:П., 2002.
17. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М.:3нание; 2001.
18. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.:П., 2003.
19. Гуманистические
20. Калюжный А.А. Роль воспитателя в нравственном воспитании дошкольников. М., 1999.- с. 187.
21. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным.- М.: Просвещение, 1999.
22. Козлова С.А. Нравственное
воспитание дошкольников в
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с.
24. Коменский Я.А. Избр.пед.соч. - М., 1955.
25. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Просвещение, 2000.
26. Косенко Ю. Формирование творческой активности в игре // Дошкольное воспитание. — 2006.- №12.
27. Куцакова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С.42; №2. - С.32.
28. Краткий словарь по философии. — М.: 1982.
29. Куликова Т.А. Воспитание
дисциплинированности у детей д
30. Курочкина И.Н., Черник Т.В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. - М., 2002.
31. Крупская Н.К. Пед. Соч., т. 2, с. 11.
32. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Вопр. Психологии, 1989.№3.