Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить, какие формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции использует социальный педагог при работе с подростками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научную, учебную социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть проблему ВИЧ/СПИДа;
3) рассмотреть формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции, используемы социальным педагогом при работе с подростками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1 Глава. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа

1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ…………………………......
7
1.2 Ситуация в области ВИЧ/СПИДа в России………………………….....
11
1.3 Пути передачи ВИЧ-инфекции……………………………………….....
16
2 Глава. Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков

2.1 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: формы и методы………………………………………......
20
2.2 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов МБОУ СОШ № 30…………………….....
27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список литературы…………………………………………………………….
34
Приложение……………………………………………………………………
36

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы работы социального педагога по профилак.docx

— 1,006.72 Кб (Скачать файл)

Если мы, как социальные педагоги или просто классные руководители школ, родители будем просвещать детей  в том, чем им грозит рисковое поведение, а именно употребление инъекционных наркотиков нестерильным общим шприцом, ведение беспорядочной незащищенной половой жизни, то мы сможем тогда  максимально снизить риск заражения  ВИЧ-инфекцией наших детей, заставим их задуматься о сохранении собственного здоровья и жизни.

Возмутительно бездействие  социальных педагогов, классных руководителей, когда затрагивается проблема ВИЧ/СПИДа. Мы свободно говорим об инвалидах, о том, что они нуждаются в поддержке, что они тоже являются гражданами нашего государства и имеют равные с нами права и обязанности. Мы воспитываем в наших детях сочувствие, сострадание к ним. В школах появляются специальные классы. В каждом учебном пособии, учебнике прописана профилактика наркомании, подросткового алкоголизма, девиантного поведения. Но ни в одном учебнике нет и слова о профилактике ВИЧ среди подростков. Стоит заметить, что именно, как уже говорилось выше, употребление наркотиков, девиантное поведение ведут к заражению ВИЧ. Если вовремя не диагностировать заражение ВИЧ и не начать лечение, можно упустить шанс на жизнь. ВИЧ перейдет в СПИД. СПИД = смерть.

Во избежание развития самого мрачного сценария необходимо проводить профилактику заражения  ВИЧ, особенно среди подростков.

Практика также показала, насколько сильны заблуждения относительно путей заражения ВИЧ. В анкете дети указывали самые разнообразные  ответы. Согласно итоговому ключу, по данному вопросу ни один ребенок не дал верного ответа (см. приложение № 1), т.к. кроме одного – двух правильных вариантов обязательно указывались варианты неверные.

Вводное анкетирование показало низкий уровень владения информацией  подростками. Возникла необходимость  в проведении просветительского  занятия, на котором были освещены основные вопросы про ВИЧ. Основным моментом этого занятия стал короткометражный фильм, в котором доступным языком рассказывалось о ВИЧ-инфекции (см. приложение № 2).

В отчете по практике были сделаны  замечания относительно восприятия классным руководителем своих подопечных. Эти же замечания навели на мысль, что профилактику необходимо начинать со взрослых: родителей, преподавателей, классных руководителей. Мы имеем влияние на детей, они прислушиваются к нашему мнению. Если мы не будем освещать проблему, связанную с заражением ВИЧ-инфекцией, статистика в графе «Дети» будет угрожающе расти (см. приложение № 3).

Таким образом, проведенное  завершающее анкетирование показало, необходимость интерактивного занятия (интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают). [6; с 17] (См. приложение № 4)

 

Заключение

ВИЧ-инфекция — заболевание, возникающее в результате заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Были доказаны инфекционная природа этого заболевания и основные пути ее передачи: «горизонтальные» (через кровь, через слизистые при сексуальных контактах) и «вертикальные» (от матери к плоду). С середины 1981 г. это заболевание приняло характер глобальной эпидемии (пандемии), а в 1982 г. оно получило название «Синдром приобретенного иммунодефицита» (СПИД) — сочетание опасных для организма человека инфекций, развитие которых вызывается вирусом иммунодефицита человека.

До последнего времени  традиционными группами заражения  ВИЧ/СПИДом являлись инъекционные наркоманы, гомо- и бисексуалы, работники коммерческого секса.

ВИЧ-инфекция зарегистрирована практически во всех регионах Российской Федерации. В нашей стране темпы роста числа ВИЧ-инфицированных — одни из самых высоких в мире и продолжают расти.

В нашей стране проблемами, связанными с нарастающим распространением ВИЧ/СПИДа и разработкой мер противодействия, до последнего времени традиционно занимались органы здравоохранения. В то же время отсутствие вакцинации от ВИЧ/СПИДа и эффективных методов его лечения обусловливает приоритетную роль именно профилактики, и прежде всего — первичной профилактики, нацеленной на задержку темпов роста и снижение уровня распространения ВИЧ/СПИДа. С этих позиций важнейшее значение принадлежит образовательно-педагогическим программам профилактики главным образом в образовательной среде. Международные эксперты считают, что образование является наилучшим из доступных средств, которые могут остановить распространение ВИЧ/СПИДа. По данным ЮНЕСКО, уровень опасности заражения ВИЧ-инфекцией среди малообразованных или неграмотных молодых людей более чем в два раза выше по сравнению с теми, кто получил хотя бы начальное образование; особенно это касается молодых женщин.

В настоящее время заражение  ВИЧ/СПИДом перестало ограничиваться только традиционными маргинальными группами, а стало распространяться среди широких слоев населения, главным образом среди молодежи. Очевидной стала и еще одна новая тенденция — повышение частоты распространения ВИЧ-инфекции среди молодых женщин и резкий рост частоты передачи вируса от матери к ребенку, что уже привело к увеличению числа ВИЧ-инфицированных детей как в семьях, так и в образовательных учреждениях.

Все это еще раз подчеркивает реально высокую вероятность  столкновения с проблемами ВИЧ/СПИДа непосредственно в образовательной среде как социальном институте, который в первую очередь занимается детьми, подростками и молодежью. И естественно, обладая большими и разнообразными возможностями и методами влияния на молодое поколение, его развитие и формирование, образовательная среда не только не может находиться в стороне от такого рода проблем, но в современных условиях является главным направлением противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди населения нашей страны.

Эта позиция соответствует  мировым стандартам профилактики ВИЧ/СПИДа в современных условиях. По свидетельству Генерального директора ЮНЕСКО господина Коитиро Мацуро, «образование является важнейшим элементом предупреждения ВИЧ-инфекции и ее последствий. Под профилактическим образованием в области ВИЧ/СПИДа ЮНЕСКО подразумевает предоставление всем людям возможности повышения уровня знаний, приобретения навыков и умений, изменения жизненных ценностей и установок, которые позволят ограничить распространение пандемии и уменьшить ее последствия, в том числе через доступ к медицинскому обслуживанию, консультированию и просвещению по вопросам лечения. ЮНЕСКО также стремится путем более совершенных профилактических мероприятий и планирования ограничить влияние ВИЧ/СПИДа на сектор образования и таким образом сохранить основные функции системы образования». (Стратегия ЮНЕСКО по образованию в области профилактики ВИЧ/СПИДа, ПЕР Publication, 2004). [13; с 6]

Таким образом, анализ научных  исследований в области социально-педагогической профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, дает нам основание  сделать следующие выводы:

  • распространение ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени;
  • многочисленные исследования российских и зарубежных авторов доказывают именно необходимость применения с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к и х подходов в профилактике ВИЧ-инфекции;
  • одним из ресурсов, способным изменить ситуацию, связанную с проблемой роста ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи  является социально-педагогическая профилактика, направленная на предупреждение или устранение возможных социально-негативных причин заражения ВИЧ.

 

Список литературы

  1. Анализ образовательно-просветительских программ в области профилактики ВИЧСПИД в России, - 2004.
  2. Бедулина, Г.Ф. Интерактивные методы социально-профилактической работы в закрытых учебных заведениях /  Г.Ф. Бедулина, Бедулина Г.Ф. - Минск.: ООО «Лазурак», 2007. – 184 с.
  3. ВИЧ/СПИД, ЗАКОН И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: РУКОВОДСТВО ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ. / Трансатлантические партнеры против СПИДа (ТППС) / Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу в Российской Федерации (ЮНЭЙДС). – 2005.
  4. ВИЧ/СПИД и права человека: молодые люди в действии / ЮНЕСКО / Совместная программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭДС). – 2001. 
  5. Все в твоих руках. Пособие для волон<span class="No_0020Spacing__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ar

Информация о работе Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков