Характеристика детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности.
Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком
индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.

Содержание

Введение
Понятие и сущность данного вида отклонения .
Причина возникновения
Классификация детей с нарушением слуха .
Содержание коррекционно - педагогической работы с детьми , имеющими нарушения слуха .
Диагностика детей с нарушениями слуха.
Серия коррекционно - развивающих игр для детей , имеющих нарушения слуха.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 51.14 Кб (Скачать файл)

Инструктор по физическому воспитанию по просьбе логопеда проводит комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.    

Формы работы с узкими специалистами разнообразны – это консультации, семинары, открытые занятия, логоритмика, оказание помощи в подборе соответствующей методической литературы, организация речевой работы с детьми и т.д. 

Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: 

- личный контакт; 

- участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций  для родителей по вопросам  организации          коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

- индивидуальные консультации;

- заполнение тетрадей для домашней  работы;

- проведение открытых занятий;

- оформление уголка для родителей.

 

                                             

  1. Диагностика детей с нарушениями слуха.

Чрезвычайно важное значение для дальнейшего развития, обучения и реабилитации детей с нарушениями слуха имеет диагностика на ранних этапах жизни ребенка. Чем раньше выявлены пороги потери слуха, тем больше шансов, что благодаря лечению или своевременному слухопротезированию ребенок овладеет речью, сможет нормально развиваться и учиться.  
     Недостаточность слуха разделяется на два вида: глухота и тугоухость. Глухие не различают речь окружающих на слух даже при использовании слуховых аппаратов. Дети с глухотой обучаются в специальных дошкольных учреждениях и школах. Тугоухость бывает четырех степеней в зависимости от порогов воспринимаемых звуков. Слабослышащие воспринимают речь окружающих, хотя и с затруднениями, при использовании слуховых аппаратов или звукоусиливающей аппаратуры. Все нарушения слуха разделяют на 3 группы: наследственные, врожденные и приобретенные. Тугоухость в свою очередь подразделяется на кондуктивную, при которой имеются нарушения звукопроводящей системы, и нейросенсорную, при которой повреждена звуковоспринимающая система. 
     Наличие факторов риска по глухоте и тугоухости: неблагоприятное течение беременности, инфекции матери в этот период (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция), патологические роды, патологии периода новорожденности, вирусные инфекции, сепсис, болезни лор-органов, применение ототоксичных антибиотиков во время беременности матери и у новорожденного ребенка является показаниями для проведения ранней диагностики слуха у детей. Наследственная патология у детей, родители которых имеют нарушения слуха, составляет 50%, поэтому у них диагностика нарушений слуха также проводится на самых ранних этапах жизни. 
     Реакция на звук у новорожденных появляется на 2-3 неделю жизни. Гуление переходит в лепет в возрасте 4-5 месяцев. Если у родителей появляются малейшие подозрения, что ребенок не реагирует на звуки, гуление постепенно затухает, не переходя в лепет, в более позднем возрасте задерживается речевое развитие, они должны немедленно сообщить об этом своему участковому педиатру или отоларингологу. Дальнейшее обследование слуха проводит врач-сурдолог. Диагностика нарушений проводится при помощи аудиологического обследования. В настоящее время для маленьких детей применяют акустическую импедансометрию, компьютерную аудиометрию по СВП и методы регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Это позволяет точно выявить степень слуховых нарушений и спланировать дальнейшие реабилитационные мероприятия. Раннее слухопротезирование детей, консультации и занятия сурдопедагога позволяют свести к минимуму последствия нарушенного слуха для дальнейшего развития детей. В последнее время очень успешно проводятся операции по вживлению кохлеарных имплантантов детям с патологиями слуха. Чем раньше сделана такая операция, тем выше ее результативность. Дети с кохлеарными имплантантами при условии своевременного проведения операции и прохождении курса занятий у сурдопедагога и логопеда, могут в дальнейшем обучаться в обычной массовой школе. 

  1.  Серия коррекционно - развивающих игр для детей , имеющих нарушения слуха.                                                 

Физкультминутка:

Буратино потянулся, (Руки вверх)

Раз нагнулся,

Два нагнулся. (Наклоны вправо – влево)

Руки в стороны развел, (Руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, (Повороты головой влево – вправо)

Нужно на носочки встать. (Встать на носочки, тянуться вверх.)

Молодцы! А сейчас возьмите азбуку и сядьте за столы. (П)

(Прочтение предложения для составления  его из разрезной азбуки с  доски)

Лови шарик

Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.

Оборудование: желобок, шарик,

Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.

Ход игры

Педагог кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.

Цветные коврики

Цель: учить детей дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета.

Оборудование: четыре листа картона красного, желтого, зеленого и синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные).

Речевой материал: коврик. Какого цвета? Красный, синий, желтый, зеленый.

Ход игры

Педагог вместе с детьми рассматривает «коврики», предлагает подложить таблички с названиями соответствующего цвета. Затем предъявляются изображения игрушек (возможно называние игрушек с подбором табличек) и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).

Флажки

Цель: формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета, а также с учетом всех свойств предмета (по памяти).

Оборудование: флажки разного цвета, формы, величины (по три квадратных, прямоугольных, треугольных флажка трех цветов и трех величин) для каждого ребенка и демонстрационный набор у педагога, три стаканчика, ширма.

Речевой материал: какой по форме, цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.

Три медведя

Цель: учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.

Оборудование: два фланелеграфа, контурные изображения домика, двух-трех деревьев и бумажные фигурки трех медведей: большого, среднего и маленького, три бумажные полоски разной длины, таблички.

Речевой материал: посмотри, большой, средний, мал кий, там, тут, слева, справа, из дома, медведь к дому, сделай также.

Ход игры

Дети сидят перед фланелеграфами, которые стоят рядом друг с другом. На одном фланелеграфе размещаются домики (в центре) и деревья. В углу фигурки трех медведей. На другом - полоски разной длины (тоже в углу).

Педагог сообщает: «К нам в гости пришли три медведя. Они загадают загадки. Вы будете отгадывать. Надо узнать, куда и откуда они идут». Дети внимательно рассматривают фланелеграф с бумажными полосками и потом на другом фланелеграфе расставляют медведей также, как расположены бумажные полоски.

Ведущий (сначала это педагог) расставляет бумажные полоски в любом порядке и в любом месте фланелеграфа. Например, полоски размещаются в левой части фланелеграфа: сначала большая, потом маленькая, затем средняя. Затем кто-нибудь из детей расставляет также фигурки медведей на другом фланелеграфе. В данном случае фигурки должны стоять слева от домика: сначала большой мишка, потом маленький и, наконец, средний. Если ребенок ошибается, ему могут помогать остальные дети.

 

Заключение

Логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей, подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.

Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. XX в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учителя связывают с недостатками воспитания, низким контролем стороны родителей, социальной запущенностью. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов.

В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению

При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать.

Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.

 

 

 

 

Литература

1.Борякова Н.Ю. Педагогические системы  обучения и воспитания детей  с отклонениями в развитии- М.:АСТ; Астель, 2008 - 222 с. (Высшая школа)

2.Лубовский В.И. Специальная психология. - М.: Дело, 2003, 464с.

3.Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей  с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст/ Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс  Стиль, 2003. - 320 с.

4. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная  педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под  ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский  центр «Академия», 2002. С. 134

5. Стребелева Е.А. Специальная  дошкольная педагогика: Учебное  пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова  и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 127

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. С. 137

6.Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет- М.: «Советский спорт», 2003 - 68 с.

7. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. - М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.

 


Информация о работе Характеристика детей с нарушениями слуха