Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:08, курсовая работа
Цель нашего исследования: определить, какие формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции использует социальный педагог при работе с подростками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научную, учебную социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть проблему ВИЧ/СПИДа;
3) рассмотреть формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции, используемы социальным педагогом при работе с подростками.
Введение………………………………………………………………………..
3
1 Глава. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа
1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ…………………………......
7
1.2 Ситуация в области ВИЧ/СПИДа в России………………………….....
11
1.3 Пути передачи ВИЧ-инфекции……………………………………….....
16
2 Глава. Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков
2.1 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: формы и методы………………………………………......
20
2.2 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов МБОУ СОШ № 30…………………….....
27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список литературы…………………………………………………………….
34
Приложение……………………………………………………………………
36
2 Глава. Формы
и методы профилактики ВИЧ-
2.1 Социально-педагогическая
профилактика ВИЧ-инфекции
Распространение ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Неконтролируемый рост зараженных ВИЧ, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, в сочетании с очень низкой информированностью подростков о ВИЧ/СПИДе выдвигают на первый план проблему п р о ф и л а к т и к и В И Ч – и н ф е к ц и и среди подростков и молодежи.
Опыт стран, столкнувшихся
с проблемой ВИЧ/СПИДа
Учитывая наибольшую вовлеченность
в проблему ВИЧ/СПИДа молодого населения
и уязвимость перед заражением ВИЧ-инфекцией
детей, подростков и молодежи, основной
приоритет в профилактической работе
имеет профилактическая работа с
несовершеннолетними и
Учитывая масштабы эпидемии
ВИЧ-инфекции и вовлечение в проблему
ВИЧ/СПИДа практически всех возрастных
групп, профилактические мероприятия
по предупреждению ВИЧ-инфицирования
в идеале должны реализовываться
во всех учреждениях образования
и быть адаптированы к контингенту
учащихся, т. е. необходимо соблюдение
принципа дифференцированного подхода
с учетом возраста, клинико-психологических
и социально-психологических
В современной науке профилактика рассматривается в широком и узком значении.
В широком смысле профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный) понимается как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
В более узком смысле профилактика рассматривается учеными разных областей по-разному.
Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Галагузова М.А. дает следующее определение профилактики.
Профилактика - совокупность
государственных, общественных, социально-медицинских
и организационно-
По ее мнению, социально-педагогическая профилактика – это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
Сам термин «профилактика»
обычно ассоциируется с
Эффективность профилактических
мероприятий может быть обеспечена
только при условии обязательного
включения следующих
Поэтому, в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. [16; с 294] Он основывается на том, что распространенный страх пред ВИЧ-инфицированными и самой проблемой ВИЧ/СПИД стабильно держится в обществе вследствие отсутствия знаний. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних о природе ВИЧ-инфекции, средствах и методах защиты собственного здоровья, а также, куда может обратиться подросток в случае подозрения заражения ВИЧ. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования знаньевой базы подростка, повышения его образованности в данной сфере.
Сущностью социально-профилактического
подхода является система социально-
Приступа Е.Н. рассматривает
профилактику как «
Образование и просвещение — наиболее эффективный метод профилактики ВИЧ/СПИД в подростковой и молодежной среде. Обладая значительным интеллектуальным, организационно-методическим, информационным потенциалом, работа по профилактике ВИЧ/СПИД средствами образования и просвещения способна не только существенно уменьшить угрозу заражения опасной инфекцией, но и создать у подрастающего поколения психологические установки нравственного образа жизни и физического здоровья, нивелировать стереотипы асоциального поведения и способствовать ориентации молодежи на традиционные духовные ценности [1; с 6].
В современной науке и социальной практике выделяют следующие виды профилактики: первичная, вторичная и третичная.
Важно отметить, что в
отношении профилактики заражения
ВИЧ-инфекцией актуальной является
именно первичная профилактика, что
обусловлено спецификой заболевания
как инфекционного и
Самым доступным и эффективным методом первичного уровня профилактики ВИЧ-инфекции является нравственное воспитание населения, особенно молодежи, с целью формирования социально безопасной модели поведения [1; с 8].
Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном.
Общесоциальный уровень
предусматривает организацию
Специальный уровень предполагает использование комплекса мер, в том числе педагогических, направленных на формирование у подростков знаний о ВИЧ-инфекции, мотивации к здоровому образу жизни, а также ответственного поведения.
Индивидуальный уровень - профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых может привести к заражению ВИЧ-инфекцией.
Нас в большей степени
интересует именно специальный уровень
первичной профилактики. В основном
все профилактические мероприятия
ориентированы на подростков в целом,
как большую, единую, неделимую группу.
Наше мнение по этому вопросу основывается
на позиции Министерства образования
и науки РФ, которое состоит в том, что
«организация профилактической работы,
ориентированной на здоровый образ жизни,
предполагает комплексный подход к решению
воспитательно-нравственных и психолого-медико-
Теперь нам следует
перейти непосредственно к
Коротко форму и метод можно охарактеризовать как внешнее представление, т.е. в каком виде будет представлено занятие, и как путь, т.е. совокупность приемов и действий, которые необходимо будет предпринять для проведения занятия.
По форме профилактика может осуществляться в виде игры, упражнения, тренинга, беседы, лекции, экскурсии, сценической постановки, театрализованной постановки с конкурсами, встречи со сторонними специалистами, которые могут рассказать о проблеме ВИЧ/СПИДа и привести реальные примеры. Однако некоторые из форм могут выступать и как методы, например, беседа, упражнение, игра, лекция.
Так, например, в ходе экскурсии можно беседовать с детьми, интересоваться их мнением, умозаключениями, а можно провести небольшую игру, например, блиц-опрос, на предмет усвоения нового материала.
На наш взгляд, профилактика принесет пользу в том случае, если социальный педагог в своей деятельности будет использовать весь спектр доступных ему форм и методов работы с подростками.
2.2 Социально-педагогическая
профилактика ВИЧ-инфекции
Скажи мне, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Дай мне сделать самому, и я пойму.
Конфуций [6; с 14]
В первой главе нашего курсового исследования мы рассказали о ВИЧ-инфекции, путях распространения ВИЧ, а также уделили особое внимание современной проблеме, связанной с ВИЧ-инфицированием в России.
Картина предстает удручающая, особенно когда в статистике фигурируют дети – подростки.
В начале второй главы мы говорили о профилактике, ее видах, а также, на каких уровнях она проводится.
Изучение учебной, периодической, методической, научной литературы показало, что над проблемой ВИЧ/СПИДа думают, разрабатывают программы, пишут сопроводительные, ознакомительные справочники, буклеты…
Но, как показала практика,
они не доходят до адресата –
школьников – подростков. На сегодняшний
день не все взрослые ознакомлены
с материалом, касающемся ВИЧ/СПИДа.
Не все взрослые могут разграничить
понятия ВИЧ и СПИД, считая, что
это одно и то же. Не смотря на достаточный
объем информации о ВИЧ, до сих
пор именно среди взрослых велик
процент заблуждений
Нельзя не согласиться с тем, что вопрос о ВИЧ можно отнести к категории интимных вопросов. Однако, как мы уже убедились во время прохождения производственной практики в МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова, ежегодно проводятся занятия, посвященные половому воспитанию среди учащихся 6-ых и 7-ых классов. Администрация школы задействует в этом мероприятии либо волонтеров-практикантов, либо приглашает сторонних специалистов. Когда старший человек касается в своей работе вопроса о половом воспитании, он неизбежно испытывает смущение и некоторое затруднение во время передачи информации детям, т.к. на таких занятий смех – норма, за ним дети сами скрывают собственное смущение.
Но смущение и не владение
достаточным теоретическим
Проблема существует и ее необходимо решать. Не достаточно только прочитать лекцию подросткам. Нужен комплекс мероприятий: лекция, игра, беседа, блиц-опросы, анкетирование, перекрестные вопросы, видео-урок, тренинг, постановки, в подготовке которых участвуют сами дети, экскурсии, особенно когда детям показывают «Квилт» (на полотнах которого написаны имена, даты жизни и смерти, обращения к утраченным любимым). К ним пришиты красочные аппликации, личные вещи, детские игрушки. Это зрелище никого не оставит равнодушным. [5; с 74]
Информация о работе Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков