Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:08, доклад
Итак, нам предстоит разобраться в том, что же такое современный урок. В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»:
-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Введение………………………………………………………………… 3
Целеполагание на уроках в начальной школе………………………... 3-4
Триединые цели урока………………………………………….. 4-5
Приемы целеполагания ………………………………………… 5-6
Организация рефлексии на уроках в начальной школе ……………. 6-7
Функции рефлексии ……………………………………………. 7
Место рефлексии на уроке …………………………………….. 7-8
Классификация рефлексии ……………………………………. 8
Приемы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния ………... 8
Рефлексия деятельности ………………………………………. 8-12
Рефлексия содержания учебного предмета …………………. 12
Этапы обучения рефлексии ……………………………………….….. 12
Заключение ………………………………………………………….… 13
Приложение
Приемы целеполагания ……………………………………….. 15-17
Применение рефлексии на различных этапах
учебной деятельности …………………………………….…... 18-19
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе
эти вопросы, он развивается. Как
только он начинает
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
1. Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько
4. Определить закономерность
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Подводящий диалог
На этапе актуализации
Ситуация Яркого пятна
Среди
множества однотипных
Например, тема урока в 1 классе "Число
и цифра 6".
Группировка
Ряд слов, предметов,
фигур, цифр предлагаю детям
Например: тему урока
"Мягкий знак в именах существительных
после шипящих" можно рассмотреть на
классификации слов: луч, ночь, речь, сторож,
ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики
в 1 классе по теме "Двузначные числа"
можно начать с предложения: "Разделите
на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое
пятно", но в этом случае детям необходимо
через анализ общего и отличного, найти
лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов,
с обязательным неоднократным повтором
отгадок или предложенного ряда слов.
Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по
теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака,
ласточка, медведь, корова, воробей, заяц,
бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия
животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества,
обоснованных мнений, обязательно прозвучит
правильный ответ.) Формулируется учебная
цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между
известным и неизвестным. Последовательность
применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление
на двузначное число" для самостоятельной
работы предлагается ряд выражений:
12 * 6 14 * 3
32 : 16 3 * 16
15 * 4 50 : 10
70 : 7 81 : 27
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
- Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? "нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, "вится удивительным. как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
Этап учебной деятельности |
Цель |
Содержание |
Варианты вопросов |
Этап организационного момента и целеполагания |
обеспечивает побуждение учащихся к деятельности |
выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. |
Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.
С чего вы начнёте? |
этапе актуализации ЗУН учащихся |
Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности |
каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания |
|
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия |
Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. |
самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности |
Как поможет вам работа в парах? |
На завершающем этапе |
Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой |
Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. |
- Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма
работы понять и запомнить
степени сравнения прилагательн - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». |
Классификация |
Этап урока |
Задачи |
Приемы |
Вопросы |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
в начале урока |
установления эмоционального контакта с группой |
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). |
|
в конце деятельности. |
Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы | |||
Рефлексия деятельности |
на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ |
осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных |
прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость» |
|
в конце урока |
оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) | |||
Рефлексия содержания учебного материала |
Этап изучения учебного материала |
выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. |
прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием синквейна |
|
Источники информации
1.Технология целеполагания
2. Подходы к целеполаганию на уроке. http://www.eidos.ru.
3.Формирование навыка
4.Каким должен быть
5. Первое сентября, 2011, №19
6. Первое сентября, 2010, 22 февраля
Информация о работе Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС