Формы и модели семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:12, контрольная работа

Краткое описание

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Содержание

Введение
Модели семей
Типы нарушения поведения
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

К. р. Тренинг эффективности родителей.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

       Аффилиация  должна завершиться установлением  взаимоприятных, дружеских отношений, симпатий партнеров по общению. Люди мотивированы не только  положительно (надеждой на установление  хороших отношений), но и отрицательно (страхом отвержения). Эти мотивационные  ожидания формируются на основе  обобщения опыта общения человека  с другими людьми.

       Аффилиация  противоположна власти — любовь  толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а  страх власти (мотивация подчинения) принуждает к таким действиям, которые человек не совершал  бы по своей воле.

       Поэтому  аффилиативная мотивация почти  всегда выступает компенсатором  мотивации «власти-подчинения»: нигде  так много не говорится о  любви к ближним как в православном  богословии, а между тем именно  в православной догматике отношение  «власть-подчинение» имеет особое  значение.

       Психологические  модели элементарной семьи можно  разделить по следующим основаниям:

1. Кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)?

       «Нормальной»  семьей будем считать семью, где  ответственность несет муж (отец).

       «Аномальной»  семьей назовем такую семью, где  муж не несет ответственности  за нее.

       Если  ответственность не несет никто  — это «псевдосемья».

2.  Кто доминирует в семье?

       В патриархальной  семье доминирует отец.

       В матриархальной  семье доминирует мать.

       В так  называемой «детоцентрической»  семье реально (психологически) доминирует  ребенок, его потребности или  капризы.

       В эгалитарной  семье властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теорий конфликта» для описания современной семьи), можно назвать ее конфликтной семьей.

 

Типы нарушения поведения

На основании нарушения законов семейной гармонии автором выделены восемь типов дисгармоничных союзов, которые получили своеобразные метафорические названия.

1. «Внешне спокойная семья». Это семья, в которой не принято предъявлять друг другу искренние чувства. Чувство ответственности настолько превалирует над спонтанностью отношений, что негативные чувства существуют в подавленном, глубоко запрятанном виде. Отношения упорядочены. Обязанности выполняются педантично. Длительное блокирование эмоций приводит к состоянию депрессии, тоски, скуки.

2. «Вулканическая семья». В этом типе семьи эмоциональная непосредственность и спонтанность преобладают над чувством ответственности. Отношения в семье изменчивы и открыты, супруги часто выясняют отношения (сходятся, расходятся, скандалят, чтобы после ссоры пылко признаваться в любви до гроба). В такой семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, так как бурные ссоры между родителями воспринимаются ими как трагедия, угрожающая стабильности детского мира.

3. «Семья-санаторий». Рассматривается как наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Такая семья развивается как симбиоз, в котором один из членов семьи (это может быть и взрослый, и ребенок) заставляет близких окружать его вниманием, оберегать от тревоги перед неопределенностью внешнего мира. Все члены семьи объединяются для осуществления заботы, прилагая усилия для своеобразного коллективного самоограничения (например, уменьшаются контакты с друзьями, дискредитируются внесемейные ценности, ограничивается круг общения и т. п.).

Закрытость семьи приводит к фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию опасностей. Характерные признаки такой семьи — мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей. У детей возникают невротические срывы из-за перегрузки нервной системы. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи. Также может сформироваться ипохондрическая личность (со сверхценной идеей заботы о собственном здоровье).

4. «Семья-крепость». Еще один тип закрытой проблемной семьи, которая психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг (у супругов возникает выраженное усиление чувства «мы»). В основе семейного союза лежат представления о жестокости, всеобщем зле и людях как носителях агрессивных намерений. Данные представления формируются по типу негативной проекции (враждебные чувства по отношению друг к другу трансформируются и переносятся на внешний мир в целом). В таких семьях часто наблюдается сильное доминирование отца или матери, жизнь регламентирована, внутрисемейная атмосфера лишена теплоты, непосредственности, близости. Ребенка любят «условно», т. е. ребенка любят тогда, когда его поведение соответствует предъявляемым требованиям. Он неизбежно попадает в ситуацию внутреннего конфликта, которая вызывается столкновением позиций родителей, собственным опытом и требованиями окружающего мира.

5. «Семья-театр». Такие семьи удерживают стабильность семейных отношений за счет специфического, демонстративного, «театрализованного» образа жизни. Эмоции бурные, но неглубокие, многое делается «напоказ». Например, посторонним людям демонстрируется любовь к ребенку (ее внешние проявления). Но дети при этом остро чувствуют, что родителям не до них. В такого рода семьях один из родителей испытывает потребность в признании, постоянном внимании, любовании. Отсутствие подлинной близости, демонстрация мнимых достоинств формируют в детях эгоцентризм.

6. Семья «третий лишний». В данном случае речь идет о семьях, где родительство бессознательно воспринимается как помеха супружеским отношениям. Стиль детско-родительских отношений формируется по типу скрытого неприятия.

В таких семьях дети испытывают чувство собственной неполноценности при сильной эмоциональной зависимости от родителей (они с трудом переносят разлуку с родителями, с трудом приспосабливаются к новым группам).

7. «Семья с кумиром». В таких семьях воспитание ребенка является главным фактором, скрепляющим семью. Забота о ребенке объединяет супругов, так как они переносят нереализованные в супружеском контакте чувства на ребенка. Ребенок становится центром семьи, объектом гиперопеки, повышенного внимания. Все желания ребенка незамедлительно 
выполняются. У родителей, приносящих себя в жертву потребностям ребенка, существует бессознательное желание препятствовать взрослению ребенка, сохраняя и поддерживая его инфантильные проявления. Воспитываясь в семье такого типа, дети становятся пассивными, несамостоятельными. При столкновении с внесемейным окружением эти дети требуют к себе повышенного внимания и, не получая его, приписывают окружению жестокость и несправедливость.

8. «Семья-маскарад». Для семьи данного типа характерна рассогласованность жизненных целей и планов супругов. Каждый из родителей предъявляет ребенку различные требования, противоречащие друг другу. Мир семьи представляется ребенком как чередование и мелькание разных масок (маска строгого, гиперопекающего отца сменяется маской всепрощающей матери). Такое «мелькание» вызывает чувство тревожности и расщепления самооценки у ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Заключение

 

       Классификаций  семей множество. Семьи дифференцируют  по самым разным критериям. Но  мы узнали, что основные формы  семьи это:

1. Нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;

2. Расширенная семья - включает нуклеарную семью и родственников.

       К основным видам отношений, реализующихся в семье, относятся:

       1. Доминирование-подчинение. Семья — это в первую очередь  структура, в которой реализуется  отношение власти: доминирование-подчинение.

       2. Ответственность. Ответственность относится к  числу наиболее сложных по  содержанию понятий в психологии  личности и социальной психологии.

      3. Эмоциональная  близость.

       Также мы выяснили, что на основании нарушения законов семейной гармонии выделены восемь типов дисгармоничных союзов, которые получили своеобразные метафорические названия: «внешне спокойная семья», «вулканическая семья», «семья-санаторий», «семья-крепость», «семья-театр», семья «третий лишний», «семья с кумиром», «семья-маскарад». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Список используемых источников:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?– М.: М.: ЧеРо, 2002. – 240 с.
  2. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования; М. издательский центр "Академия", 2002 г.
  3. Спиваковская А.С. Нарушения в родительско-детских отношениях. [Электронный ресурс] http://psyera.ru/5002/narusheniya-v-detsko-roditelskih-otnosheniyah
  4. Типология моделей семьи. [Электронный ресурс] http://www.medn.ru/semiy/semya-i-brak-chto-takoe-istoriya/tipologiya-modeley-semi.html

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы и модели семьи