Школьное расписание. Гигиенические требования к его составлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:49, реферат

Краткое описание

Расписание уроков относится к наиболее значимым школьным факторам, это один из важнейших видов планирования учебно-воспитательной работы и основной организационный документ, определяющий работу коллектива учителей и учащихся, администрации и учреждения в целом. Качество расписания в значительной степени определяет качество учебного процесса. Составление расписания регламентируется целым рядом нормативных документов и методик. Методические рекомендации по составлению школьного расписания включают в себя не только педагогические, организационные, но и гигиенические требования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
1. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности………. 4
2. Распределение уроков по степени сложности……………………………... 9
3. Рекомендации по составлению расписания………………………………. 13 Заключение……………………………………………………………………… 15
Приложение 1
Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02…………... 16
Список литературы…………………………………………………………….. 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по возрастной анатомии.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

 Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

 

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов  должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9-11 классов.

Для обучающихся в 5-11 классах распределять учебную нагрузку в недельном  цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число  баллов за день приходится на крайние  дни недели или когда оно одинаково  во все дни недели.

Современные исследования дают представление о зависимости  утомительности предмета от его трудности, хотя по некоторым предметам эти показатели значительно различаются. Эти представления дают возможность объединить два показателя в один – приемлемость предмета. Поэтому таблице И.Г. Сивкова можно предложить альтернативу – шкалу приемлемости предметов, которая учитывала бы компоненты трудности и утомительности обучения, а также особенности каждого образовательного учреждения и учебного плана каждого класса.

Шкала приемлемости состоит  из столбца «Предметы по рангу», куда вносятся предметы, ранги которых  были получены по результатам диагностики степени их трудности и утомительности методом экспертных оценок. По своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная шкала  приемлемости предметов

Как видно из таблицы 1, шкала состоит из пяти групп  трудности. Каждая группа имеет оценку в баллах – это постоянный компонент  шкалы, не подлежащий каким-либо изменениям. Содержание (т.е. набор предметов) каждой группы может меняться в зависимости от результатов диагностики. Она представляет собой вариативную часть шкалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала приемлемости предметов полученная в средней  общеобразовательной школе № 618 г. Санкт-Петербурга

                                     Шкала приемлемости предметов

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации  по составлению расписания

 

1. Суммарная нагрузка  в начале и конце недели  должна быть наименьшей (по ранговой  шкале трудности).

2. Контрольные работы  следует проводить на 2–4¬х уроках  в середине учебной недели.

3. Основная учебная  нагрузка в течение дня в  старших и средних классах  должна приходиться на 2–4¬е уроки. 

4. В понедельник и  пятницу не рекомендуется ставить  в расписание двухчасовые уроки. 

5. В начальной школе  недопустимо проведение сдвоенных уроков по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей возрастает в 7 раз. 

6. В 5¬м классе сдвоенные  уроки по одному предмету допустимы  только в исключительных случаях  и при условии их чередования  с более легкими уроками (или  уроком).

7. В средних и старших  классах сдвоенные уроки на  фоне модульной технологии построения  учебного процесса, наоборот, способствуют  сохранению здоровья учащихся.

8. Уроки, требующие  большого умственного напряжения (математика, русский язык, физика, химия), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (ритмика, физическая культура) – последними.

9. Занятия второй половины  дня должны проводиться не  ранее чем через 45 мин после  окончания последнего урока первой  половины дня. 

10. При расстановке  уроков в течение одного учебного  дня следует учитывать преобладающие  виды деятельности учащихся на этом уроке (чтение, рассматривание, письмо, активнодвигательная деятельность, практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать их.

11. Ежедневно количество  домашних подготовок должно быть  меньше, чем количество уроков  в расписании.

12. Не разрешается проводить  нулевые уроки

13. Предметы, требующие  больших затрат времени на  домашнюю подготовку (история, алгебра), не должны группироваться в  один день школьного расписания.

14. Следует помнить  о том, что при составлении  расписания уроков нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным планом на выполнение домашних заданий. Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

15. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения, что подразумевает валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5–7 мин). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение                        

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность  и утомительность. Утомительность характеризуется  изменением работоспособности, а трудность  предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

 Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Таким образом, при составлении  расписания занятий необходимо учитывать:

• распределение учебной  нагрузки по дням недели;

• распределение учебной  нагрузки в течение каждого дня  отдельно;

• чередование предметов  разных видов деятельности;

• соблюдение гигиенических  требований к расписанию уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Санитарно-эпидемиологические правила

                                          СанПиН 2.4.2.1178-02

"Гигиенические  требования к условиям обучения  в              общеобразовательных учреждениях" 

 

Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила вводятся в действие с 1 сентября 2003 г.                     

2.9. Требования к режиму  образовательного процесса 

2.9.1. В соответствии  со ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.  

 

Гигиенические требования к максимальным величинам  образовательной нагрузки

Классы 

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах|

При 6-дневной неделе 

При 5-дневной неделе 

1

-

20

2-4

25

22

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8-9

35

32

10-11

36

33


 

 

 

 Часы факультативных, групповых  и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально  допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

 

2.9.2. Продолжительность  учебной недели для обучающихся в 5 - 11 классах должна зависеть от объема недельной учебной нагрузки и соответствовать требованиям к максимальным величинам образовательной нагрузки.

 

2.9.3. Продолжительность  урока не должна превышать  45 минут.

 

2.9.4. В 1-е классы  принимаются дети 8-го или 7-го  года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует  проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с  соблюдением всех гигиенических  требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.

Обучение детей в 1-м  классе следует проводить с соблюдением  следующих требований:

- учебные занятия проводятся  только в первую смену;

- 5-дневная учебная  неделя;

- организация облегченного  учебного дня в середине учебной недели;

- проведение не более  4-х уроков в день;

- продолжительность уроков - не более 35 минут;

- организация в середине  учебного дня динамической паузы  продолжительностью не менее  40 минут;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;

- организация дневного  сна, 3-х разового питания и  прогулки для детей, посещающих  группу продленного дня;

- обучение без домашних  заданий и балльного оценивания  знаний обучающихся;

- дополнительные недельные  каникулы в середине третьей  четверти.

 

2.9.5. В оздоровительных  целях и для облегчения процесса  адаптации детей к требованиям  общеобразовательного учреждения  в 1-х классах применяется "ступенчатый"  метод постепенного наращивания  учебной нагрузки:

- в сентябре, октябре  - 3 урока по 35 минут каждый;

- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

 

2.9.7. В оздоровительных  целях в общеобразовательных  учреждениях создаются условия  для удовлетворения биологической  потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть  реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для  обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

 

2.9.8. Учебные занятия  следует начинать не ранее  8 часов, без проведения нулевых уроков.

В общеобразовательных  учреждениях с углубленным изучением  отдельных предметов, лицеях и гимназиях  обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных  учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

 

2.9.9. В классах компенсирующего  обучения количество обучающихся  не должно превышать 20 человек.

Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Независимо от продолжительности  учебной недели число уроков в  день должно быть не более 5 - в начальных  классах и не более 6 - в 5-11 классах.

Для предупреждения утомления  и сохранения оптимального уровня работоспособности  в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

 

2.9.14. Расписание уроков  составляется отдельно для обязательных  и факультативных занятий. Факультативные  занятия следует планировать  на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Информация о работе Школьное расписание. Гигиенические требования к его составлению