Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:12, контрольная работа
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Введение
Модели семей
Типы нарушения поведения
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Психологический факультет
Кафедра педагогики
Направление «Психолого-педагогическое образование»
Формы и модели семьи
Контрольная работа
Выполнил(а) студент
2 курса, группа 17201.72
_________
Оценка _________________
Проверил:
к.п.н. _________________
О.В. Черкасова
Введение
Заключение
Введение
Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.
Семья -
это сложное социальное
Семейные
отношения регулируются
В семье создается больше общественное богатство - человек. Здесь он рождается и формируется как личность. Семья - это ячейка, из которой начинается любое государство. Нет страны без семьи, семейно-родственных отношений.
Модели семей
Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.
По определению,
«институтом» называется
Здесь
следует уточнить понятия «
Под
«статусом» понимается позиция
человека в обществе с
Результат
социализации ребенка
Семья
как социальный институт
- экономическую функцию
— в доиндустриальную эпоху
и семья была первичной
- функцию передачи социального
статуса — семьи разных слоев
общества имеют разный
- функцию поддержания благосостояния членов семьи.
Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.
Я же
полагаю, что социализация детей
всегда, во все времена и у
всех народов, была единственной
специфической функцией семьи, а
прочие функции были
Различают
следующие основные формы
1. Нуклеарная семья — состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;
2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.).
Семья
как и любой другой социальный
институт скрепляется системой
власти. Различают три типа властных
структур: патриархальная семья, где
власть принадлежит мужу, матриархальная
семья — власть принадлежит
жене, эгалитарная семья — власть
равномерно распределяется
В России
семья сохраняет свои
Введен
ряд дополнительных важных
1. Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, объект исследования.
2. Типичная семья — наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.
3. Идеальная семья — нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь — религиозной.
4. Элементарная семья — семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.
Составную
нуклеарную семью, где несколько
детей, следует рассматривать как
конъюнкцию нескольких
Итак, семья
является социальным
Как
любая другая
Но люди
остаются людьми и во
Дадим характеристику основным видам отношений, реализующихся в семье.
1. Доминирование-подчинение. Семья — это в первую очередь структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование-подчинение.
Наиболее,
на мой взгляд, емкое определение
доминирования (власти, господства) сделал
политолог Р. Э. Дал: «Мое интуитивное
представление о власти
Социальный ранг характеризует даже особей в группе животных одного вида, живущих стаей, стадом и пр. на определенной территории. Борьба за доминирование ведется особью постоянно и с переменным успехом.
Отношения
«доминирования-подчинения» в
1) Власть вознаграждения — ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание — за социально-порицаемым.
2) Власть принуждения — в ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному — угроза, либо физическому).
3) Власть эксперта — основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).
4) Власть авторитета — в ее основе лежит уважение к человеку (одному из родителей), который является образцом — носителем социально-одобряемого поведения.
5) Власть закона — единственная форма внеличностной власти, однако носителем и истолкователем «закона» — правил поведения — для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.
Как
правило, социальные психологи
Кроме
того, с доминированием связывают
импровизационную активность и
инициацию действия. Считается, что
наиболее успешными лидерами
являются лица, склонные к торгу,
равнодушию к межличностным
Задача
доминирующей личности —
Доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи. Не меньшее значение имеет удовлетворенность браком, при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.
2. Ответственность.
Ответственность относится к
числу наиболее сложных по
содержанию понятий в
В рамках
теории морального сознания
1) автономная субъективная ответственность,
2) ответственность как социальная обязанность,
3) ответственность,
основанная на принципах
Типология
Ф. Хайдера основана на концепции
приписывания (атрибуции) ответственности
за действия себе или
1) «ассоциация» — человек отвечает за каждый результат, который как-то связан с ним,
2) «причинность» — человек ответственен даже тогда, когда не мог предвидеть результат,
3) «предвидимость»
— ответственность за любое
предвидимое последствие
4) «намеренность»
-ответственность только за то,
что человек намеревался
5) «оправдываемость»
— ответственность за действия
человека разделяется с
Личностную
ответственность связывают с
ее проявлением в поведении: «Степень
личной ответственности — это
чувство определенной
3. Эмоциональная
близость. Психологически она основана
на мотивации аффилиации. Мюррей
в 1938 г. описывал мотив потребности
в аффилиации следующим