Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить, какие формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции использует социальный педагог при работе с подростками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научную, учебную социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть проблему ВИЧ/СПИДа;
3) рассмотреть формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции, используемы социальным педагогом при работе с подростками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1 Глава. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа

1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ…………………………......
7
1.2 Ситуация в области ВИЧ/СПИДа в России………………………….....
11
1.3 Пути передачи ВИЧ-инфекции……………………………………….....
16
2 Глава. Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков

2.1 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: формы и методы………………………………………......
20
2.2 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов МБОУ СОШ № 30…………………….....
27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список литературы…………………………………………………………….
34
Приложение……………………………………………………………………
36

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы работы социального педагога по профилак.docx

— 1,006.72 Кб (Скачать файл)

 

2 Глава. Формы  и методы профилактики ВИЧ-инфекции  среди подростков

2.1 Социально-педагогическая  профилактика ВИЧ-инфекции среди  подростков: формы и методы

Распространение ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде  является сегодня одной из самых  тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Неконтролируемый рост зараженных ВИЧ, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, в сочетании с очень  низкой информированностью подростков о ВИЧ/СПИДе выдвигают на первый план проблему п р о ф и л  а к т и к и  В И Ч – и н ф е к ц и и среди подростков и молодежи.

Опыт стран, столкнувшихся  с проблемой ВИЧ/СПИДа значительно  раньше России, показал, что решить ее только с помощью медицинской  профилактики невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на в о  с п и т а н и и «внутренней», личностной, устойчивости к соблазнам «внешнего» мира. Это обусловливает необходимость применения с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к и х подходов в профилактике ВИЧ-инфекции. [9; с 151]

Учитывая наибольшую вовлеченность  в проблему ВИЧ/СПИДа молодого населения  и уязвимость перед заражением ВИЧ-инфекцией  детей, подростков и молодежи, основной приоритет в профилактической работе имеет профилактическая работа с  несовершеннолетними и молодежью. Тенденция все большего вовлечения в проблему несовершеннолетних и  молодежи, распространение ВИЧ-инфекции за пределами традиционных «групп риска» способствует пересмотру основных стратегий  профилактики, в частности смещение акцента в профилактике ВИЧ-инфекции на превентивное обучение, т. е. подключение  образовательной модели профилактики.

Учитывая масштабы эпидемии ВИЧ-инфекции и вовлечение в проблему ВИЧ/СПИДа практически всех возрастных групп, профилактические мероприятия  по предупреждению ВИЧ-инфицирования  в идеале должны реализовываться  во всех учреждениях образования  и быть адаптированы к контингенту  учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода  с учетом возраста, клинико-психологических  и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени вовлеченности  учащихся в проблему ВИЧ/СПИДа. [12; с 35]

В современной науке профилактика рассматривается в широком и  узком значении.

В широком смысле профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный)  понимается как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

В более узком смысле профилактика рассматривается учеными разных областей по-разному.

Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально  терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих  их причин. Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Галагузова М.А. дает следующее определение профилактики.

Профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских  и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении  подростков.

По ее мнению, социально-педагогическая профилактика – это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

  • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
  • содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным  предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. устранением причин, способных  вызвать нежелательные последствия.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного  включения следующих составляющих:

  • направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
  • обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
  • решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Поэтому, в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. [16; с 294] Он основывается на том, что распространенный страх пред ВИЧ-инфицированными и самой проблемой ВИЧ/СПИД стабильно держится в обществе вследствие отсутствия знаний. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних о природе ВИЧ-инфекции, средствах и методах защиты собственного здоровья, а также, куда может обратиться подросток в случае подозрения заражения ВИЧ. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования знаньевой базы подростка, повышения его образованности в данной сфере.

Сущностью социально-профилактического  подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом  для устранения или минимизации  причин заражения ВИЧ-инфекцией  среди подростков и молодежи. Так, отсутствие целевой информации о  последствиях, например, ведения рискованного образа жизни, приводит несовершеннолетних к заражению ВИЧ-инфекцией.

 Приступа Е.Н.  рассматривает  профилактику как «целенаправленный,  длительный, специально организованный  процесс профессионально-педагогического  взаимодействия специалистов со  школьниками, ориентированный на  превенцию социальных девиаций  и обеспечивающий позитивную  динамику перехода на социально-приемлемый  уровень социального здоровья  школьника».

Образование и просвещение  — наиболее эффективный метод  профилактики ВИЧ/СПИД в подростковой и молодежной среде. Обладая значительным интеллектуальным, организационно-методическим, информационным потенциалом, работа по профилактике ВИЧ/СПИД средствами образования и просвещения способна не только существенно уменьшить угрозу заражения опасной инфекцией, но и создать у подрастающего поколения психологические установки нравственного образа жизни и физического здоровья, нивелировать стереотипы асоциального поведения и способствовать ориентации молодежи на традиционные духовные ценности [1; с 6].

В современной науке и  социальной практике выделяют  следующие  виды профилактики: первичная, вторичная  и третичная.

Важно отметить, что в  отношении профилактики заражения  ВИЧ-инфекцией актуальной является именно первичная профилактика, что  обусловлено спецификой заболевания  как инфекционного и неизлечимого.

Самым доступным и эффективным  методом первичного уровня профилактики ВИЧ-инфекции является нравственное воспитание населения, особенно молодежи, с целью формирования социально безопасной модели поведения [1; с 8].

Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специальном  и индивидуальном.

Общесоциальный уровень  предусматривает организацию профилактической деятельности в соответствии с общемировой  практикой и принятой в России в 2005 году «Концепцией превентивного  обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде».

Специальный уровень предполагает использование комплекса мер, в  том числе педагогических, направленных на формирование у подростков  знаний о ВИЧ-инфекции, мотивации к здоровому  образу жизни, а также ответственного поведения.    

Индивидуальный уровень - профилактическую деятельность в  отношении конкретных лиц, поведение  которых может привести к заражению  ВИЧ-инфекцией.

Нас в большей степени  интересует именно специальный уровень  первичной профилактики. В основном все профилактические мероприятия  ориентированы на подростков в целом, как большую, единую, неделимую группу. Наше мнение по этому вопросу основывается на позиции Министерства образования и науки РФ, которое состоит в том, что «организация профилактической работы, ориентированной на здоровый образ жизни, предполагает комплексный подход к решению воспитательно-нравственных и психолого-медико-педагогических задач во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. В целом представляется удачным для использования применительно к этой позиции понятие «позитивная профилактика», предложенное в одной из работ кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Согласно этому понятию, целью работ по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИД является «воспитание гармоничной, нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения» [1; с 9].

Теперь нам следует  перейти непосредственно к формам и методам работы социального  педагога по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков.

Коротко форму и метод  можно охарактеризовать как внешнее  представление, т.е. в каком виде будет представлено занятие, и как путь, т.е. совокупность приемов и действий, которые необходимо будет предпринять для проведения занятия.

По форме профилактика может осуществляться в виде игры, упражнения, тренинга, беседы, лекции, экскурсии, сценической постановки, театрализованной постановки с конкурсами, встречи со сторонними специалистами, которые могут рассказать о проблеме ВИЧ/СПИДа и привести реальные примеры. Однако некоторые из форм могут выступать  и как методы, например, беседа, упражнение, игра, лекция.

Так, например, в ходе экскурсии  можно беседовать с детьми, интересоваться их мнением, умозаключениями, а можно  провести небольшую игру, например, блиц-опрос, на предмет усвоения нового материала.

На наш взгляд, профилактика принесет пользу в том случае, если социальный педагог в своей деятельности будет использовать весь спектр доступных ему форм и методов работы с подростками.

 

2.2 Социально-педагогическая  профилактика ВИЧ-инфекции среди  учащихся старших классов МБОУ  СОШ № 30 

Скажи мне, и я  забуду.

Покажи, и я  запомню.

Дай мне сделать  самому, и я пойму.

Конфуций [6; с 14]

В первой главе нашего курсового  исследования мы рассказали о ВИЧ-инфекции, путях распространения ВИЧ, а  также уделили особое внимание современной  проблеме, связанной с ВИЧ-инфицированием в России.

Картина предстает удручающая, особенно когда в статистике фигурируют дети – подростки.

В начале второй главы мы говорили о профилактике, ее видах, а также, на каких уровнях она  проводится.

Изучение учебной, периодической, методической, научной литературы показало, что над проблемой ВИЧ/СПИДа  думают, разрабатывают программы, пишут  сопроводительные, ознакомительные  справочники, буклеты…

Но, как показала практика, они не доходят до адресата –  школьников – подростков. На сегодняшний  день не все взрослые ознакомлены  с материалом, касающемся ВИЧ/СПИДа. Не все взрослые могут разграничить понятия ВИЧ и СПИД, считая, что  это одно и то же. Не смотря на достаточный  объем информации о ВИЧ, до сих  пор именно среди взрослых велик  процент заблуждений относительно путей заражения ВИЧ.

Нельзя не согласиться  с тем, что вопрос о ВИЧ можно  отнести к категории интимных вопросов. Однако, как мы уже убедились во время прохождения производственной практики в МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова, ежегодно проводятся занятия, посвященные половому воспитанию среди учащихся 6-ых и 7-ых классов. Администрация школы задействует в этом мероприятии либо волонтеров-практикантов, либо приглашает сторонних специалистов. Когда старший человек касается в своей работе вопроса о половом воспитании, он неизбежно испытывает смущение и некоторое затруднение во время передачи информации детям, т.к. на таких занятий смех – норма, за ним дети сами скрывают собственное смущение.

Но смущение и не владение достаточным теоретическим материалом касательно ВИЧ, не способность дать ответ простым и доступным  языком не освобождает социально-психолого-педагогический состав школы от обязанности также  ежегодно просвещать детей-подростков по проблеме ВИЧ/СПИДа.

Проблема существует и  ее необходимо решать. Не достаточно только прочитать лекцию подросткам. Нужен комплекс мероприятий: лекция, игра, беседа, блиц-опросы, анкетирование, перекрестные вопросы, видео-урок, тренинг, постановки, в подготовке которых участвуют сами дети, экскурсии, особенно когда детям показывают «Квилт» (на полотнах которого написаны имена, даты жизни и смерти, обращения к утраченным любимым). К ним пришиты красочные аппликации, личные вещи, детские игрушки. Это зрелище никого не оставит равнодушным. [5; с 74]

Информация о работе Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков