Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:19, реферат
Цель проекта «Школа России» обеспечение современного образования младшего школьника средствами учебно-методического комплекта.
Современное образование - образование, отвечающее реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющее надежный потенциал для будущего.
«Школа России» создается в России и для России. Предлагаемая образовательная модель отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.
1. Основные подходы к построению учебного-методического комплекта "Школа России»
2. Особенности УМК «Школа России»
3. УМК «Школа России» и новый стандарт
Общность структуры, методической
системы и методического
Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебниках включают общие подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:
Учебники, по сути, направляют деятельность учителя:
Среди средств управления
учебно-познавательной деятельностью
учащихся, представленных в учебниках,
значительное место занимают аналитические планы.
Аналитические планы — это система вопросов,
которыми сопровождается практически
каждое задание. Их назначение:
Особую роль в учебниках выполняют сведения о языке, которые даются детям в основном для размышления, более глубокого понимания, осознания, в отдельных случаях — для запоминания. Проводимые в учебниках сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке.
Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности, на поэтапность и диалектичность организации обучения.
В структуре нового Стандарта важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий.Все учебники комплекта нацелены на обеспечение этих требований. Рассмотрим это на примере дорабатываемых учебников курса математики М. И. Моро.
Так, в рамках формирования
универсальных учебных действий
во всех учебниках наглядно представлены
основные структурные компоненты учебной
деятельности: постановка учебной
задачи (в форме вопросов или создания
проблемных ситуаций, наличие которых
повышает личностную мотивацию), контроль и оценка
При этом учитываются возрастные особенности детей и соблюдается принцип постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учителя и ученика (1-2 классы) к деятельности детей в парах (небольших группах) и к усилению самостоятельной деятельности учащихся в процессе постановки учебных задач и определения видов учебной деятельности при их решении.
В силу специфики учебного
предмета особое внимание авторы уделили
такой подаче учебного материала
на страницах учебников
Из этого следует, что главной при совершенствовании учебников была ориентация учебного материала и способов его подачи на максимально возможное включение учащихся в ситуации применения знаний в измененных условиях, в ситуации самостоятельного перехода от известного к новому, как в области знаний, так и в области способов учебных действий.
Проиллюстрируем сказанное на некоторых примерах.
Так, в учебнике 1 класса уже при знакомстве учащихся с отношениями между двумя группами предметов (больше, меньше, столько же) материал построен так, что дает возможность учащимся активно участвовать в поисках разных способов сравнения двух групп предметов (пересчет предметов каждой группы и сравнение полученных чисел и в практическом действии — образовании пар из объектов каждой группы) и самостоятельно делать выводы.
В учебнике 2 класса при введении понятия «длина ломаной», подача нового материала основывается на умение учащихся видеть разные функции одного и того же объекта и применять полученные знания в новых условиях. Так, ученики отмечают, что звенья ломаной — это отрезки, длины которых они уже умеют измерять, и делают выводы об одном из способов нахождения длины ломаной: измерить длину каждого звена и полученные результаты сложить.
Далее следует вопрос: «Сколько измерений при этом сделали?» (Столько измерений, сколько звеньев в ломаной).
Как найти длину ломаной, выполнив только одно измерение? По предложению учителя, ученики берут циркуль и самостоятельно находят другой способ определить длину ломаной, не измеряя длину каждого звена. Эти способы определения длины ломаной ученики в дальнейшем самостоятельно переносят на определение периметра многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата).
В учебнике 3 класса при рассмотрении способа умножения двузначного числа на однозначное (23 ? 4) предложенные вопросы направлены уже не на описание образца, как было ранее, а на выявление обобщенного способа выполнения действия: выясняется, какие числа умножаются (двузначное на однозначное), учащимся предлагается привести свой пример такого вида (15 ? 6, 34 ? 3, 44 ? 2 и т. п.), и рассказать, как должно быть представлено двузначное число и как выполняется умножение во всех случаях такого вида.
Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана ее решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем (для задач с большими числами) ис помощью схематических чертежей.
Уровень сложности заданий постепенно, но регулярно, повышается как за счет усложнения учебного материала, так и за счет увеличения числа рассматриваемых объектов и их свойств, за счет увеличения возможных оснований для сравнения и классификации различных объектов.
Так, при сравнении, например, числовых равенств классификация сначала проводится по одному признаку (по знаку действия), затем уже по двум признакам (как по знаку арифметического действия, так и на основе сравнения результата), позже — уже по трем признакам (добавляется сравнение компонентов действий). Аналогичное развитие имеет и система заданий геометрического содержания.
Овладение приемами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные умственные действия, развивает способность к проведению обобщений; облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.
В стандартах второго поколения очень большое внимание уделяется работе учащихся с информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других источников информации.
Так, в частности в учебниках «Окружающий мир» имеются ссылки на пособия для учащихся: атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне».
Специальная система заданий связывает учебник и рабочую тетрадь, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе.
Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Странички для любознательных», которая системно выстроена с 1 по 4 класс.
Стандарт второго поколения
позволяет строить процесс
Несомненно, ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.