Функционирование этических принципов в психолого-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:33, реферат

Краткое описание

Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). В образовании все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей учащихся получать знания на основании собственного опыта посредством рефлексии.

Содержание

Введение
Нормы профессиональной этики
Этические принципы в психолого-педагогической деятельности
Этический кодекс педагога-психолога
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.78 Кб (Скачать файл)

Этические принципы призваны обеспечить:

- решение профессиональных задач  в соответствии с этическими  нормами; 

- защиту законных прав людей,  с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов и др. лиц, с которыми работает психолог;

- сохранение доверия между педагого-психологом и клиентом;

- укрепление авторитета психологической  службы образования среди обучающихся,  воспитанников, родителей и педагогической  общественности.

Основными этическими принципами являются:

Принцип конфиденциальности.

Принцип компетентности.

Принцип ответственности.

Принцип этической и юридической  правомочности.

Принцип благополучия клиента.

Принцип профессиональной кооперации.

Принцип информирования клиента о  целях и результатах обследования, -данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Разберем подробнее некоторые  из них.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

Все, что обсуждается между педагогом-психологом и учеником, и вся информация, полученная об ученике в ходе уроков и вне их, остается известной только им двоим. Ничто не должно быть обращено во вред ни педагогу-психологу, ни ученику. Если не будут соблюдены дополнительные условия, ничто не должно обсуждаться  с другими людьми: родителями, другими  учениками или учителями. Специалист может обсуждать с посторонними свои мысли, чувства и поведение, но не мысли и чувства других, которые доверены ему.

Для того чтобы иметь моральное  право на использование полученной информации, необходимо добиться разрешения у ребенка на обсуждение этих сведений с другими людьми. Взрослый человек  также не имеет морального права  скрывать от ребенка, какие решения  могут быть приняты на основе полученных сведений.

Иногда бывает, что педагог-психолог считает себя профессионально обязанным  обсудить информацию с кем-то более  компетентным или имеющим больше влияния на ребенка с целью  оказать ему помощь в серьезной  ситуации или предотвратить серьезный  проступок, а ребенок не дает ему  разрешения. В этом случае возможно просто заранее поставить ученика в известность о том, с кем и в каком объеме педагог будет обсуждать полученные сведения, но если такого разрешения не получено или он заранее не предупредил ученика, хранить тайну обязательно.

Данное правило распространяется на все сведения об особенностях личности, характера, поведения и успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учеников сложно. Избежать этих трудностей помогут несложные правила:

  • не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь (например, если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках;
  • договориться с детьми, что они могут подойти и предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждался где бы то ни было (дать им право «вето»).

Кроме того, принцип конфиденциальности предполагает проведение личных разговоров с учениками в соответствующей  обстановке (без присутствия посторонних  людей или иных отвлекающих моментов); взаимное уважение педагога-психолога  и ученика, избегание высказываний, дискредитирующих личность, наносящих  ущерб престижу и достоинству; соблюдение нейтралитета и свободу от авторитетов, максимальную объективность; желание  идти от возможностей и потребностей ученика, давать рекомендации, а не жесткие указания.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика - его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность. Соблюдение данного принципа приведет к тому, что педагог будет стараться максимально обосновать свое решение, используя теоретические знания и по нескольку раз перепроверяя результаты наблюдений за учеником. Если специалист стремится быть объективным, то он не будет слепо доверять мнению других людей, может быть, даже и более знающих. В сомнительных и спорных случаях педагог-психолог может прибегать к советам экспертов - более опытных учителей, психологов, своих преподавателей, - к литературе и др. Он будет сравнивать мнения разных людей со своими выводами и принимать решения только на основе этих сравнений.

Быть объективным педагогу-психологу  поможет соблюдение морального закона «не навреди». Это относится как к словам и действиям, направленным на учеников, так и к разговорам и выводам о них. Любое возможное отрицательное воздействие на ребенка, проистекающее из поведения специалиста, должно быть исключено.

Соблюдение принципа объективности  поможет педагогам-психологам избежать многих ошибок в оценивании учеников и, следовательно, конфликтов с ними, коллегами и родителями. Разумеется, объективность потребует большой  работы, особенно для начинающих, которые  только учатся делать выводы о детях  на основе анализа реальных поступков, но эта работа обернется доверием со стороны учеников, которые быстро поймут, что педагог-психолог не делает необоснованных и неоправданных  выводов.

3. Принцип юридической  и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

Данный принцип говорит также  о том, что ученик должен быть полностью  проинформирован о способах использования  выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (например, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе  оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в  школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

4. Принцип благополучия  клиента (морально-позитивного эффекта) Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка  или учителя темы либо разговор получился  резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный «портрет» человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всегда следует помнить: что бы. ни происходило во время тестирования, какими бы «плохими», с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель не должен уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным. Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.

5. Принцип компетентности.

1. Психолог четко определяет  и учитывает границы собственной  компетентности.

2. Психолог несет ответственность  за выбор процедуры и методов  работы с клиентом.

6. Принцип профессиональной кооперации. Работа едагога-психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от  публичных оценок и замечаний  о средствах и методах работы  коллег в присутствии клиентов  и обследуемых лиц. 

3. Если этическое нарушение не  может быть устранено неформальным  путем, психолог может вынести  проблему на обсуждение методического  объединения (МО), в конфликтных  ситуациях - на этическую комиссию  регионального научно-методического  совета службы практической психологии  образования. 

7. Принцип информирования  клиента о целях и результатах  обследования. В процессе профессиональной деятельности педагог-психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты. В ходе работы по оказанию психолого-педагогической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

Психолог должен информировать  участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые  могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей  работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

Для получения согласия клиента  на психологическую работу с ним  психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для  понимания клиента язык.

Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту  только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

 В ходе обследования педагог-психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Таковы некоторые основные принципы профессиональной этики, соблюдение которых  обязательно в работе педагога-психолога.

7. Заключение

Работа педагога-психолога требует не только теоретических познаний и практических навыков, но и обязательного выполнения моральных и этических принципов. Педагог-психолог работает с очень тонким и легкоранимым материалом – личностью ребёнка. Есть такая поговорка: «Сапер, ошибается один раз». Мне кажется что она применима и к профессии педагога-психолога. Ошибка, допущенная единожды, может оказаться критической как для клиента, так и для самого психолога. Поэтому – этические принципы в психолого-педагогической деятельности должны иметь место не только на бумаге как свод правил, но громадное функциональное значение, т.е. должны быть  «применимы» каждым педагогом и психологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Литература и источники.

  • Этический кодекс педагога-психолога
  • "Основы этических знаний" под ред. профессора Росенко, М.Н, 2008г.
  • «Введение в психолого-педагогическую деятельность» Климов Е.А., 2003г.
  • http://drofaural.blogspot.ru/2012/10/blog-post_7275.html
  • http://mostiont.ucoz.ru/news/pedagogicheskaja_ehtika_i_moral/2012-09-06-492

 

 

 


Информация о работе Функционирование этических принципов в психолого-педагогической деятельности