Функционирование этических принципов в психолого-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:33, реферат

Краткое описание

Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). В образовании все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей учащихся получать знания на основании собственного опыта посредством рефлексии.

Содержание

Введение
Нормы профессиональной этики
Этические принципы в психолого-педагогической деятельности
Этический кодекс педагога-психолога
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.78 Кб (Скачать файл)

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Функционирование    этических принципов в психолого-педагогической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Студент 1 курса                               специальность «Психология и социальная педагогика»

                                                                                  ЖАРИНОВА В.В.

 

 

 

 

Смоленск, 2013 год

Содержание

 

  1. Введение
  2. Нормы профессиональной этики
  3. Этические принципы в психолого-педагогической деятельности
  4. Этический кодекс педагога-психолога
  5. Заключение
  6. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

На пороге нового тысячелетия  российское общество испытывает потребность  в активном участии психологов во всех сферах жизнедеятельности человека: в политике, торговле, управлении, промышленности, здравоохранении, армии и других. Особого внимания заслуживает деятельность психологов в системе образования.

Главной целью образования в  современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию  и саморазвитию, к свободному и  компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее  образование ставит на первый план создание таких условий, которые  бы способствовали активизации творческого  потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). В образовании все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей учащихся получать знания на основании собственного опыта  посредством рефлексии. Для педагога-психолога, работающего в образовании, важно ответить на вопрос: «Создает ли образование условия для полноценного функционирования, психического и физического здоровья, личностного роста ребенка?». В настоящее время профессия педагога-психолога становится массовой, поэтому весьма актуальной является проблема понимания того, каким должен быть педагог-психолог?

  1. Нормы профессиональной этики

Для педагога-психолога важно  соблюдать этические принципы в  своей работе. Существует широкое  и узкое понимание этики.

Этика в широком смысле - это понимание идеалов, моральных  принципов, нравственности и норм поведения, назначения человека и смысла его жизни. Этика имеет очень большое значение в работе педагога-психолога. С одной стороны, он должен соблюдать многие этические принципы в общении с детьми, с другой стороны, передает этические знания ученикам, помогает усвоить их и строить на этой основе свое поведение. Многие этические принципы являются основой профессионализма педагога-психолога. В их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др.

Этика стоит на трёх столпах: право, мораль и нравственность. Следует разделять эти понятия.

• Право — это фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек несет строго установленную ответственность (при этом хорошее право всегда должно отражать существующие общественные нормы и соответствовать общему уровню развития данного общества).

• Мораль — это неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи. Одним из центральных понятий морали является чувство долга перед окружающими людьми.

• Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали. Таким образом, нравственность — это этическая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства.

Соответственно, при рассмотрении основных этических регуляторов  функционирования деятельности педагога-психолога можно было бы выделить следующие уровни:

 

Правовой уровень.

Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая  декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога–психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ». К сожалению, многие из этих документов декларативны, и построены скорее по принципу «избегания нежелательного», то есть оставляют открытым вопрос о том, что же есть должное, справедливое и прекрасное…

 

Моральный уровень.

Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к сожалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «Кодексах», «Уставах»  и даже «Стандартах», где часто  отмечаются такие принципы, как «Не  навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков  он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)». Опыт показывает, что многие из этих принципов все–таки нуждаются в уточнении и комментариях, иначе часть педагогов-психологов воспринимает их буквально, что нередко приводит к недоразумениям и даже к негативным последствиям. Поэтому в последующих разделах данной работы этические принципы педагога-психолога будут рассмотрены более подробно.

При всей важности этических  принципов вполне возможны, к сожалению, ситуации, когда психолог прекрасно  знает основные этические требования, но фактически не выполняет их. Кроме  того, возможны неординарные ситуации, под которые сложно подобрать  тот или иной «принцип» и когда  приходится принимать решение самостоятельно. Как раз для такой этической  импровизации и необходим нравственный стержень личности психолога, позволяющий  ему брать ответственность на себя и сохранять свою профессиональную честь и совесть.

Нравственный  уровень.

Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно–смысловую  зрелость педагога-психолога, сформированное ценностно–нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога, с одной стороны, нет стремления навязывать именно свою точку зрения ученику (клиенту), но, с другой стороны, нравственность предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе. Рассмотрение этических проблем на нравственном, мировоззренческом уровне нередко связывают с общечеловеческими ценностями.

 

  1. Этические принципы в психолого-педагогической деятельности.

 

Психологу, работающему в разного рода образовательных учреждениях, предъявляются особые этические требования. Прежде всего, это связано с тем, что объектом его исследования чаще всего являются дети. А дети обладают комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогический психолог работает с учениками в тот период их развития, когда они на практике постигают различные социальные отношения, требования коллектива, и когда у них формируются морально-этические нормы. 

В практике педагогической работы психолог работает с педагогами и зачастую выполняет те же функции, что и  педагог, чтобы добиться положительного воздействия на личность ученика, педагог-психолог должен сочетать разумную требовательность к ученикам о доверие к ним.

Главный этический принцип работы педагогического психолога заключается  в том, чтобы при любых условиях сохранять объективное отношение  ко всем ученикам и стараться не быть вовлеченным в разного рода отношения симпатий и антипатий между учителями и учениками.

 

Условно можно выделить два  основных уровня этических принципов  в психолого-педагогической деятельности.

 1. Очевидные, и даже в чем–то «банальные» принципы, типа «не кричи на ученика», «не бей ребёнка», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются.

Например, педагог-психолог неоправданно оскорбляет ученика, доводя его до истерики, или использует в некоторых случаях совершенно не адекватные методы (был случай, когда один весьма «солидный» специалист в профконсультации под видом «инноваций» применил метод иглоукалывания, да еще в затемненной комнате, при свечах и с полуобнаженным телом ошарашенного подростка).

2. Традиционно выделяемые этические  принципы. На основании анализа и обобщения разных этических систем можно выделить наиболее часто упоминающиеся этические принципы.

Не  навреди! Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на достижение таких целей, как благополучие, здоровье, личностное развитие учеников.

Во время проводимой работы педагог-психолог должен убеждается в  том, что все участники дали свое добровольное согласие, их здоровье и  благополучие не подвергается опасности.

Не  оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: «не навешивай ярлыков». Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух! А еще лучше так организовать работу, чтобы на каком–то ее этапе сам «прозревший» клиент начал рассказывать о своих недостатках, а педагог-психолог еще бы и объяснял ему, что, мол, «не все так уж и плохо».

Соблюдай  профессиональную тайну (принцип конфиденциальности). Но и этот принцип не следует понимать буквально. Например, в условиях работы профконсультанта в школе все–таки приходится сообщать какие–то результаты своей работы (самого общего плана) администрации, которая также имеет право знать, что именно делает педагог-психолог со вверенными ей (администрации) учащимися. Однако категорически запрещается сообщать сведения о школьниках, которые могут нанести им хоть какой–либо ущерб, даже тогда, когда сами школьники будут заявлять, что им «все равно, что о них будут рассказывать».

Уважай  своих коллег по работе, их право  на профессиональное творчество и самостоятельный  выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано, тактично и конструктивно. Идеальный вариант конструктивной критики — помочь своему коллеги из пока еще несовершенной новой методики (или психолого–педагогического приема) сделать что–то эффективное и интересное. Но на это не каждый способен, так как в этом случае придется преодолеть в себе зависть по отношению к тому, кто «осмелился творить», а также выйти за рамки существующих стереотипов работы и даже в слабой пока еще идее суметь увидеть перспективные моменты.

Не  выясняй отношений с коллегами  по работе в присутствии учащихся. Конечно, если такое выяснение проводится с Вами в грубой форме, то ученик или студент поймет, что Вас оскорбляют, но и доверие к Вам также может несколько понизиться, так как Вы допускаете по отношению к себе такое обращение. В любом случае первым делом следует увести своего коллегу в другое помещение, с глаз ученика…

Не  отнимай права самому отвечать за свои права и поступки. Важнейшей целью психолого-педагогической помощи является не просто решение конкретной проблемы клиента, но стремление сформировать у него способности и чувство ответственности за свою судьбу. Лишь только в том случае, когда человек явно не готов к такой ответственности, то только тогда психологу придется взять основную ответственность за принимаемые решения на себя. Но и эта ответственность реально не заменяет ответственность самого человека за свою жизнь.

Не  дезинформируй. Иногда педагог или психолог ради «сохранения чести мундира» или ради «поддержания своего «имиджа» говорит о том, чего сам не знает, боится признаться в ранее сказанной неправде и т. п. Это может привести к принятию человеком неверных решений и сильно осложнить для него жизнь.

 

  1. Этический кодекс педагога-психолога.

Как было уже отмечено, существует широкое и узкое понимание  этики.

Этика в узком смысле, профессиональная этика - это следование общим принципам морали и выработка  на их основе правил поведения и  общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в кодекс, т. е. свод правил, обязательных для исполнения всеми представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны общественным сознанием на протяжении времени). Обычно в кодекс включают и те нормы, которым следует большинство представителей профессии.

На Всероссийском съезде практических психологов образования был предложен проект Этического кодекса педагога-психолога Службы практической психологии образования.  Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу-психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса  входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога  образования.

Информация о работе Функционирование этических принципов в психолого-педагогической деятельности