Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 11:11, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование и использование различных форм воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать понятие и значение форм воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть классификацию форм воспитательной работы.
3. Осветить состояние планирования форм воспитательной работы в школе.
результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.
К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.[4,103]
Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы.
Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.
По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму.
Предлагаем схему характеристики формы воспитательной работы:
1) название,
2) продолжительность проведения,
3) предварительная подготовка или экспромтное проведение,
4) количество участников,
5) кто организует деятельность,
6) характер влияния педагога,
7) результат совместной деятельности.
Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.
Глава II. Организационные формы воспитания школьников
Внедрение технологий развивающего, личностно ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава. Уроки здоровья, проведение бесед, различных видов самостоятельных работ. Использование исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. Проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, урок-праздник и др.). Создание школьных научных обществ в условиях профильного обучения.[3,125]
Формы внеклассной работы с младшими школьниками.
а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:
- организация кружков, КВН, игр-викторин: «Учиться, чтобы знать», «Азбука знаний» и др.;
- проведение бесед по научной организации труда: «Я, минута и знание», «Учись учиться с увлечением», «Как развивать память», «От знаний к будущей профессии», «Поиск нужной книги» и т.д.;
- проведение «Недели детской книги»;
- создание объединений и клубов любителей книги, клубов любознательных, организация читательских конференций;
- игры-беседы «Разгаданные и неразгаданные тайны», «Белые пятна на карте нашей области».
б) Формирование мотивационно-ценностного поведения:
- нравственное воспитание: деловые игры, сюжетно-ролевые игры по культуре общения, разыгрывание коммуникативных ситуаций «Я и мой класс»;
- классные часы, концерты, изготовление подарков, сувениров для ветеранов, малышей детского сада;
- проведение цикла этических бесед по культуре поведения « «Как себя вести», «Школа вежливости», «О правилах кошке расскажем немножко», тесты и исследования программы «Я и мы»;
- диагностика воспитанности школьников
- воспитание гражданственности и патриотизма:
- работа по программе «В мир русской народной культуры»;
- «символы государства» - беседы, изучение истории;
- классные часы, концерты, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; конкурсы чтецов, рисунков, сочинений на патриотическую тему;
- экскурсии по селу, городу, району; проектирование будущего своего края;
- воспитание культуры труда и формирование первых представлений об экономической культуре: хозяйственно-бытовой труд на закрепленном участке школьного двора, дежурство в классе, школе;
- работа по самообслуживанию «Школа – наш дом, мы - хозяева в нем»;
- работа по благоустройству школьного двора, изготовление скворечников, организация кружков, экскурсия на предприятия;
- профилактическая
работа по предупреждению
- организация «Бюро добрых услуг» (помощь по хозяйству одиноким людям, престарелым, инвалидам);
- экологическое воспитание: экскурсии, посещение зоосадов, занятия в кружках, проведение викторин на тему природы, работа с фенологическим календарем, внеклассные часы;
- праздники
«День Птиц», «В гостях у старичка-
- эстетическое воспитание: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертов; занятия в кружках, изостудиях,; работа хорового кружка «Сверчки», кружка «Буратино», «Вязаная игрушка», «Палитра», проведение экскурсий «Самое красивое место нашего села», «Цветы наших полей», «Осенний букет»;
- организация работы кукольного театра, выставки работ юных художников;
- физическое воспитание: проведение бесед «Как стать сильным и ловким», соревнований «Рыцарский турнир», аттракционов «Снежная крепость», «Снежная эстафета»;
- соревнования, подвижные и спортивные игры на динамических паузах, школьные мероприятия «Веселые старты»; участие в спортивных секциях, клубах;
- работа по формированию здорового образа жизни;
- семейное воспитание: праздники, театрализация на тему семьи, выставки рисунков, поделок (семейные увлечения), «Реклама семейного чтения», «Твой режим дня», «Свободное время», праздник «День семьи», «День матери», составление родословных (генеалогическое дерево), составление рассказов и написание сочинений «Моя семья»; экскурсии на производство к родителям;
- игровые семейные конкурсы: «Папа, мама и я - спортивная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек.
в) Процессуально-деятельностное направление:
- включение
младшего школьника в
- создание микроколлективов, введение элементов самоуправления.
а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:
- использование
образовательных программ
- проведение олимпиад, конкурсов, встреч, библиотечных часов, тематических бесед, декадников по предметам, дней знаний, конференций, клубов по интересам, вечеров, фестивалей, праздников, бесед, классных часов, викторин: «Бал литературных героев», «Тайны пятого океана», игр по развитию логики, памяти, внимания, педагогических тренингов: «Через тернии к звездам», «Путешествие в город наук», аукционов любимых книг, дней фантазеров и изобретателей, «Умники и умницы», «Алфавит»; игр-путешествий «По планетам знаний». [3,140]
б) Формирование мотивационно-ценностного поведения.
- нравственное и эстетическое воспитание:
- акции милосердия, доброты, помощи нуждающимся– операция «Забота»;
- клубы правовых знаний, классные часы по правовой тематике;
- кружки по интересам: «Палитра», «Сверчки», «Умелые руки», «Вязаная игрушка», «Буратино»;
- конференции,
диспуты, беседы о гуманизме и
нравственности; часы и уроки
раздумий о милосердии и
- диспуты: «Говорят, о любви все сказано», «Чью старость ты утешил?», «О красоте, моде и хорошем вкусе»;
- вечера,
праздники, дисковечера: «Чтобы радость
людям дарить, надо добрым и
вежливым быть», «Что в имени
твоем», «Бабушки и внучки», «Согрей
теплом души своей», праздник
благодарности «Чувство
- организация работы с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутришкольном учете, и с родителями;
- организация
работы по профилактике
- активизация
работы по развитию
- привлечение работников правоохранительных органов, общественности к организации мероприятий;
- воспитание гражданственности, патриотизма:
- воспитание
гражданского и
- активизация
работы по военно-
- организация
работы по созданию
- проведение
торжественных мероприятий с
активным использованием
- приобщение
к богатствам российской
- проведение акций «Земля – мой дом», «Забота», «Деревенька моя»;
- организация клуба «Патриот»;
- проведение
вечеров «Знай свое Отечество»,
«Родина в стихах русских
- организация военно-спортивных праздников: «А ну-ка, парни», «Когда поют солдаты»;
- шефство над домами участников Великой Отечественной войны, уход за захоронениями погибших воинов;
- встречи с участниками ВОВ, офицерами и военнослужащими Российской армии, курсантами военных институтов и училищ, уроки мужества «Бессмертен твой подвиг, мой край родной»;
- проведение игр, конкурсов, олимпиад, диспутов «Орден в доме твоем», «Мы – россияне», фольклорный праздник «Масленица», «Завалинка», «Рождественский вечер»,
- воспитание основ экономической культуры и культуры труда:
- беседы, встречи, экскурсии по проблемам «Основы экономических знаний», «Культура труда», профориентационная работа;
- встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, в учреждения, общественно полезная трудовая деятельность, формы самообслуживания, трудовые десанты, работа в лагерях труда и отдыха, шефская деятельность, вечера встреч с интересными людьми, выставки, ярмарки-продажи поделок, сувениров;
- экологическое воспитание:
- КТД
«Экологический марафон», праздники,
игры, конкурсы «Экологическая биржа»