Характеристика детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности.
Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком
индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.

Содержание

Введение
Понятие и сущность данного вида отклонения .
Причина возникновения
Классификация детей с нарушением слуха .
Содержание коррекционно - педагогической работы с детьми , имеющими нарушения слуха .
Диагностика детей с нарушениями слуха.
Серия коррекционно - развивающих игр для детей , имеющих нарушения слуха.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 51.14 Кб (Скачать файл)

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности ДОУ являются:

- создание  команды единомышленников, куда  вошли учитель-логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор  по физической культуре, медицинский  персонал;

- повышение  профессионального уровня всех  специалистов;

-организация  коррекционно-развивающей среды, стимулирующей  речевое и личностное развитие  ребенка. 

ЦЕЛЬ: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ комбинированного вида.

ЗАДАЧИ:

1. Выстраивать  механизм взаимодействия между  специалистами.

2.Осуществлять  тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно  выявлять детей с речевыми  нарушениями;

4.Создать  пространственно-речевую среду в  ДОУ;

5.Корректировать  и предупреждать речевые нарушения  во всех видах деятельности.

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

 

 Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 5 детей или микрогруппы 2-3 ребёнка.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи      с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

 

    Задачи коррекционного обучения:

- воспитание активного  произвольного понимания речи;

- практическое усвоение  лексических и грамматических  средств языка;

 

  -формирование правильного  произношения (воспитание артикуляционных  навыков    звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению  грамоты, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной  речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

 

  Работа учителя-логопеда (логопедический пункт). Основные задачи:

-        социальная адаптация детей в коллективе;

-        развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

-        осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

-        обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

-        создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

-        взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.          

Звуковая культура речи:

-        Развитие фонематического слуха

-        Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

-        Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению

-        Воспитание чёткого произношения

-        Развитие голоса и речевого дыхания

-        Развитие фонематического восприятия

Развитие и обогащение словаря:

-        Образование относительных и притяжательных прилагательных

-        Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

-        Развитие словаря признаков

-        Развитие глагольного словаря

-        Обобщение группы слов

-        Уточнение названий понятий, предметов и их частей

-        Уточнение лексического значения слов  

Коррекция речи:

-        Развитие общей координации и мелкой моторики руки

-        Охрана зрения

-        Развитие сенсорики

-        Коррекция эмоционально-волевой сферы

-        Развитие высших психических функций

-        Коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

-        Развитие невербальных средств общения

-        Развитие речевого общения

-        Обучение передавать свои мысли и чувства

-        Обучение пересказу

-        Обучение рассказыванию по серии картин

-        Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

-        Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

-        Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

-        Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.формирование движений органов  артикуляционного аппарата, посредством  артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. добиваться правильного произношения  звука в связной речи. 

 

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1.подготовительный этап

2.этап постановки звука

3.этап автоматизации

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных  умений и навыков.

1.Подготовительный этап.  Основная цель— включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

В задачи подготовительного этапа входит:

- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

- умение опознавать (узнавать) и  различать фонемы. 

Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции    логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звук.  Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука.    Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи. 

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации. 

4. Дифференциация смешиваемых звуков.  Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

5.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.  Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. 
     На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. 

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей  детей.

Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического и грамматического строя речи;

в формировании навыков связной речи.

Задачи:

1. Активизация и обогащение словаря  всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование  относительных  и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

2. Развитие грамматического строя  речи:

2.1 Образование падежных форм  существительных единственного и множественного числа.

2.2  Образование сложных слов.

2.3 Образование глаголов при  помощи приставок.

2.4 Согласование существительных  с прилагательными и притяжательными  местоимениями в роде, падеже  и числе.

2.5 Употребление простых и сложных  предлогов.

2.6 Образование существительных  с уменьшительно-ласкательными и  увеличительными суффиксами.

2.7 Согласование существительных  с числительными в роде, падеже  и числе.

2.8 Дифференциация глаголов совершенного  и несовершенного вида

2.9 Образование сравнительной степени  прилагательных.

3. Развитие связной речи:

3.1 Составление описательного рассказа  по опорной схеме (по предмету, по картинке).

3.2 Составление рассказа-сравнения  по схеме.

3.3 Составление рассказа (загадки-описания) по плану.

3.4 Составление рассказов по  сюжетной картине, по серии сюжетных  картин.

3.5 Придумывание окончания рассказа.

3.6 Составление рассказа по предложенным  словам.

3.7 Составление рассказа из личного  опыта.

3.8 Пересказ рассказа,  доступного по содержанию.

4. Развитие психических процессов, мелкой моторики. 

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.    

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя, реализующего НРК,  медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.  

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.   

Важно, чтобы логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли бы контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях.

индивидуальные и тематические консультации;

открытые занятия;

подбор и распространение специальной педагогической литературы;

проведение лекций и бесед на педагогических советах;

разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;

рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза;

занятия по заданию логопеда на закрепление речевого материала;

упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.   

Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпо-ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.

упражнения: воспитывающие темп и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;

досуги;

согласование сценариев праздников, развлечений;

логоритмические разминки «Веселая полянка».    

Информация о работе Характеристика детей с нарушениями слуха