Хореография и дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера

Содержание

Введение
1. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей
1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
2. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии
2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей
2.2 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.83 Кб (Скачать файл)

 

Нельзя не сказать о  том, что важной чертой педагога в  воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать  педагогическую ситуацию, пути и возможности  исправления допущенных ошибок. Важно  иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта  способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования  благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной  атмосферы в классе.

 

Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт  изменяют интересы и возможности  детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные  черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

 

Список использованных источников

 

1. Возрастная и педагогическая  психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.

 

2. Кудрявцев В.Т. Развитие  детства и развивающее образование  - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.

 

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

 

4. Михайлова М.А., Горбина  Е.В. Поем, играем, танцуем дома  и в саду. Ярославль: Академия  развития, 1997.

 

5. Пинт А. О. Высокое  призвание. М, 1973.

 

6. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.

 

7. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

 

8. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

 

9. Психология детства:  Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047. - 224с.

 

10. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. - 704с.

 

11. Развитие творческой  активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.

 

12. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

 

13. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.

 

14. Селиванов В.С. Основы  общей педагогики: Теория и методика  воспитания: Учебное пособие / В.С.  Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.

 

15. Станиславский КС Полное  собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.

 

16. Станиславский КС. Этика.  М., 1981.

 

17. Сухомлинский В.А. Избранные  педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.

 

18. Тарасов Н.И. Классический  танец. М., 1975.

 

19. Тарасов Н.И. Классический  танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.

 

20. Уфимцева Т.И. Воспитание  ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.

 

21. Ухтомский А. Общая  психология: Учебник. - М.: Просвещение. 1970. - С. 117.

 

22. Халфина С. Воспоминания мастеров московскоft">

В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного  характера. Воспитывает все, что  связано с участием детей в  коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные  и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные  беседы, лекции на этические темы формируют  маленького человека, развивают в  нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

 

Формы можно условно разделить  на основные, дополнительные и формы  художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание  музыки, знакомство с творчеством  мастеров хореографии. Такой работой  можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или  индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для  детей время. К формам художественно-эстетического  самообразования относятся: самостоятельное  изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих  знаний в области хореографии.

 

Методы можно разделить  на словесные, практические, наглядные [7, с. 38].

 

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей  является наглядный метод. Исполнительское  мастерство педагога-руководителя, его  профессиональный показ порой восхищает  детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным  показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят  методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный  и выразительный показ, но и его  возможные ошибки. Дети подражают  своему педагогу в манере и характере  исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль  работы. Поэтому, пользуясь методом  наглядного показа, необходимо быть предельно  внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в  исполнительстве.

 

Педагог применяет в своей  работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной  подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому  искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста  личности. Интеллектуальное чувство, которое  испытывает ребенок в процессе овладения  знаниями - это та ниточка, на которой  держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень  крепким и необходимым. Занятия  становятся интересными, и тогда  ребенок видит результаты своих  усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать  и укреплять.

 

В целях повышения эффективности  воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

 

Каждый педагог, в зависимости  от степени владения теми или иными  методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует  от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой  не сразу понимают педагога. Это  бывает от неумения ребенка слушать  и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается  постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви  к детям при использовании  этого метода.

 

Для повышения нравственного  потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно  обновлять и обогащать используемые формы и методы. Воспитательную функцию  берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие  у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной  цели сплачивает коллектив, настраивает  на единый творческий ритм, ставит во главу  общий, реально выполнимый интерес.

 

У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают  педагоги, которые на начальном этапе  работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую  постановочную работу на несложных  танцевальных элементах. Это придает  стимул детям в учебно-тренировочной  работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких  целей, достижение которых требует  больших возможностей, чем те, которыми они обладают [7, с. 39].

 

Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.

 

Каждое занятие, каждый шаг  в овладении детей исполнительским  мастерством рассматривается как  поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное  единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и  благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного  влияния коллектива на личность, о  которой мечтает вдумчивый воспитатель» [17, с. 49].

 

К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические  нормы, которые имеют большое  воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом  и учениками, наличие здорового  мнения в коллективе и активного  творческого процесса побуждает  детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.

 

В коллективе возникают неформальные объединения детей. В силу определенных обстоятельств они могут разделиться  на группы.

 

Если это произошло, не надо пытаться разобщать эти группы, противопоставлять их друг другу. Нужно  умело использовать эти неформальные объединения для улучшения художественного, нравственно-эстетического воспитания. Через группу можно воздействовать на каждого ребенка, формируя его  интерес, вкус, поведение. Каждая группа - это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера.

 

Воспитательный процесс  и активность детей обогащаются  присутствием традиций в коллективе - посвящения в хореографы, празднования дня рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших учеников в форме капустника или выпуска балетного спектакля, проведения торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Организация, развитие и осуществление традиций - дело педагога-руководителя, всех детей и актива в коллективе. Если они поддерживаются и передаются из поколения в поколение, проводятся систематически - это позволяет оценить социальную значимость деятельности коллектива, важность той роли, которую он играет в городе, районе или области.

 

Для придания стабильности, общей значимости коллектива необходимо его включение в более широкий  круг общения с другими коллективами, обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Это поможет детям  в творческом и человеческом общении. У них укрепляется сознание общественной роли своего творчества, своего авторитета, осознаннее становятся мотивы поведения. Этому поможет установление постоянных и прочных творческих связей между  педагогами не только внутри учреждения, но и в городе.

 

У каждого преподавателя  свой стиль работы, своя методика и  система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит  развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем  выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения [7, с. 39].

Информация о работе Хореография и дети